Обоснование начальной цены как основа эффективности закупки

Начальная (максимальная) цена закупки является не только одним из условий закупочной документации. Ее корректное обоснование предопределяет эффективность всей дальнейшей закупки. Вот только для такого корректного обоснования заказчику необходимо учитывать целый комплекс факторов.

Д. А. КАЗАНЦЕВ, кандидат юридических наук, руководитель Департамента нормативно-­правового регулирования

Представим гипотетическую ситуацию: целая группа специалистов работала несколько месяцев подряд для того, чтобы провести электронный аукцион, но в итоге оказалось, что цена на соседнем оптовом складе все равно ниже. А значит, дешевле и быстрее было бы купить там, чем устраивать конкурентную процедуру. И даже если в закупке участвовало с полдюжины поставщиков, едва ли можно назвать ее эффективной.

Означает ли это, что сотрудники заказчика были некомпетентны, а тем более злонамеренны? Скорее всего, не означает. Но одним из факторов, предопределивших фиаско, вполне мог стать фактор неправильного определения начальной (максимальной) цены закупки (далее — Н(М)Ц).

Для качества закупки занижение Н(М)Ц столь же опасно, как и ее завышение. Завышая цену контракта, заказчик создает риск нецелевого использования бюджетных средств. Но и занижая ее, он, в сущности, формирует точно такой же риск: только в этом случае лишние деньги уйдут из бюджета не в виде переплаты за нужный товар, а в виде оплаты поставки товара, не пригодного к полноценному использованию. Ведь занижая Н(М)Ц, заказчик не просто ограничивает конкуренцию количественно — он ограничивает ее еще и качественно. Чем ниже Н(М)Ц, тем меньше остается возможности встретить среди участников закупки добросовестного поставщика, пусть с оптимизированным производством, и тем больше будет удельный вес тех, кто предложит поставщику низкокачественный «эквивалент».

Требование закона

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта является необходимым условием для объявления закупки по правилам Закона № 44-ФЗ, а в ряде случаев и для проведения закупки у единственного поставщика. Базовые требования к порядку обоснования Н(М)Ц установлены статьей 22 Закона № 44-ФЗ. Перечислено пять возможных методов такого обоснования:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

При этом основным методом — единственным, выбор которого не нужно будет объяснять контролирующим органам, — является метод анализа рынка. В общем и целом он сводится к вычислению среднего арифметического из нескольких рыночных цен, известных заказчику. Детали, касающиеся как методологии сбора информации о рыночных ценах, так и методологии дальнейших подсчетов, изложены в приказе Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Приказ № 567).

Именно поиск информации, используемой для подсчетов, вкупе с методикой самих подсчетов и предопределяет ту цифру, которая станет начальной (максимальной) ценой.

На практике для адекватного исчисления Н(М)Ц недостаточно просто найти информацию о рыночной цене на похожий товар — необходимо эту информацию еще и верно интерпретировать. Это касается в первую очередь таких факторов, как логистика, хранение, гарантийное обслуживание и прочие обязательства, возлагаемые на поставщика в связи с поставкой товара. Каждый из этих вспомогательных факторов непосредственно влияет на цену контракта.

После анализа условий поставки необходимо проанализировать требования, предъявляемые к закупаемой продукции с точки зрения цели закупки. Даже такой банальный предмет закупки, как канцелярские товары, подразумевает совершенно различные уровни обоснованных Н(М)Ц в зависимости от цели закупки: обеспечение текущей деятельности или обеспечение представительских функций. Разумеется, после того как заработает в полной мере механизм нормирования, этот фактор также нужно будет учитывать при формулировке требований к предмету закупки — а значит, и при определении ее Н(М)Ц.

Кроме того, исполняя требование законодательства, важно не забывать про его специфику. В частности, такие требования Закона № 44-ФЗ, как обеспечение заявки, обеспечение контракта, да и просто издержки, связанные с участием в государственной и муниципальной закупке, неизбежно увеличивают цену контракта, предлагаемую поставщиком. Кроме того, хотя добросовестные государственные заказчики идут навстречу поставщику и используют доступные им механизмы для защиты последнего от работы в убыток, многие поставщики все равно закладывают в цену контракта своего рода страховку на случай легального неплатежа со стороны заказчика недобросовестного. Все эти факторы объективно увеличивают предлагаемую поставщиком цену контракта.

Для отчета

Обоснование Н(М)Ц важно не только для объявления закупки, но и для отчетности о ее проведении. Дело в том, что эффективность закупки до сих пор зачастую понимается как уровень снижения цены контракта по итогам аукциона. Особенно активно этот показатель используется для статистической отчетности, в том числе государственными регуляторами. Иными словами, чем больше средний показатель снижения цены контракта по итогам закупки, тем более эффективной будет считаться закупочная работа конкретного заказчика.

Размер снижения цены контракта, в свою очередь, определяется как разница между Н(М)Ц и ценой, фигурирующей в заключаемом контракте. В этих условиях для целей отчетности деструктивно стремиться к максимально точному определению рыночной цены закупаемой продукции. Во-первых, как уже было сказано выше, добросовестный поставщик просто не имеет возможности предложить государственному заказчику полноценную поставку по рыночной цене. Во-вторых, даже в том случае, если поправочные коэффициенты, отражающие требования законодательства и закупочной документации, будут применены именно к рыночной цене, то у того же добросовестного поставщика останется мало возможности для снижения цены в ходе закупки — а значит, он сможет поставить заказчику свою продукцию, но вот в отчете заказчика закупка отнюдь не будет выглядеть эффективной.

Что же остается делать госзаказчику для того, чтобы обеспечить себе поставку качественной продукции и одновременно отчитаться о закупке с цифрами, свидетельствующими об эффективности в описанном выше понимании?

Здесь на первое место выходит упомянутый ранее поиск информации. А точнее — определение источников информации о ценах. Приказ № 567 предлагает нам де-факто открытый перечень таких источников: ведь в крайнем случае заказчик может просто провести поиск информации о ценах по собственной методике, необходимо лишь раскрыть методы такого исследования. Но для ответа на поставленный выше вопрос нет необходимости прибегать к столь трудоемким процедурам. Достаточно запросить информацию о ценах у потенциальных поставщиков. Вот только круг этих поставщиков придется ограничить премиум-сегментом. Будь то дорогие магазины или элитные бизнес-школы — все они могут дать заказчику свою информацию о ценах, предполагаемых ими за необходимую в рамках госзакупки продукцию. И госзаказчик может смело выбрать те три цены, которые соответствуют его потребности в формировании разницы между Н(М)Ц и ценой контракта.

Не стоит забывать и о том, что после направления заказчику информации о цене поставщик не имеет обязанности ни участвовать в закупке, ни тем более предлагать при участии в закупке эту же самую цену. В этой ситуации, даже если по итогам закупки с неизбежностью цена будет выше рыночной, она все равно окажется существенно ниже Н(М)Ц.

Разумеется, настоящая эффективность закупки — не в разнице между Н(М)Ц и ценой контракта, а в качестве удовлетворения потребности конечного потребителя закупаемой продукции. Но понимания, а тем более нормативной фиксации такого подхода к оценке эффективности остается ожидать лишь в будущем контрактной системы.

Для работы

Однако корректировать полученные данные о рыночных ценах в сторону увеличения приходится не только для учета тех издержек, которые несет поставщик в связи с участием в госзакупке и исполнением госконтракта, и не только для обеспечения разницы между Н(М)Ц и ценой контракта.

Если заказчик действительно хочет составить представление об актуальных ценах, по которым поставщики готовы исполнять госконтракт, то одним из самых релевантных источников информации для этой цели можно назвать данные реестра государственных контрактов — проще говоря, те расценки, по которым заказчику уже поставляли аналогичную продукцию, например, в минувшем году. Вот только информацию эту совершенно необходимо корректно интерпретировать по меньшей мере в трех аспектах.

Во-первых, необходимо учесть реальные инфляционные показатели. В отдельных случаях для этого можно воспользоваться данными Росстата об уровне инфляции. Но в большинстве случаев потребуются отраслевые инфляционные коэффициенты. Если речь идет о регулярно закупаемой продукции, то заказчику необходимо оценивать, насколько в реальности выросли рыночные цены в данном сегменте за истекший год. Ведение таких коэффициентов, безусловно, представляет собой дополнительную работу заказчика. Однако без нее о точности в обосновании Н(М)Ц говорить не приходится.

Во-вторых, необходимо учитывать и другие факторы, влияющие на цену. Это могут быть фактор сезонности и фактор логистики (интуитивно очевидно, что закупка одних и тех же помидоров на Кубани в августе и в феврале для поставки на Таймыр будет производиться по совершенно разным ценам). Это может быть фактор отрицательных показателей роста курса национальной валюты (в тех отраслях, где для исполнения договора имеет значение использование импортных комплектующих, сырья, стройматериалов и т. п.). Также это может быть фактор роста цен на горюче-смазочные материалы (актуальный для всех отраслей без исключения). При наличии хотя бы одного из этих факторов его придется учитывать в дополнение к инфляционным поправкам при интерпретации цен прошлого года.

В-третьих, важно не забывать о том, что цены предыдущих периодов — это цены контрактов. Иными словами, те ценовые уровни, к которым пришли поставщики по итогам проведения закупки. Некорректно и просто странно использовать их без поправок для установления уровня, с которого только должно стартовать снижение цены закупки. Это вовсе не означает того, что к цене прошлого года нужно наобум прибавить 10 или 20 процентов: здесь опять же важны отраслевые коэффициенты, учитывающие эластичность ценообразования на рынке закупаемой продукции. Проще говоря, если заказчик знает, что на услуги перевозки поставщики обычно дают дисконт в пределах 10 процентов, то для исчисления Н(М)Ц целесообразно будет увеличить цену прошлогоднего контракта на 11 процентов, или даже на 12, но некорректно закладывать на ценовое соревнование всего 5 процентов или целых 15. Здесь же стоит напомнить о том, что ни Закон № 44-ФЗ, ни методические рекомендации, сформулированные в Приказе № 567, не запрещают заказчику использовать поправочные коэффициенты при исчислении Н(М)Ц.

Таким образом, в реальной работе для использования Н(М)Ц в качестве реального фактора проведения эффективной закупки заказчик должен иметь представление о характеристиках рынка закупаемой продукции и не забывать о целях закупки. В этом случае привлечение релевантного источника и учет комплекса корректирующих факторов позволит ему определить Н(М)Ц максимально точно и при этом максимально корректно, в том числе для проведения конкурентной закупки.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама