Импортозамещение на грани

В июне 2025 года Президент России дал поручение усилить контроль за закупками и обеспечить приоритет для товаров российского производства. За полгода действия новых правил национального режима стала ясна их принципиальная исполнимость, по крайней мере, для большей части закупок. Однако полугодовая практика исполнения выявила и ряд «пограничных» ситуаций, в которых порядок действий заказчика не всегда очевиден. Что можно и что нельзя заказчику в «пограничных» случаях применения национального режима? С такими ситуациями стоит разобраться в первую очередь.

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок

Новые правила применения национального режима при проведении государственных закупок, вступившие в силу с началом 2025 года, ознаменовали существенное ужесточение требований к заказчикам. Теперь при проведении любой закупки заказчику требуются усилия для того, чтобы тщательно выверить баланс и не допустить, с одной стороны, необоснованного ограничения конкуренции, а с другой стороны — обеспечить выполнение всех требований постановления Правительства России от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1875).

Эти требования на первый взгляд довольно прозрачны. Если закупаемый товар поименован в Приложении № 1 к Постановлению № 1875, то заказчик обязан отклонить все предложения о поставке товара, не включенного в Реестр российской промышленной продукции (РРПП). Если товар включен в Приложение № 2, то все заявки с товарами не из РРПП отклоняются после того, как среди поданных заявок обнаружится хотя бы одна с товаром из РРПП.

В обоих случаях с заказчика де-факто снимается требование о расширении конкуренции за подряд любой ценой. Но если товар не поименован ни в Приложении № 1, ни в Приложении № 2, то это требование встает перед заказчиком в полной мере. В таком случае он обязан принять все заявки — но при этом при их сопоставлении учитывать ценовую преференцию для товаров из РРПП.

На практике появляются вопросы, и без их анализа невозможно будет эффективно выполнить поручение Президента России о расширении поддержки отечественных производителей в регламентированных закупках.

Название или код?

И в Приложении № 1, и в Приложении № 2 к Постановлению № 1875 товары поименованы через название группы и через указание соответствующего ей кода ОКПД2 или группы таких кодов. Но что делать заказчику, если закупаемая им продукция называется иначе, чем в Постановлении № 1875?

Если государственный заказчик при описании закупаемой продукции пользуется каталогом товаров, работ и услуг, то для отнесения закупаемого заказчиком товара к товарам, в отношении которых применяются соответствующие «защитные» меры, используется наименование товара, указанное в позиции Приложений № 1 и № 2 Постановления № 1875, вне зависимости от наличия либо отсутствия указания в позиции каталога, используемой заказчиком при осуществлении закупки такого товара, на код по ОКПД 2, содержащийся в такой позиции Приложений № 1 и № 2 (письмо Минфина России от 26 июня 2025 г. № 24-01-06/62311).

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал