Новые требования контрактной системы
В январе 2026 года вступают в силу новые правила проведения государственных и муниципальных закупок. Нововведения не являются революционными, однако они затрагивают сразу несколько важных аспектов закупочной работы. Далеко не каждому заказчику нужно перестраивать свою работу уже с этого месяца, но в начале года в любом случае необходимо будет освоить новшества.
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок
Изменения законодательства о контрактной системе можно условно разделить на три тематических блока. Во-первых, это либерализация отдельных аспектов проведения закупок, а именно снятие тех требований и ограничений, которые показали себя излишними. Во-вторых, это отдельные меры, направленные на борьбу со злоупотреблениями. В-третьих, это некоторые корректировки процессуальных аспектов проведения закупки.
Повышение удобства закупок
Долгожданное расширение пространства доверия к добросовестным заказчикам и поставщикам было отмечено сразу несколькими новеллами.
В первую очередь это электронный запрос котировок. С 2026 года он может проводиться без ограничений по суммарному годовому объему. До конца 2025 года действовало ограничение пункта 1 части 10 статьи 24 Закона № 44‑ФЗ, согласно которому годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок заказчика (или 100 млн рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн рублей). С 2026 года остается лишь ограничение на начальную (максимальную) цену отдельного запроса котировок — 10 млн рублей.
Это новшество не подменяет собой электронный аукцион, а является движением в сторону специализации закупочного инструментария. Запрос котировок, зарекомендовавший себя прозрачным и эффективным способом закупок среднего объема на рынках с низкой эластичностью ценообразования, превращается из экспериментального способа государственных и муниципальных закупок в ординарный.
Второй важнейшей мерой в этом же направлении стала новелла части 15 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, согласно которой заказчик с 2026 года может заключать несколько контрактов с единственным поставщиком на поставку однородных и даже идентичных товаров (работ, услуг). Важно подчеркнуть: речь идет не о всякой закупке у единственного поставщика, а лишь о закупках в случаях, установленных пунктами 4, 5 и 28 части 1, частью 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.
В этот круг входят закупки малого объема на сумму до 600 тыс. рублей, «закупки с полки» в порядке, прописанном в части 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, и «закупки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии». Строго говоря, и сегодня в законодательстве нет понятия «дробление закупки» или прямого запрета на заключение нескольких контрактов с единственным поставщиком, даже если речь идет о поставке схожих товаров. Однако до конца 2025 года и контролеры, и судебные органы последовательно инкриминировали заказчику стремление избежать конкурентной процедуры при проведении нескольких закупок у единственного поставщика. Один из последних примеров такого рода — определение Верховного суда России от 5 ноября 2025 г. № 308-ЭС25-10662.
Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.
