Изменение государственного контракта: «лазейка» или необходимость?

Разработан законопроект, предусматривающий дополнительные основания для корректировки условий уже подписанного государственного контракта. Эта инициатива возвращает нас к вопросу, в каких случаях сегодня допускается изменение контракта. А главное — к оценке самого института корректировки госконтракта и его перспективах.

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок

Законопроект[1] посвящен проблеме расширения пространства применения возможности корректировки государственного и муниципального контракта по соглашению сторон. Законодатели предложили три меры:

  • разрешить в упрощенном режиме, предусмотренном частью 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ, изменять любые условия контракта с единственным поставщиком при закупке работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит России;
  • разрешить в упрощенном режиме, предусмотренном частью 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ, изменять в пределах десятипроцентного лимита цену контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по благоустройству;
  • разрешить в упрощенном режиме, предусмотренном частью 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ, изменять срок исполнения контракта, предметом которого является выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по строительному контролю, если изменяется срок выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, в процессе которых проводятся работы по строительному контролю.

Для каждой из этих мер дано обоснование. Действительно, специфика каждой из этих закупок такова, что необходимость корректировки контрактных условий может возникнуть уже после подписания контракта. Причем риск этот не зависит напрямую от степени добросовестности сторон контракта. Вполне может возникнуть ситуация, при которой необходимость в изменении контракта будет объективной.

А что означает «объективная необходимость» в данном случае? Это такая ситуация, в которой даже при добросовестном поведении заказчика и поставщика исполнение контракта невозможно без корректировки его условий.

Например, в пояснительной записке к законопроекту отмечен риск выявления уже после заключения контракта на благоустройство «непредвиденных работ, включая устройство защиты, перенос или демонтаж неучтенных инженерных коммуникаций и сооружений, необходимость проведения дополнительных земляных работ и вывоза отходов из-за сложности, неустойчивости грунтов». Риск этот напрямую не зависит от тщательности проработки проекта благоустройства.

Однако схожие обстоятельства могут возникнуть не только при проведении работ по благоустройству. А значит, и в иных ситуациях возможна объективная потребность в изменении условий уже подписанного контракта.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал