XVIII Всероссийская конференция
«Местные бюджеты в современных условиях»
5 июня
2025 года

Изменение государственного контракта: «лазейка» или необходимость?

Продолжаем тему дополнительных оснований для корректировки условий уже подписанного государственного контракта. Перейдем от разговора о законопроекте к анализу самого правового института.

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок

Неизменность или эффективность?

Можно ли утверждать, что кратко означенный в предыдущей статье перечень, даже с учетом новелл законопроекта № 854737-8, охватывает все ситуации, в которых изменение контракта может потребоваться именно для того, чтобы получить шанс на его исполнение?

Правила контрактной системы призваны защищать интересы бюджета и сохранить бюджетные средства, исключив факт их необо­снованного расходования. Текст Закона № 44‑ФЗ медленно, но постоянно обогащается нормами, регулирующими все новые и новые основания для корректировки контракта.

Поставщик, желающий стать господрядчиком, должен просчитать себестоимость производства, издержки на доставку и складирование, принять на себя риски аварий на собственной сборочной линии или по маршруту следования его грузовиков. Но в условиях долгосрочной экономической волатильности[1] поставщик, даже при наличии безупречной добросовестности, не способен предвидеть полный перечень факторов, способных повлиять на срыв поставки.

И это обстоятельство дает проработать более широкое применение регуляторных методов, предложенных законопроектом № 854737-8. В частности, предложенное расширение норм пунктов 1.2 и 1.3 части 1 статьи 95 можно было бы дополнить, включив дозволения не только работ по благоустройству, но и работ по установке пожарных сигнализаций, медицинского оборудования, специального оборудования для объектов социальной инфраструктуры и т. д. Ведь при выполнении всех этих работ могут возникнуть технологические трудности, которые не могли предвидеть ни заказчик, ни поставщик.

Еще более важным обстоятельством с точки зрения исполнения государственных и муниципальных заказов является то, что логистические риски, риск возникновения непредвиденного объема работ и другие, могут возникнуть не только при строительстве и благоустройстве, но и при сборке уникального оборудования на территории России, при разработке программного обеспечения и выполнении схожих индивидуальных заказов российскими подрядчиками. То есть как раз при исполнении заказа, направленного на реализацию подлинного импортозамещения.

Возложение на российских подрядчиков всех рисков, связанных с исполнением контракта, не только не соответствует цели поддержки отечественных производств, но и прямо противоречит ей. Ведь при подобном подходе государственные и муниципальные контракты становятся для российского производителя не источником инвестиций для развития отечественных производств, а фактором дополнительных финансовых рисков, которые могут привести к закрытию или существенному сокращению уже существующих производств.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама