25 апреля 2024 года
Регистрация

Все материалы рубрики "Госзакупки"

Структурированный цифровой контракт

Начиная с 2024 года цифровой контракт в структурированном виде будет постепенно становиться обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. В перспективе схожий инструмент может быть введен и для субъектов Закона № 223­ФЗ. Познакомимся с цифровым контрактом подробнее.

Борьба с профессиональными жалобщиками: ограничение прав или защита?

Проблема «профессиональных жалобщиков» давно известна практикам государственных и муниципальных закупок. Направляя жалобу в антимонопольные органы, такие участники рынка формально не нарушают закон — однако последствия их деятельности вместо защиты общественных интересов влекут срыв закупки и лишние издержки добросовестного поставщика. Возможно ли снижение таких рисков, или с ними стоит смириться как с неотъемлемой частью контрактной системы?

Реестр недобросовестных заказчиков: перспективы внедрения и границы применения

И поставщикам и заказчикам важен инструмент фиксации нарушений правил контрактной системы и персонификации ответственности за них. Речь идет не только об административном наказании, но и о персонификации репутационных издержек: крайне деструктивна практика, при которой нарушения отдельных недобросовестных заказчиков влияют на репутацию всей отрасли. Может ли реестр недобросовестных заказчиков, о котором давно говорят на рынке, стать методом решения этой проблемы?

Новые правила закупки медицинских изделий

В рамках контрактной системы закупка медицинских изделий сопряжена с соблюдением целого ряда правил. Осенью 2023 года были изменены правила формирования лота при закупке медицинских изделий.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение обязательно не для каждого контракта. Однако оно может практиковаться не только на федеральном, но и на региональном, и даже на муниципальном уровне. В связи с этим любому заказчику стоит знать по крайней мере базовые нюансы применения этого инструмента.

Обеспечение контракта как инструмент защиты интересов заказчика

При проведении большинства конкурентных закупок по правилам контрактной системы заказчик обязан установить требование об обеспечении контракта. Оно призвано защитить интересы заказчика в случае недобросовестного исполнения контракта со стороны поставщика. Но при этом сам заказчик обязан соблюдать ряд требований законодательства при использовании такого инструмента.

Описание объекта государственной и муниципальной закупки

Описание объекта закупки по правилам контрактной системы открыто. Оно публикуется в ЕИС вместе с извещением о закупке, и заказчик не имеет права предъявлять к продукции те требования, которые он не включил в описание. Однако сам заказчик при составлении описания объекта закупки ограничен целым рядом требований, в которых иногда непросто разобраться.

Искусственный интеллект и большие данные: перспективы применения технологий автоматизации в контрактной системе

Изрядная часть закупочных отношений, реализуемых сегодня по правилам контрактной системы, проводится в цифровой среде. Заметный объем документооборота в ЕИС осуществляется с применением технологий автоматизации. Но стоит ли рассматривать автоматизацию и в целом цифровизацию как панацею от проблем системы закупок? И в каких направлениях диджитализация контрактных отношений и в самом деле может дать позитивный эффект?

Санкции за неисполнение государственного контракта

Нормальной целью реализации правил контрактной системы является поставка без накладок. Презюмируется, что заказчик и поставщик заключают контракт и добросовестно выполняют все обязательства по нему в срок. Но что можно сделать, если что­то пошло не так?

Проверки в сфере закупок: выявленные нарушения

Минздрав России привел обзор основных нарушений и недостатков1, выявленных совместно с Федеральным казначейством по результатам контрольных мероприятий в рамках ведомственного контроля соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2022 году. Рассмотрим их.

Экспертиза результатов поставки. О чем необходимо помнить заказчику?

Экспертиза результатов исполнения контракта является одной из ключевых стадий закупочной работы. Специалисты нередко называют ее проблемной зоной по причине того, что процедурные нормы законодательства, посвященные экспертизе, в содержательной части довольно расплывчаты. Однако на практике эта неопределенность может стать проблемой и для заказчика.

Реформа контрактной системы: проект или реальность?

На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект Совета Федерации, посвященный реформированию контрактной системы. И хотя о введении моратория на нормы Закона № 44­ФЗ теперь речи не идет, все же заметные трансформации этим законопроектом предлагаются. Еще более важный вопрос заключается в том, какой новый вектор развития законодательства о закупках может ознаменовать принятие этого законопроекта.

Правоприменительная практика на пороге 2023 года

Несмотря на подробную регламентацию процедуры государственных и муниципальных закупок от обоснования и планирования до приемки и отчетности, на практике все равно остаются вопросы, прямой ответ на которые не найти ни в Законе № 44­-ФЗ, ни в корпусе подзаконных актов. В таких случаях зачастую необходимо обращаться к правоприменительной практике. Однако правовые позиции судов и антимонопольных органов с течением времени претерпевают метаморфозы, а потому актуальную практику стоит отслеживать регулярно.

Неценовые критерии выбора победителя: уступка или необходимость?

Цена как определяющий критерий выбора победителя государственной или муниципальной закупки сегодня является одним из основополагающих начал контрактной системы. Однако возможно ли на практике или, по крайней мере, в теории выбрать не самое дешевое предложение о поставке без того, чтобы создать угрозу для эффективности закупки? И наоборот, всегда ли наименьшая цена способна обеспечить такую эффективность?

Перспективы контрактной системы: косметические ремонты или живой организм?

Минувший год принес немало изменений в законодательство о государственных закупках. И хотя достоверно спрогнозировать дальнейшее развитие контрактной системы невозможно, но все же стоит отметить ключевые тенденции формирования законодательства и на их основании очертить основные варианты будущего отраслевого регулирования.

Изменение условий контракта: угроза общественным интересам или их защита?

Для хозяйствующих субъектов гражданским законодательством предусмотрен принцип свободы договора. Во исполнение этого принципа стороны свободны как подписывать договоры, так и менять двусторонними соглашениями их условия.

Единство противоположностей. Современные неконкурентные закупки на службе конкуренции

Традиционное представление о неконкурентной закупке сводится к тому, что это не более чем порочное и вынужденное отступление от общего правила о конкурентном порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое представление в большинстве случаев верно, хотя многообразие практики порой преподносит нам и противоположные примеры. Но для нас важнее то, что формальная классификация того или иного инструмента закупки в качестве «неконкурентного» сегодня вовсе не обязательно означает отказ от конкуренции. Современная неконкурентная закупка содержит потенциал реализации принципов конкуренции с меньшими издержками.


Антикризисные меры в сфере регулируемых закупок

В последнее время в России был принят целый комплекс мер, направленных на минимизацию негативных последствий кризиса для закупочной отрасли. Рассмотрим важнейшие из них и оценим потенциальное воздействие на отрасль.

Результат важнее процесса. Актуальные прецеденты правоприменительной практики

Что важнее: соблюсти процедуру закупки или обеспечить качество поставки? Этот вопрос неоднократно поднимался при обсуждении путей развития контрактной системы. И хотя пока еще рано говорить о формировании единообразной позиции регулятора и правоприменителя, но прецеденты рубежа 2021 и 2022 годов позволяют надеяться на то, что в качестве ключевого показателя качества закупки утвердится не процесс, а результат.

Контрактная система — версия 2.0. Перспективы оптимизации процедур госзакупок

Объемные изменения, внесенные в Закон № 44‑ФЗ, позиционируются как фундаментальное обновление системы государственных закупок. Предполагается, что новые правила сделают закупки эффективнее, а закупочные процедуры — проще и прозрачнее. Чего стоит ожидать от нововведений контрактной системы?