Односторонний отказ от госконтракта: экстраординарная мера или нормальная практика?

Не всякий контракт может быть исполнен. Дабы не стать заложником подобной ситуации, заказчик может отказаться от контракта в одностороннем порядке по самым разным причинам. Но специфика контрактной системы диктует необходимость соблюдать при этом определенные процедуры, а также целый ряд условий. Чтобы в них разобраться, иногда необходим анализ актуальной правоприменительной практики.

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок

Процедура одностороннего отказа заказчика от государственного или муниципального контракта относительно проста и интуитивно понятна.

Прежде всего заказчику необходимо официально зафиксировать решение об одностороннем отказе от взаимодействия с поставщиком. Для этого составляется решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Строгая форма для этого документа законодательством о контрактной системе не установлена, однако в любом случае в нем целесообразно указать не только реквизиты и предмет контракта, но и основания для отказа и, при наличии, объем уже исполненных взаимных обязательств.

Обоснованный отказ от сделки — это нормальная хозяйственная практика. Специфика же контрактной системы диктует необходимость направить соответствующее официальное уведомление контрагенту посредством единой информационной системы (ЕИС). Этот нюанс настолько важен, что статьей 7.30.2 КоАП России преду­смотрен штраф до 200 тысяч рублей за каждый случай нарушения официальной процедуры нарушения контракта.

В силу указания части 12.2 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ контракт с единственным поставщиком (а также контракт по итогам закрытого конкурса или аукциона) расторгается иначе. В этом случае заказчик вручает свое официальное решение об одностороннем отказе уполномоченному представителю поставщика и получает от него расписку о времени.

После одностороннего отказа частью 14 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ предусмотрен десятидневный мораторий, в течение которого за заказчиком сохраняется право на отмену отказа. Иными словами, заказчик может возобновить действие контракта. Более того, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Однако данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

По истечении десятидневного моратория решение об одностороннем отказе официально вступает в силу. После этого заказчик обязан направить в реестр контрактов сведения об одностороннем расторжении, а в УФАС — информацию о включении поставщика в РНП.

После одностороннего расторжения контракта заказчиком, согласно части 17.1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ, он вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44‑ФЗ заключается контракт, при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако эта опция, позволяющая избежать проведения повторной процедуры закупки, работает только при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.

Основания для одностороннего отказа

Описанная выше линейная схема работает лишь в том случае, если у заказчика есть основания для одностороннего отказа. Предполагается, что такой отказ не может быть произвольным. Заказчик расторгает контракт только тогда, когда нарушения поставщика фактически делают невозможным достижение целей заключения контракта, то есть надлежащее удовлетворение потребности заказчика в товарах (работах, услугах).

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама