Открыта редакционная подписка на 2023 год
Подпишись выгодно!
Дмитрий Александрович Казанцев 

Дмитрий
Александрович
Казанцев


Руководитель Департамента правовой экспертизы B2B-Center
Дата актуальности: 13.11.2022 21:24:00
Материалы автора

Истоки промышленности и предпринимательства в России

История русского купечества не просто восходит к первым векам государственности — нет сомнений в том, что купцы вели свои дела еще в догосударственный период. Однако в современном виде становление российских предпринимательства и промышленности происходило постепенно. Эта эволюция отмечена рядом важных вех. Несколько из них стоит вспомнить именно в декабре.

Перспективы контрактной системы: косметические ремонты или живой организм?

Минувший год принес немало изменений в законодательство о государственных закупках. И хотя достоверно спрогнозировать дальнейшее развитие контрактной системы невозможно, но все же стоит отметить ключевые тенденции формирования законодательства и на их основании очертить основные варианты будущего отраслевого регулирования.

Изменение условий контракта: угроза общественным интересам или их защита?

24.10.2022   № 11 ноябрь 2022

Для хозяйствующих субъектов гражданским законодательством предусмотрен принцип свободы договора. Во исполнение этого принципа стороны свободны как подписывать договоры, так и менять двусторонними соглашениями их условия.

История Минфина России в трех портретах

Остановимся на трех виднейших главах Министерства финансов России, личности которых помогают яснее понять обстоятельства начала, середины и конца XIX века, в которых развивалось финансовое ведомство, а вместе с ним — и вся страна.

Единство противоположностей. Современные неконкурентные закупки на службе конкуренции

Традиционное представление о неконкурентной закупке сводится к тому, что это не более чем порочное и вынужденное отступление от общего правила о конкурентном порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое представление в большинстве случаев верно, хотя многообразие практики порой преподносит нам и противоположные примеры. Но для нас важнее то, что формальная классификация того или иного инструмента закупки в качестве «неконкурентного» сегодня вовсе не обязательно означает отказ от конкуренции. Современная неконкурентная закупка содержит потенциал реализации принципов конкуренции с меньшими издержками.


Тонкая настройка баланса. Новые права и возможности поставщиков в контексте актуальной правоприменительной практики

Выстраивание баланса прав и законных интересов во взаимодействии государственного заказчика и поставщика по госконтракту — это не прихоть теоретиков, а потребность бизнеса. Нивелирование интересов заказчика грозит необоснованными бюджетными расходами, ограничение прав поставщика — коллапсом всей контрактной системы. Ведь мало кто захочет работать на том рынке, где твои экономические интересы не защищены, а перспективы получения прибыли — туманны.

Малая электронная закупка: роботы на службе заказчика

01.08.2022   № 8 август 2022

Эффективная закупка в строгом соответствии с требованиями законодательства не всегда должна означать тяжеловесную и длительную процедуру. Потенциал конкуренции может быть использован в полной мере за счет автоматизации ключевых процессов классической закупки, отнимающих немало времени и сил у заказчика, — сбора и рассмотрения заявок потенциальных поставщиков. Именно в этой автоматизации и состоит суть так называемой малой электронной закупки.

Закупка медицинских изделий и лекарственных средств: новые правила и старые риски

01.07.2022   № 7 июль 2022

Приобретение за бюджетный счет медикаментов и необходимого для лечения оборудования представляет собой не только одну из наиболее важных сфер действия законодательства о контрактной системе, но и ту область, в которой наиболее наглядно видны и возможности, и недостатки действующих правил проведения закупок. Именно поэтому специфика закупки медизделий и лекарств представляет интерес не только с практической точки зрения, но и с точки зрения оценки перспектив развития контрактной системы.

Антикризисные меры и обновление стратегии закупочного регулирования

01.06.2022   № 6 июнь 2022

Необходимость оперативного противодействия кризисным явлениям вызвала к жизни целый комплекс точечных изменений, в том числе и в контрактной системе. Однако постепенно эти во многом разрозненные изменения выстраиваются в общую концепцию, за которой все яснее видятся контуры новых правил государственных закупок.

Финансовые реформы в истории страны как зеркало ее развития

05.05.2022   № 5 май 2022

Система государственных финансов в истории России не раз претерпевала изменения в ответ на вызовы времени. В мае есть повод вспомнить по меньшей мере две финансовые реформы второй половины XIX века. Исторический контекст этих преобразований не менее значим, чем их содержание.

Целеполагание и стратегия антикризисного регулирования закупок

05.05.2022   № 5 май 2022

Реакция на вызов экстраординарных экономических условий наиболее актуальна для сферы государственного заказа. Однако она не должна ограничиваться лишь ситуативными корректировками правил контрактной системы, даже если корректировки эти безусловно верны. На смену фрагментарным поблажкам должно прийти новое регулирование госзакупок, адекватное сложившимся условиям.

Антикризисные меры в сфере регулируемых закупок

04.04.2022   № 4 апрель 2022

В последнее время в России был принят целый комплекс мер, направленных на минимизацию негативных последствий кризиса для закупочной отрасли. Рассмотрим важнейшие из них и оценим потенциальное воздействие на отрасль.

Результат важнее процесса. Актуальные прецеденты правоприменительной практики

03.03.2022   № 3 март 2022

Что важнее: соблюсти процедуру закупки или обеспечить качество поставки? Этот вопрос неоднократно поднимался при обсуждении путей развития контрактной системы. И хотя пока еще рано говорить о формировании единообразной позиции регулятора и правоприменителя, но прецеденты рубежа 2021 и 2022 годов позволяют надеяться на то, что в качестве ключевого показателя качества закупки утвердится не процесс, а результат.

Выбор победителя конкурса: новые правила и старые ограничения

06.02.2022   № 2 февраль 2022

По традиции в новогоднюю ночь правила закупок претерпевают важные изменения. В прошлом году накануне 1 января был изменен порядок оценки заявок и выбора победителя конкурса, проводимого по правилам контрактной системы. Насколько существенно меняет это новшество ситуацию в государственных закупках?

Контрактная система — версия 2.0. Перспективы оптимизации процедур госзакупок

10.01.2022   № 1 январь 2022

Объемные изменения, внесенные в Закон № 44‑ФЗ, позиционируются как фундаментальное обновление системы государственных закупок. Предполагается, что новые правила сделают закупки эффективнее, а закупочные процедуры — проще и прозрачнее. Чего стоит ожидать от нововведений контрактной системы?

Электронное актирование

С 2022 года оформление документов, подтверждающих исполнение государственного контракта, должно осуществляться всеми государственными заказчиками в электронной форме с использованием функциональности Единой информационной системы (ЕИС)1. Этот механизм в обиходе именуют электронным актированием. При всех потенциальных удобствах этого механизма и государственному заказчику, и поставщику важно заранее понимать те трудности, которые могут возникнуть при его реализации.

История государственных закупок в России

Все новое — хорошо забытое старое. Это утверждение работает даже в отношении государственных закупок. Казалось бы, в современной сфере госзакупок действуют новые механизмы и инструменты (речь не идет о цифровых технологиях), но если изучить историю госзакупок Российской империи, то мы увидим: что-то подобное применяли уже тогда.

Контрактная служба. Можно ли организовать работу эффективно?

Контрактная служба, являясь одним из важнейших подразделений государственного заказчика, подчас может столкнуться с непониманием сути своей работы, а то и вовсе с противодействием. Встречаются и обвинения в неэффективности. Могут ли организационные усилия упростить работу контрактной службы и вывести ее на новый уровень?

Организация закупок в контексте международной практики

04.07.2021   № 7 июль 2021

Нормы контрактной системы являются не единственным вариантом организации системы государственных закупок. Знание зарубежных примеров проведения таких операций является важным условием для формулировки идей по улучшению отечественных закупок. Это вдвойне важно, поскольку российская система содержит большой потенциал для развития, и странно было бы этот потенциал не использовать.

Проведение закупок за счет бюджета в международной научной организации

08.06.2021   № 6 июнь 2021

Даже если научная организация, расположенная на территории России, не является субъектом специального законодательства о закупках, это не мешает ей организовать свою закупочную работу на основании принципов прозрачности и эффективности. При этом специфика исследовательской работы обуславливает специфику закупочного инструментария.

Оптимизационный пакет: грядущие изменения контрактной системы

29.04.2021   № 5 май 2021

К концу года государственным и муниципальным заказчикам необходимо научиться проводить закупки по новым правилам. Они предусмотрены так называемым оптимизационным пакетом изменений законодательства о контрактной системе, который был разработан Минфином России и внесен на рассмотрение Государственной думы (законопроект № 1100997-7).

Тенденции правоприменительной практики в контрактной системе

30.03.2021   № 4 апрель 2021

Практика всегда несравненно многообразнее самого подробного законодательного регулирования. В контрактной системе регулярно возникают вопросы, требующие разрешения в суде или в антимонопольной службе. При этом подходы правоприменителей к решению схожих вопросов регулярно претерпевают метаморфозы.

Национальный режим в госзакупках: перспективы 2021 года

29.12.2020   № 1 январь 2021

На практике национальный режим обычно ассоциируется с реализацией политики импортозамещения. Какие требования в связи с этим предъявляются к государственному заказчику? И о каких аспектах практической работы необходимо помнить при выполнении этих требований?

Анализ закупок 2020 года как ключевой фактор эффективности будущей работы

Для построения эффективной закупочной работы знание законодательства — условие необходимое, но не достаточное. Если заказчика интересует не просто исполнение законодательства, но и реальное качество закупочной работы, то важно уделить внимание тем аспектам, которые не урегулированы нормативными актами. Одним из них является ретроспективный анализ уже проведенных закупок.

Обоснование начальной цены как основа эффективности закупки

02.11.2020   № 11 ноябрь 2020

Начальная (максимальная) цена закупки является не только одним из условий закупочной документации. Ее корректное обоснование предопределяет эффективность всей дальнейшей закупки. Вот только для такого корректного обоснования заказчику необходимо учитывать целый комплекс факторов.

Будущее контрактной системы

В 2020 году регулирование государственных закупок претерпевает очередные изменения. Для того чтобы учесть их в своей работе, а еще лучше — приготовиться и к будущим изменениям, важно понимать направление мысли регулятора и его концептуальные подходы к развитию контрактной системы.

Ключевые направления дальнейшего изменения контрактной системы

В законодательство о контрактной системе постоянно вносятся самые разные изменения, но 2019 год стал временем особенно активного реформирования, затрагивающего концептуальные основы системы государственных закупок. Каких новелл стоит ожидать в самое ближайшее время и в обозримой перспективе?

Новая реформа контрактной системы и дальнейшие шаги по ее развитию

28.05.2019   № 6 июнь 2019

С июля 2019 года в очередной раз обновляются правила подготовки и проведения государственных закупок. Концептуально они направлены на то, чтобы облегчить работу заказчика. Но все равно их стоит подробно изучить, дабы во второй половине года не нарушить уже новые требования законодательства. Кроме того, стоит попытаться сформулировать те меры, которые позволят качественно повысить удобство взаимодействия всех добросовестных участников контрактной системы.

Развитие контрактной системы: оптимизация процедур и повышение эффективности

28.03.2019   № 4 апрель 2019

Представителями государственных регуляторов в I квартале 2019 года был озвучен целый ряд идей по развитию контрактной системы, и идеи эти заслуживают внимания. Еще до подготовки соответствующих законопроектов стоит подумать о том, что грозит заказчику и поставщику дополнительными издержками, а что, напротив, поможет эти издержки сократить без вреда для эффективности закупок.

Закон № 44­-ФЗ. Новшества 2019 года

07.02.2019   № 2 февраль 2019

В начале 2019 года Закон № 44-ФЗ не претерпевает фундаментальных изменений. Однако с новым годом вступили в силу несколько новелл, которые важно учитывать для грамотной организации работы госзаказчика.

Простая электронная закупка как будущее контрактной системы

В условиях постоянного усложнения закупочного законодательства заказчику приходится тратить все больше усилий на соблюдение закупочных процедур. Не всегда можно с уверенностью сказать, что каждое такое усилие повышает эффективность его закупок. Есть ли альтернативные пути развития контрактной системы?

Общие госзакупки ЕАЭС: условия необходимые и условия достаточные

24.07.2018   № 8 август 2018

Комплексная реформа российского законодательства о закупках возвращает нас к вопросу о построении общего пространства торгов в масштабах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот вопрос приобретает особенную практическую актуальность в связи с тем, что новеллы российского законодательства направлены на перевод основного объема регулируемых закупок в электронную форму.

Поддержка малого бизнеса в закупках: проблемы и перспективы

25.06.2018   № 7 июль 2018

В качестве едва ли не главной цели внесения комплексных изменений в Закон № 44­ФЗ и Закон № 223­ФЗ часто озвучивалась помощь малому бизнесу. Помощью должно было стать облегчение доступа малых предприятий к закупкам госзаказчиков и госкомпаний. Однако в том, насколько удалось достичь цели, стоит разобраться подробнее.

Проверка качества поставляемой продукции: проблемы и перспективы

28.03.2018   № 4 апрель 2018

Несмотря на всю строгость норм контрактной системы, регламентирующей едва ли не каждый шаг заказчика и поставщика, поставка победителем закупки некачественной продукции была и остается проблемой госзаказа. Причем для добросовестных заказчиков риск получить такую продукцию, к сожалению, не меньше, чем у махинаторов с бюджетными деньгами. Как так вышло, что с этим делать сейчас и что сделать еще только предстоит?

Составляем электронную заявку по-­новому

27.02.2018   № 3 март 2018

С 1 июля 2018 года начинается перевод всех госзакупок в электронную форму, а в 2019 году электронная форма должна стать основной при проведении почти всех государственных и муниципальных закупок. Это не означает радикального изменения всех существующих процедур закупок, однако к особенностям их реализации в электронной форме лучше подготовиться заранее.

Обоснование закупки: технология и проблемные вопросы

27.12.2017   № 1 январь 2018

Обоснование закупки и ее начальной цены, на первый взгляд, детально регламентированы законодательством. Однако оно скрывает подводные камни, грозящие существенным нецелевым расходованием бюджетных средств.

Банковская гарантия в контрактной системе

01.11.2017   № 11 ноябрь 2017

Сегодня банковская гарантия является одним из двух возможных обеспечительных инструментов в контрактной системе. Насколько он удобен и о чем стоит помнить заказчику при его использовании?

Верховный суд о контрактной системе: ключевые тезисы

В предыдущей статье мы рассмотрели ключевые тезисы Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда России 28 июня 2017 года (далее — Обзор), применимые в любых конкурентных закупках. Теперь проанализируем положения, которые касаются специфики именно контрактной системы.

Верховный суд о проведении закупок: ключевые тезисы

Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда России 28 июня 2017 г. (далее — Обзор), стал без преувеличения новым шагом в регулировании закупок. Многие ситуации, прямо не урегулированные в законе или допускающие двоякое толкование, получили разрешение в документе высшего судебного органа страны. По этой причине Обзор имеет актуальное прикладное значение, и его ключевые тезисы будут полезными в работе любого заказчика.

Отказ от заключения договора с победителем закупки

01.05.2017   № 5 май 2017

Может ли заказчик отказаться от заключения договора с победителем закупки? Этот вопрос порой становится камнем преткновения в закупочной работе. Ответ на него требует изучения не только правоприменительной практики, но и базовых норм гражданского законодательства.

Основания возврата жалобы при проведении публичных закупок

01.03.2017   № 3 март 2017

Обжалование закупок, проводимых по правилам контрактной системы или по правилам Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ, сегодня максимально облегчено: экспертную работу антимонопольные органы оставляют за собой, а подача самой жалобы не обременена лишними бюрократическими процедурами. Однако и в этой системе есть правила, несоблюдение которых может повлечь отклонение даже правильно составленной жалобы, содержащей сведения о действительных нарушениях.

Особенности импортозамещения по Закону № 223‑ФЗ

С 1 января 2017 года госкомпании и иные субъекты Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ будут обязаны при проведении закупок предоставлять преференции для российских поставщиков. Для этого заказчикам к указанной дате необходимо внести соответствующие изменения в свои положения о закупках. Как исполнять эту обязанность, и уместны ли здесь аналогии с уже известным механизмом импортозамещения, реализуемым в рамках контрактной системы?

Реестр недобросовестных поставщиков: коллизии включения

Включение в реестр недобросовестных поставщиков является действенной мерой защиты интересов заказчика от посягательств таких поставщиков. Поэтому важно, чтобы мера эта применялась лишь к поставщикам, действительно недобросовестным, и лишь на основании закона. В статье рассмотрим несколько примеров того, как смысл норм закона пришлось уточнять правоприменительной практикой.

Верное понимание эффективности закупки как путь к целевому расходованию бюджетных средств

01.08.2016   № 8 август 2016

Дискуссия вокруг распространения сферы применения аукциона в контрактной системе возвращает нас к вопросу о верном понимании эффективности закупки как таковой. От ответа на этот казалось бы теоретический вопрос зависит большинство практических аспектов закупочной деятельности — от выбора применимого закона и способа закупки конкретного вида продукции до требований к приемке по госконтракту и планирования расходов будущего периода.

Банковская гарантия в регулируемых закупках: современный статус и перспективы

01.04.2016   № 4 Апрель 2016
Банковская гарантия как разновидность независимой гарантии является одним из базовых гражданско-правовых способов обеспечения обязательства. Однако его использование в регулируемых закупках сегодня ограничено, и статус этого инструмента будет изменяться параллельно с изменением закупочного законодательства.

Закон № 223 ФЗ. Версия 2.0

На Гайдаровском форуме­2016 представителями ФАС и Минэкономразвития России была подтверждена необходимость реформы Закона № 223‑ФЗ1[1]. Анонсируется столь обширный перечень изменений, что фактически можно говорить о новом законе, который будет отличаться от нынешнего не меньше, чем Закон № 44‑ФЗ[2] от предшествовавшего ему Закона № 94‑ФЗ. А потому важно понять принципы, лежащие в основе реформирования Закона № 223‑ФЗ.


44‑ФЗ и 223‑ФЗ —  курс на сближение

В Государственной Думе рассматривается пакет поправок в Закон от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223‑ФЗ). Поправки предусматривают заметное приближение данного документа к стандартам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ) без механического копирования норм последнего. Рассмотрим ожидающие нас изменения.

Реестр договоров  по Закону № 223-ФЗ

01.01.2015   № 1 Январь 2015

С 1 января 2015 года на субъекты Закона № 223-ФЗ распространяется обязанность отражать сведения о договорах, заключаемых по результатам закупок, в специальном реестре. Попытаемся разобраться в причинах установления такой дополнительной обязанности и в порядке ее исполнения.

Новые электронные способы госзакупок

Минэкономразвития России давно анонсировало расширение перечня способов госзакупок, реализуемых в электронной форме. Подготовленные и внесенные министерством на рассмотрение в Госдуму поправки в Закон «О контрактной системе» позволяют уяснить специфику тех электронных процедур, на которые вскоре придется перейти сначала федеральным, а затем региональным и муниципальным заказчикам.

Допустимые и недопустимые требования к поставщикам в закупках по Закону № 223‑ФЗ

Закон № 223‑ФЗ в отличие от Закона № 44‑ФЗ не содержит закрытого перечня возможных требований к поставщикам. Важно лишь, чтобы требования эти не нарушали принципов части 1 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ. Однако подчас вопрос о соответствии или несоответствии этим принципам тех или иных требований, установленных заказчиком в закупочной документации, приходится решать правоприменителям.

Базовые способы закупки:  запрос предложений

01.07.2014   № 7 Июль 2014

Запрос предложений, давно завоевавший популярность в коммерческой практике, стал одной из новелл законодательства о контрактной системе, которая отличает его от ранее действовавшего Закона «О размещении заказов». К этому новому способу закупок госзаказчики пока относятся осторожно, однако и им необходимо иметь представления о сути этого механизма выбора поставщика, а также об особенностях его реализации в рамках контрактной системы.

 

Базовые способы закупки: запрос котировок

01.06.2014   № 6 Июнь 2014

Запрос котировок относится к неторговым способам проведения закупок и известен под множеством имен. При этом он не только активно практикуется коммерческими заказчиками, но и разрешен к использованию при проведении государственных и муниципальных закупок. В статье будут рассмотрены особенности проведения запроса котировок обеими категориями заказчиков, а также его отличия от других неторговых способов закупки.

Д. А. КАЗАНЦЕВ, начальник отдела правовой экспертизы

Базовые способы закупки: аукцион

01.05.2014   № 5 Май 2014

Еще в прошлом году аукцион был основным способом размещения государственных и муниципальных заказов. Своей значимости он не теряет и сегодня, хотя область его эффективной применимости весьма ограниченна. Тем важнее понимать особенности использования аукциона в государственной и коммерческой практике закупок.

Базовые способы закупки:  конкурс

01.04.2014   № 4 Апрель 2014

Сегодня конкурс позиционируется как основной способ размещения государственного заказа. В российском законодательстве он фигурирует уже много лет и востребован как в публично-правовой, так и в частно-правовой практике. Развитие правового регулирования конкурса базируется на практике его использования, а потому заказчику важно быть в курсе и этой практики, и тенденций развития соответствующего законодательства.

Законы № 223-ФЗ и 44-ФЗ: пути интеграции

01.03.2014   № 3 Март 2014

Формирование контрактной системы, по мысли законодателя, подразумевает не только создание новых правил размещения госзаказа, но и приведение всех регулируемых закупок в соответствие с универсальными стандартами. Эти стандарты пока не подразумевают распространения норм, регулирующих госзаказ, на иных заказчиков. Однако некоторые законодательные инициативы позволяют думать, что в ближайшем будущем между Законами № 223-ФЗ и 44-ФЗ будет куда больше общего, чем сейчас.

Д. А. КАЗАНЦЕВ, начальник отдела правовой экспертизы