Новые электронные способы госзакупок

Минэкономразвития России давно анонсировало расширение перечня способов госзакупок, реализуемых в электронной форме. Подготовленные и внесенные министерством на рассмотрение в Госдуму поправки в Закон «О контрактной системе» позволяют уяснить специфику тех электронных процедур, на которые вскоре придется перейти сначала федеральным, а затем региональным и муниципальным заказчикам.

Уже в 2015 году планируется обязать всех федеральных заказчиков проводить свои закупки исключительно в электронной форме. Через полгода это требование должно распространиться на региональных заказчиков, а еще через полгода — на муниципальных. Электронная форма закупки зарекомендовала себя и в государственной, и в коммерческой практике как самый современный, эффективный и прозрачный механизм выбора поставщика, который упрощает работу заказчика (разумеется, при условии, что он владеет соответствующими электронными технологиями).

Электронная форма закупки подразумевает проведение всех этапов закупки в сети интернет на одной из электронных площадок, отобранных государством для обслуживания контрактной системы. В частности, публикация сведений в единой информационной системе (далее — ЕИС) предваряется их публикацией на электронной площадке (в этом случае площадка публикует их в ЕИС самостоятельно), через площадку принимаются предложения участников закупки, объявляется ее победитель и происходит обмен документами между ним и заказчиком. Электронный документооборот в рамках такой закупки имеет юридическую значимость в силу того, что все документы удостоверяются электронной подписью. Участвуют в закупке лишь потенциальные поставщики, аккредитованные на электронной площадке (аккредитация проводится бесплатно после представления соответствующего пакета документов). Уже не первый год так проводятся открытые аукционы, организуемые государственными и муниципальными заказчиками, а в 2015 году та же технология должна быть распространена на открытые конкурсы, открытые запросы котировок и открытые запросы предложений. Проведение всех этих способов в электронной форме уже успешно отработано многолетней практикой коммерческих закупок.

Перевод государственных и муниципальных закупок в электронную форму не планируется начинать с революционных преобразований в контрактной системе. Электронные закупки не станут какими-то новыми способами этого вида деятельности — напротив, это будет лишь реализацией всех уже существующих способов закупки в электронной форме. Большинство процедур, с которыми заказчики и поставщики успели познакомиться за прошедший год, останутся неизменными. И все же электронная форма сообщает уже известным способам закупки определенные особенности, с которыми хотя бы в самом общем виде необходимо ознакомиться заранее.

Детально электронные способы государственных и муниципальных закупок урегулированы поправками в Закон от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе» (далее — Закон № 44?ФЗ), которые нет смысла цитировать дословно. С нормативными формулировками разобраться будет проще в том случае, если уяснить самую суть этих поправок в отношении каждого из новых способов электронных закупок.

Открытый конкурс в электронной форме

Открытый конкурс имеет наибольшее число особенностей, обу­словленных электронной формой его проведения.

Если конкурс проводится в электронной форме, то в его извещении наряду с информацией, предусмотренной Законом № 44?ФЗ для открытых конкурсов, необходимо указать дополнительные сведения, а именно:

1) адрес электронной площадки, на которой будет проходить конкурс в сети интернет;

2) предъявляемые к участникам электронного конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного конкурса;

3) дату и время окончания подачи заявок на участие;

4) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок;

5) дату и время подачи окончательных предложений о цене контракта;

6) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок.

Эти сведения обусловлены спецификой именно электронного конкурса: он проводится на электронной площадке, конкурсная заявка содержит первую и вторую части, а после подведения предварительных итогов устраивается переторжка, на которой участники могут подать окончательные предложения о цене контракта.

Документация об электронном конкурсе, напротив, несколько лаконичнее обычной конкурсной документации: в ней не нужно указывать сведения о порядке и сроке отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядке возврата заявок и порядке внесения изменений в эти заявки. При проведении конкурса в электронной форме все эти юридически значимые действия могут быть оперативно произведены в сети интернет с помощью функционала электронной площадки.

Запрос о разъяснении положений документации об электронном конкурсе вправе направить заказчику любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке. Такой запрос направляется посредством электронной площадки, на которой проводится электронный конкурс, при этом, как и сейчас, участник вправе направить не более трех запросов в отношении одного конкурса. В течение одного часа с момента поступления такого запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике. Заказчик обязан разместить ответ на такой запрос в ЕИС в течение двух рабочих дней с указанием предмета запроса, но без указания участника конкурса, при условии, что запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок.

Сроки публикации извещения о проведении конкурса, конкурсной документации, сроки их разъяснения и внесения изменений в эти документы не зависят от формы проведения конкурса: для открытого конкурса и открытого электронного конкурса они общие.

Подача заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется только лицами, аккредитованными на соответствующей электронной площадке. При проведении конкурса в электронной форме заявка отличается от традиционной конкурсной заявки и близка к заявке на участие в электронном аукционе: она состоит из двух частей и предложения о цене контракта, расходах на эксплуатацию и ремонт. Заявка на участие в электронном конкурсе направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме трех электронных документов, соответствующих каждому из названных элементов конкурсной заявки, которые подаются одновременно.

Первая часть заявки содержит собственно предложение об объекте закупки, его характеристиках, в том числе эскизы и чертежи, и иные условия выполнения контракта, которые потенциальный поставщик обязан указать в соответствии с конкурсной документацией. При этом в первой части конкурсной заявки нельзя указывать ни сведения об участнике закупки, подавшем эту заявку, ни сведения о цене контракта — эту информацию предписано направлять отдельно.

Вторая часть заявки содержит уже сведения о подавшем ее участнике конкурса и иную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 51 Закона № 44?ФЗ.

Наконец, как уже было сказано, отдельно и от первой, и от второй частей подаются предложения о цене контракта.

Участник конкурса, независимо от его формы, вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о проведении конкурса и до окончания срока приема конкурсных заявок. При проведении электронного конкурса заявка подается исключительно посредством электронной площадки, и в течение одного часа с момента ее получения оператор этой площадки обязан присвоить заявке идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику, ее получение с указанием присвоенного номера. В течение этого же часа оператор возвращает заявку участнику в случае:

1) нарушения новых требований к особенностям документооборота при проведении электронных процедур определения поставщиков;

2) подачи одним участником двух и более заявок, при условии, что поданные ранее заявки не отозваны (в этом случае возвращаются все заявки);

3) получения заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок;

4) получения заявки от участника менее чем за три месяца до окончания его аккредитации на электронной площадке;

5) отсутствия на счете участника средств в размере обеспечения заявки;

6) подачи заявки, содержащей предложение о цене, превышающей начальную (максимальную) цену.

Одновременно с возвратом заявки оператор уведомляет участника об основаниях ее возврата со ссылкой на соответствующую норму Закона № 44?ФЗ.

Участник вправе и самостоятельно отозвать поданную заявку на участие в электронном конкурсе не позднее даты окончания срока подачи заявок, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Если заявка не возвращена и не отозвана, то не позднее дня, следующего за днем окончания подачи заявок на участие в электронном конкурсе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. В течение семи рабочих дней (по общему правилу) заказчик рассматривает первые части и формирует протокол их рассмотрения, который также отправляет на электронную площадку. В течение одного часа с момента поступления этого протокола оператор электронной площадки направляет каждому участнику этого конкурса информацию о решении в отношении его заявки с обоснованием такого решения, а также информацию о наименьшей цене контракта, предложенной допущенным к участию участником, без указания такого участника.

Информация о наименьшей цене необходима для того, чтобы стимулировать остальных участников электронного конкурса уменьшить требования о цене и тем самым повысить привлекательность собственной заявки для заказчика (и количество баллов, которое будет присвоено ей при итоговой оценке). Предложение о цене участники конкурса снижают в рамках переторжки, которая уже давно и успешно практикуется коммерческими заказчиками. Контрактная система до предложенных Минэкономразвития России поправок не знала переторжки как таковой — нечто подобное ей предусматривалось лишь в рамках запроса предложений в виде возможности участника подать окончательные предложения.

Участие в переторжке является факультативным — если участник конкурса не подал на переторжке окончательного предложения, то на итоговую оценку его заявка направляется с первоначальной ценой. Участники могут подавать окончательные предложения о цене контракта в день, указанный в извещении о проведении электронного конкурса, в течение трех часов, определенных и объявленных заранее оператором электронной площадки исходя из часового пояса заказчика. Днем проведения процедуры подачи окончательных предложений является первый рабочий день после истечения пяти календарных дней с момента окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Протокол подачи окончательных предложений формируется оператором электронной площадки в течение одного часа с момента окончания процедуры. В течение часа с момента формирования этого протокола оператор направляет заказчику вторые части заявок участников конкурса. Срок рассмотрения и оценки вторых частей по общему правилу не может превышать трех рабочих дней. Протокол рассмотрения вторых частей заявок направляется заказчиком оператору электронной площадки, а он размещает этот протокол в ЕИС в течение часа с момента получения.

Электронный двухэтапный конкурс и электронный конкурс с ограниченным участием

При проведении электронного двухэтапного конкурса на первом его этапе участники представляют заказчику заявки первого с использованием програм­мно-аппаратных средств электронной площадки. Однако при этом за участниками такого конкурса планируется сохранить право присутствовать при обсуждении первых частей заявок, что в некоторой степени является смешением традиционной и электронной форм закупки. Второй этап электронного конкурса в целом схож с алгоритмом описанного выше открытого одноэтапного конкурса в электронной форме.

В целом неизменной осталась и процедура предварительного квалификационного отбора при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме. Разумеется, документы для участия в таком отборе подаются в электронной форме посредством электронной площадки.

Электронный запрос котировок

Заявка на участие в электронном запросе котировок состоит из одной части и собственно предложения о цене контракта. Соответственно такая заявка направляется оператору электронной площадки в форме двух электронных документов одновременно. В течение часа оператор электронной площадки присваивает заявке идентификационный номер, который должен быть сообщен участнику.

После окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме оператор электронной площадки в течение одного часа направляет заказчику все поданные заявки. Комиссия заказчика в течение одного дня рассматривает эти заявки на предмет соответствия требованиям извещения о проведении запроса котировок. После этого протокол направляется оператору электронной площадки, который публикует его в ЕИС и направляет каждому участнику уведомление о решении, принятом в отношении поданной им заявки, а также сведения о лучшей из поданных цен.

В рабочий день, следующий за днем размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок, на электронной площадке проходит процедура подачи окончательных предложений о цене, аналогичная описанной выше переторжке по итогам электронного конкурса. На основании результатов процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта оператор электронной площадки присваивает каждой заявке порядковый номер в режиме увеличения цены, так что заявке с наименьшей ценой присваивается первый номер. Если цены в заявках одинаковые, меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей ранее других. В отличие от конкурса закупочная комиссия не участвует в ранжировании поданных участниками заявок, поскольку они автоматизированно сопоставляются лишь по одному условию — цене.

В течение одного часа с момента окончания процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта оператором электронной площадки формируется итоговый протокол процедуры, который затем направляется заказчику, рассылается участникам и публикуется в ЕИС.

Электронный запрос предложений

В целом запрос предложений почти не имеет процедурных особенностей, обусловленных его электронной формой. После подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и направления их оператором электронной площадки заказчику все заявки оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений в электронной форме, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений в электронной форме. В указанный протокол включается информация о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие, без указания участника запроса, который направил такую заявку.

Протокол направляется заказчиком оператору электронной площадки, а оператор направляет протокол участникам запроса предложений в электронной форме. После направления протокола участникам предлагается не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений, направить окончательные предложения. В ЕИС размещается выписка из протокола проведения запроса, содержащая перечень отстраненных участников и перечень условий исполнения контракта, содержащихся в лучшей заявке.

Если все участники отказались от направления окончательных предложений, запрос предложений завершается. В этом случае окончательными признаются поданные заявки на участие.

Рассмотрение окончательных предложений осуществляется на следующий день после даты завершения запроса предложений в электронной форме.

Близость электронных процедур, предусмотренных новеллами Закона № 44?ФЗ, к способам выбора поставщика, реализуемым в рамках контрактной системы в традиционной форме, должна облегчить государственным и муниципальным заказчикам освоение этих процедур. Опыт проведения электронных аукционов будет здесь хорошим подспорьем. Использование же электронного конкурса и иных предусмотренных новеллами процедур в электронной форме позволит добросовестному заказчику провести необходимую закупку эффективнее и с меньшими усилиями, что позволяет надеяться на повышение эффективности контрактной системы в целом.

 


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама