Электронное актирование: проблемы и возможности

Электронное актирование из экспериментального инструмента превратилось в повседневный атрибут работы заказчиков и поставщиков по правилам контрактной системы. Потенциал этого инструмента постепенно завоевывает популярность и в коммерческих закупках. Вот только этот потенциал сам по себе не отменяет тех проблем и рисков, которые необходимо преодолеть для его полноценной реализации.

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок

Суть электронного актирования по правилам контрактной системы сводится к автоматизации процедуры оформления, подписания и архивации актов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Автоматизация обеспечивается в том числе за счет реализации наследования данных: сведения документов об исполнении контракта «подтягиваются» из самого контракта, ведь и содержание исполнения должно соответствовать содержанию контракта.

В теории это должно обеспечить высокий уровень автоматизации взаимодействия заказчика и поставщика, повышения скорости их документооборота и снижение риска человеческой ошибки. Кроме того, оформление и хранение электронных закрывающих документов в машиночитаемом виде должно облегчить возможность централизованного контроля и аудита исполнения контрактных обязательств.

Линейная схема электронного актирования в том случае, если исполнение контракта принимается без нарекания, довольно проста:

1. После того как поставщик фактически исполнил все свои обязательства перед заказчиком, пре­дусмотренные по контракту, он заходит в свой личный кабинет ЕИС и в перечне своих контрактов личного кабинета находит исполненный им контракт. Этот контракт должен отображаться со статусом «На исполнении».

2. По этому контракту поставщик запускает процесс создания закрывающего акта с помощью пункта контекстного меню «Создать документ о приемке».

3. Часть полей в открывшейся экранной форме уже автоматически предзаполнены на основании информации, содержащейся в сведениях о контракте, а также информации единого реестра участников закупок. Поставщик заполняет обязательные поля (включая дату фактической передачи товаров, результатов выполненной работы, оказанной услуги), которые не были заполнены в автоматическом режиме. При необходимости он может заполнить и дополнительные поля.

4. Заполненный документ подписывается и размещается в ЕИС уполномоченным сотрудником поставщика.

5. После этого проект, составленный поставщиком, поступает заказчику со статусом «На рассмотрении».

6. Заказчик проверяет информацию проекта документа о приемке.

7. В случае соответствия информации, указанной в документе о приемке, фактически поставленному товару (выполненной работе, оказанной услуге) заказчик заполняет те обязательные поля документа о приемке, которые предназначены для заполнения именно заказчиком. В случае наличия в условиях контракта возможности уменьшения суммы оплаты по документу о приемке на размер начисленной поставщику неустойки (штрафа, пени) заказчик отражает информацию о сумме, подлежащей уменьшению, в документе о приемке и реквизитах направленного поставщику требования о начислении неустойки (штрафа, пени).

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама