Малая электронная закупка: роботы на службе заказчика

Малая электронная закупка: роботы на службе заказчика

Эффективная закупка в строгом соответствии с требованиями законодательства не всегда должна означать тяжеловесную и длительную процедуру. Потенциал конкуренции может быть использован в полной мере за счет автоматизации ключевых процессов классической закупки, отнимающих немало времени и сил у заказчика, — сбора и рассмотрения заявок потенциальных поставщиков. Именно в этой автоматизации и состоит суть так называемой малой электронной закупки.

Д. А. КАЗАНЦЕВ, кандидат юридических наук, руководитель департамента нормативно-правового регулирования

Малая электронная закупка — это сочетание простоты, оперативности и конкуренции.

С июня 2022 года заказчики, работающие по Закону № 223‑ФЗ, получили возможность включать в свои положения о закупках новый способ — малую электронную закупку у МСП[1]. И хотя в силу специфической терминологии Закона № 223‑ФЗ этот способ именуется «неконкурентным», но по сути своей он воплощает именно реализацию конкурентного потенциала закупки с использованием новых электронных инструментов автоматизации.

В данном случае автоматизация означает не просто проведение закупки на электронной площадке. Это качественная экономия времени и усилий заказчика за счет машинной обработки данных по заданным алгоритмам. Фактически львиную долю работы за заказчика выполняет робот.

В контрактной системе схожий инструментарий уже внедрен и успешно апробирован. И сегодня государственному заказчику доступна возможность провести малую электронную закупку быстро, с использованием эффекта конкуренции и при полном соответствии требованиям законодательства.

Суть процесса

Если попытаться описать суть нового инструмента в двух словах, то она сводится к следующему: заказчик публикует извещение о закупке, и после этого электронная площадка практически моментально не только подбирает подходящие предложения, но и ранжирует их по цене. Заказчику остается лишь рассмотреть эти предложения с точки зрения их соответствия требованиям извещения. И подписать договор с поставщиком, запросившим наименьшую цену.

Откуда же электронная площадка берет предложения поставщиков? В ответе на этот вопрос и заключается ключевое новшество малой электронной закупки.

В сущности малая электронная закупка, проводимая на конкурентных началах, начинается не с пожеланий заказчика, а с предложения поставщика. Еще до того как заказчик опубликует объявление о закупке, поставщики заводят на электронную площадку свои предложения о поставке продукции. Эти предложения адресуются неопределенному кругу заказчиков. Проще говоря, любой заказчик может откликнуться на такое предложение и получить нужную ему продукцию. При этом важно, что предложения поставщиков размещаются на электронной площадке не в произвольной форме. Часть 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ для участия в малой закупке требует от поставщика разместить на электронной площадке декларацию и документы о соответствии требованиям Закона № 44‑ФЗ, а также следующую информацию о каждом предлагаемом к поставке товаре:

  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения;
  • единица измерения товара по общероссийскому классификатору;
  • цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • возможные регионы поставки;
  • срок действия предложения.

Сведения, указанные поставщиками, объединяются в структурированную базу данных. Это необходимо для того, чтобы данные предложений были пригодны для машинной обработки.

Малую электронную закупку в обиходе называют «закупкой с полки», а в международной практике — «динамической закупкой»

Извещение о закупке заказчика также размещается не в виде скан-копии бумажного документа, а путем заполнения соответствующих полей. Данные извещения также подвергаются машинной обработке. В сущности робот сопоставляет требования заказчика, указанные в извещении о закупке, с массивом тех предложений, которые уже были опубликованы поставщиками. И подбирает релевантные.

Благодаря этому сбор и сопоставление предложений поставщиков происходит в максимально короткое время (Закон № 44‑ФЗ отводит на это час, но на практике, как правило, достаточно и нескольких минут). Ведь поставщики не ждут появления извещения о закупке, не тратят время на его изучение и на составление заявки. Их предложения имеются в электронной базе данных уже к моменту объявления закупки.

Заказчику остается только исследовать предложения о поставке, найденные для него роботом, на предмет их соответствия требованиям закупочной документации. То предложение, которое соответствует всем требованиям и при этом содержит наименьшую цену среди прочих соответствующих, признается предложением победителя. После этого там же, на электронной площадке, подписывается контракт.

Такой алгоритм в силу того, что предложение поставщика предваряет извещение заказчика и словно бы позиционируется в электронной витрине для всех потенциальных покупателей, иногда в обиходе именуется «закупкой с полки». В западноевропейской практике схожий по методологии инструмент называется «динамической закупкой».

Термин «динамическая закупка» отражает то обстоятельство, что поставщик в любой момент времени может актуализировать свое предложение, в том числе цену, номенклатуру поставляемой продукции, места поставки и т. д. Но важно помнить: все эти изменения возможны лишь до того, как предложение было акцептовано заказчиком. Ведь после каждого изменения предложение поставщика на электронной площадке имеет статут оферты, адресованной де-факто неопределенному кругу лиц.

Динамические закупки весьма популярны, например, в Италии. Закупочным кодексом Италии этот инструмент позиционируется едва ли не как базовый способ закупки серийной стандартизированной продукции (в отличие от аукциона, который в Италии предусмотрен лишь для отдельных экзотических ситуаций, в которых предложение серийной продукции сочетается с эластичным ценообразованием).

Применимые инструменты

Ведущие государственные электронные площадки уже успешно предоставляют заказчикам и поставщикам сервисы по проведению закупок в порядке части 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Формально регулирование этих закупок включено в статью, посвященную закупкам у единственного поставщика. Однако это не должно вводить в заблуждение: малая электронная закупка проводится на конкурентных началах, и именно на это направлено использование соответствующего сервиса электронной площадки. Предельный объем каждой такой закупки ограничен тремя миллионами рублей.

Еще одним инструментом проведения малой электронной закупки является единый агрегатор торговли «Березка», функционирование которого урегулировано распоряжением Правительства России от 28 апреля 2018 г. № 824-р. С помощью «Березки» в электронной форме проводятся закупки в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Предельный объем такой закупки по общему правилу ограничен 600 тыс. рублей (кроме того, установлены еще и годовые лимиты).

Документация малой электронной закупки

Извещение о малой электронной закупке меньше по объему и проще для составления, чем извещение об обычной закупке. Однако заказчику все же необходимо помнить о тех требованиях, которые законодательство предъявляет к этому извещению. Согласно пункту 3 части 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ для проведения малой электронной закупки заказчик формирует в ЕИС извещение о закупке следующего содержания:

  • адрес электронной площадки, на которой будет проходить закупка малого объема;
  • реквизиты и контакты заказчика;
  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • идентификационный код закупки;
  • способ закупки (закупка в порядке части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • Н(М)Ц и ее обоснование;
  • начальная цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • количество закупаемого товара;
  • срок и место поставки товара;
  • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования к участникам закупки согласно статье 31 Закона № 44‑ФЗ;
  • размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
  • информация о преимуществах для организаций инвалидов и организаций УИС;
  • информация об ограничении допуска иностранной продукции;
  • размер обеспечения контракта и гарантии по нему;
  • информация о банковском сопровождении;
  • проект контракта.

Как и при проведении классической конкурентной закупки, заказчик вправе установить требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков. Это именно право, а не обязанность заказчика.

Наконец, стоит упомянуть и о том, что подобные способы закупки становятся востребованными и за пределами контрактной системы. Помимо заказчиков, работающих по Закону № 223‑ФЗ и проводящих закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, корпоративные электронные магазины заказывают и коммерческие заказчики. Даже имея отдельные черты специфической функциональности, в основе своей такие магазины опираются на технологию малой электронной закупки, описанную выше.

Закупаемая продукция

В настоящее время малая электронная закупка используется уже тысячами заказчиков. Но по большому счету, она делает лишь первые шаги на российском рынке. Сфера ее эффективного использования ограничена не только означенными выше пределами Н(М)Ц, но и спектром продукции, которую можно с уверенность закупать с помощью такого инновационного инструмента.

Как правило, это стандартизированные услуги, не требующие специфической квалификации: уборка офисных помещений, вывоз мусора, доставка продуктов питания, обслуживание офисной техники. Все чаще малые электронные закупки используют для приобретения канцелярских товаров или офисной мебели.

Принцип прост: малая электронная закупка хороша там, где не требуется ни специфических компетенций, ни поиска баланса цены и качества (а значит, нет необходимости в проведении конкурса), но при этом на рынке серийной продукции отсутствует эластичное ценообразование (а значит, аукцион не даст своего эффекта). По большому счету, это примерно те же товары, которые закупаются для индивидуального пользования в электронных магазинах.

Серийные товары и стандартизированные услуги, о содержании которых заказчик имеет исчерпывающее представление, и в самом деле как нельзя более подходят для того, чтобы апробировать малую электронную закупку и понять ее преимущества. Однако, как показывает опыт той же Италии, такой инструмент в перспективе применим для закупки весьма широкого спектра самых разнообразных товаров и услуг.

Невозможно перевести всю свою закупочную работу в формат малой электронной закупки. Тем более нельзя сделать этого одномоментно. Ведь эффективность такой закупки во многом зависит от наполненности базы данных электронной площадки предложениями поставщиков. Такая наполняемость тоже требует времени, хотя к сегодняшнему дню уже находится на весьма высоком уровне.

Однако перспективы малой электронной закупки — не только в расширении номенклатуры продукции, предлагаемой поставщиками в таких электронных магазинах. Машинная обработка данных и минимизация участия человека в выборе победителя дает возможность в перспективе внедрить более развитые алгоритмы проведения закупки.

Так, робот может не просто принимать декларацию от поставщика, но и автоматически проверять достоверность ее содержания по сведениям из открытых источников.

Более того, робот вполне может сравнивать заявки не только по цене, но и по нескольким критериям: например, предпочесть предложение не самое дорогое, а предполагающее самую оперативную поставку. Или вовсе разделить подряд между несколькими поставщиками, если тот из них, кто предлагает наименьшую цену, не готов поставить всю партию. Главное, чтобы при публикации извещения заказчик задавал прозрачный алгоритм такого сложного выбора победителя. Проще всего это будет сделать, если заказчик сможет выбрать один из нескольких предложенных роботом алгоритмов в зависимости от цели конкретной закупки, то есть в конечном счете в зависимости от специфики той потребности, на удовлетворение которой направлена данная закупка.

В случае реализации такого подхода малая электронная закупка станет основой не для упрощения, а для развития закупочного инструментария. Точнее, она позволит реализовывать более сложные и вариативные закупочные отношения при одновременном снижении организационных усилий хозяйствующих субъектов. Именно в таком сочетании и стоит искать направления развития как отдельных бизнесов, так и экономики в целом.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама