Продолжается редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Все материалы рубрики "Госзакупки"

Изменение государственного контракта: «лазейка» или необходимость?

Продолжаем тему дополнительных оснований для корректировки условий уже подписанного государственного контракта. Перейдем от разговора о законопроекте к анализу самого правового института.

Изменение государственного контракта: «лазейка» или необходимость?

Разработан законопроект, предусматривающий дополнительные основания для корректировки условий уже подписанного государственного контракта. Эта инициатива возвращает нас к вопросу, в каких случаях сегодня допускается изменение контракта. А главное — к оценке самого института корректировки госконтракта и его перспективах.

Как закупить иностранную продукцию?

В 2025 году вступили в силу новые правила применения «защитных» мер, направленных на обеспечение импортозамещения в регулируемых закупках. Однако на практике может случиться так, что необходимый заказчику товар не производится ни на территории России, ни на территории других стран ЕАЭС. Как быть в этой ситуации?

Правила применения национального режима: разъяснения Минфина России

С 2025 года начали действовать новые правила применения национального режима в закупках. Эти правила были опубликованы Правительством России на излете декабря 2024 года[1]. Минфином России, как профильным регулятором, были опубликованы разъяснения о порядке применения этих правил[2]. И, учитывая сложность нового регулирования, с этими разъяснениями стоит познакомиться подробнее.

Новые правила импортозамещения: унификация или удобство?

Вопросы поддержки отечественных производителей остаются в фокусе государственного регулятора. К началу 2025 года были разработаны обновленные правила предоставления преференций российским участникам государственных и муниципальных закупок. В концептуальном плане они не стали революционными, однако практикам придется заново изучить вроде бы уже знакомые запреты и ограничения.

Контрактная система в зеркале правоприменительной практики

Продолжаем рассматривать вопросы контрактной системы. Остановимся на разъяснениях регулятора и законодательных инициативах, а также новостях законодательства.

Контрактная система в зеркале правоприменительной практики

Законодательство о контрактной системе продолжает претерпевать метаморфозы как на уровне норм, так и на уровне практики их применения и толкования. Для того чтобы прогнозировать последствия того или иного своего решения, специалисту по закупкам необходимо быть в курсе не только новостей законодательства, но и важных судебных решений, задающих тон практике.

Централизация закупки и инструменты автоматизации

Централизация закупок всех уровней стала тенденцией последнего времени. При должной реализации этот инструмент и в самом деле имеет потенциал повышения эффективности работы контрактной системы. При этом важно не забывать, что для достижения этой цели имеет смысл объединить все инструменты, в том числе и инструменты цифровизации и автоматизации закупок.

Централизация закупок: возможности и риски

Централизация государственных и муниципальных закупок получает все большее распространение в контрактной системе. Это перспективный инструмент, который при должном использовании может и повысить эффективность закупок и снизить издержки на их проведение. Однако при внедрении важно помнить о пределах его эффективного использования.

Система «от тендера до поставки»

Модель сквозной автоматизации закупочных процессов, известная под условной аббревиатурой S2P, становится сегодня все более востребованной на рынке. Причина проста: такая система при должном внедрении позволяет повысить эффективность закупочной работы за счет одновременного повышения ее прозрачности и сокращения организационных издержек.

Малая электронная закупка как перспективный инструмент оптимизации издержек

Правительство России утвердило комплекс мер по развитию инструмента контрактной системы, именуемого в обиходе малой электронной закупкой. Это делает актуальным разговор не только и даже не столько о практике применения малой электронной закупки сегодня, сколько о перспективах и потенциале развития этого инструмента.

Унификация инструментов импортозамещения: новшества и подводные камни

2024 год ознаменован инициативой по существенной модификации института импортозамещения в регулируемых закупках. Эта модификация касается как расширения полномочий Правительства России в этой сфере, так и унификации самих инструментов. К чему стоит быть готовым заказчику и поставщику после принятия соответствующего законопроекта? И о чем необходимо помнить регулятору при разработке новых норм в сфере импортозамещения?

Судебная система на защите финансовых интересов заказчика

Правоприменительная практика по спорам об использовании норм контрактной системы разнообразна, но примечательна характерной тенденцией: арбитры все чаще встают на защиту заказчиков от дополнительных расходов даже в пограничных ситуациях. Поможет ли это заказчику сберечь деньги для важной закупки?

Цифровизация и качество закупок

Электронные инструменты повсеместно распространены в закупках, а для контрактной системы служат основной формой реализации закупочных отношений. Стоит ли рассматривать их лишь как современную тенденцию или как возможность повлиять на качество проведения закупки? И какие условия нужно соблюсти для того, чтобы электронная форма закупки стала фактором ее успеха?

Компенсация издержек поставщика по госконтракту

Должны ли государственные и муниципальные заказчики компенсировать поставщикам издержки в том случае, когда эти издержки выходят за пределы цены контракта? Ответ на этот вопрос не так­то прост как на концептуальном, так и на прикладном уровне. Заказчику важно знать, в каких случаях ему придется компенсировать издержки поставщика. И не менее важно понимать, зачем это необходимо.

Особенности закупки российских и иностранных товаров

Состав закупок в России постепенно меняется. В настоящее время установлен приоритет для российских товаров. Закупки иностранных товаров ограничены законодательными нормами, введенными санкциями.

Структурированный цифровой контракт

Начиная с 2024 года цифровой контракт в структурированном виде будет постепенно становиться обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. В перспективе схожий инструмент может быть введен и для субъектов Закона № 223­ФЗ. Познакомимся с цифровым контрактом подробнее.

Борьба с профессиональными жалобщиками: ограничение прав или защита?

Проблема «профессиональных жалобщиков» давно известна практикам государственных и муниципальных закупок. Направляя жалобу в антимонопольные органы, такие участники рынка формально не нарушают закон — однако последствия их деятельности вместо защиты общественных интересов влекут срыв закупки и лишние издержки добросовестного поставщика. Возможно ли снижение таких рисков, или с ними стоит смириться как с неотъемлемой частью контрактной системы?

Реестр недобросовестных заказчиков: перспективы внедрения и границы применения

И поставщикам и заказчикам важен инструмент фиксации нарушений правил контрактной системы и персонификации ответственности за них. Речь идет не только об административном наказании, но и о персонификации репутационных издержек: крайне деструктивна практика, при которой нарушения отдельных недобросовестных заказчиков влияют на репутацию всей отрасли. Может ли реестр недобросовестных заказчиков, о котором давно говорят на рынке, стать методом решения этой проблемы?

Новые правила закупки медицинских изделий

В рамках контрактной системы закупка медицинских изделий сопряжена с соблюдением целого ряда правил. Осенью 2023 года были изменены правила формирования лота при закупке медицинских изделий.