Повышаем квалификацию сотрудников

Рассмотрим опыт коллег в части формирования технического задания на оказание услуг по повышению квалификации сотрудников централизованной бухгалтерии. Данный вопрос является очень важным, ведь каждый сотрудник должен регулярно повышать квалификацию, заниматься самоподготовкой, профессионально развиваться и быть специалистом высокого класса в своей сфере деятельности.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Прямой договор или конкурентная закупка?

По нашему мнению, в таком вопросе, как повышение квалификации сотрудников, нельзя руководствоваться исключительно ценовой характеристикой оказываемых услуг. Можно сильно сэкономить, но при этом не получить желаемого результата. Дело ведь не только в том, чтобы выполнить требования профстандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Минтруда России от 21 февраля 2019 г. № 103н (далее — стандарт «Бухгалтер»), в части регулярного повышения квалификации сотрудников, и не в том, чтобы завладеть заветной «корочкой» — свидетельством, но и в том, чтобы дать подчиненным и коллегам необходимые теоретические и практические знания, навыки, так как непосредственному руководителю (главному бухгалтеру, начальнику отдела) не всегда удается заниматься обучением сотрудников. При этом на рынке таких услуг очень много образовательных организаций самого разного профессионального уровня, а иногда можно встретить и откровенных мошенников.

Считаем необходимым изучить рынок образовательных услуг, в том числе дистанционных, посмотреть преподавательский состав, послушать пробные вебинары, почитать отзывы, услышать мнение сотрудников организаций, обучавшихся в данном образовательном учреждении (организации). И уже потом заключать договор в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Если такой возможности нет, то тогда нужно формировать аукционную или конкурсную документацию. Но и в том и в другом случае следует оформить качественное техническое задание на оказание такого рода услуг.

Техническое задание

Цель и задача оказания услуг

Повышение квалификации сотрудников требуется осуществлять в соответствии с нормативными правовыми актами в области образования и бухгалтерского учета, а также стандартом «Бухгалтер» в целях регулярного обновления знаний сотрудников для качественного выполнения ими компетенций, предусмотренных трудовыми договорами и должностными обязанностями.

Порядок оказания услуг

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 академических часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 академических часов (п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).

Исходя из опыта оптимальное количество академических часов обучения — 72. Но в каждом конкретном случае решает заказчик, с учетом имеющихся у него финансовых ресурсов.

В состав обучения должны входить лекции (не менее, например, 12 академических часов в дистанционном формате в виде вебинаров), практические занятия, самостоятельная работа, итоговое тестирование.

Почему так нужны лекции (вебинары)? Если этого не прописать в техническом задании, то по электронной почте могут прислать видео большой давности или просто пакет материалов, которые окажутся копиями инструкций и стандартов. А ведь нам важны удобные наработки, презентации, схемы, четкое и понятное доведение видеоинформации, причем онлайн (с возможностью задать вопрос лектору).

Слушатели

Внимание!

Исполнителю при подписании контракта и в течение всего срока действия государственного контракта следует иметь в наличии действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности по оказанию услуг по предмету контракта, так как законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом закупки (Закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности», приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

В этом разделе указываем:

  • категории должностей сотрудников, которые проходят повышение квалификации (например, ведущие бухгалтеры отдела по оплате труда);
  • количество человек — например, 15 (пятнадцать);
  • форму обучения: заочная, с применением дистанционных технологий обучения;
  • комплектацию групп: свободная;
  • срок оказания услуги: с даты заключения контракта до ______;
  • место проведения и тип обу­чения: например, город Пенза, в дистанционном формате.

Что ждать от исполнителя?

Исполнитель обязан:

  • предоставить заказчику программу повышения квалификации с разбивкой по часам и наименованиями тем (модулей) обучения;
  • осуществить повышение квалификации в соответствии с действующими требованиями и нормами законодательства, а также документацией, утвержденной у исполнителя и представленной заказчику;
  • нести ответственность за качество образовательного процесса;
  • подбирать высококвалифицированных преподавателей, обеспечивающих качественное обучение в рамках повышения квалификации, в том числе имеющих практический опыт работы в бюджетной сфере;
  • обеспечить обучаемых сотрудников заказчика необходимыми учебно-методическими материалами, а также материалами и техническими средствами по действующим нормам исполнителя (возможно предоставление в электронном виде);
  • незамедлительно извещать заказчика о нарушениях обучаемыми работниками правил обучения, установленных контрактом и внутренними требованиями исполнителя, в том числе о пропуске итогового тестирования;
  • после завершения обучения в рамках повышения квалификации провести итоговое тестирование сотрудников заказчика (дистанционно) и выдать документ (установленного образца) о повышении квалификации. Протокол итогового тестирования подписывается исполнителем и заказчиком отдельно по каждому сотруднику.

Тема обучения

В программе обучения и во время самого обучения необходимо отразить, например, следующие темы (модули) с учетом нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, действующих на дату заключения контракта:

  • учетная политика государственного учреждения;
  • формирование рабочего плана счетов бухгалтерского и бюджетного учета в государственных учреждениях;
  • внутренний контроль фактов хозяйственной жизни в государственных учреждениях;
  • бюджетная классификация, коды операций сектора государственного управления;
  • нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений в условиях внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов;
  • федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, действующие в 2018–2021 годах, с учетом произведенных изменений и дополнений;
  • новации в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности государственных учреждений в текущем году;
  • бухгалтерский (бюджетный) учет санкционирования расходов. Отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете всех видов обязательств, плановых показателей и полученного финансового обеспечения;
  • бухгалтерский (бюджетный) учет денежных средств и денежных документов. Кассовые и банковские операции. Средства во временном распоряжении;
  • бухгалтерский (бюджетный) учет нефинансовых активов. Порядок приемки и списания всех видов имущества. Проведение инвентаризации нефинансовых активов и имущества на забалансовых счетах. Особенности учета отдельных объектов основных средств. Учет недвижимого и особо ценного движимого имущества. Особенности учета лекарственных препаратов и медицинских материалов;
  • бухгалтерский (бюджетный) учет обязательств. Учет расчетов с подотчетными лицами;
  • бухгалтерский (бюджетный) учет расчетов по доходам, ущербу и иным доходам, прочие расчеты с дебиторами. Администрирование доходов;
  • бухгалтерский (бюджетный) учет расчетов на оплату труда;
  • расчеты по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • бухгалтерская (бюджетная) и налоговая отчетность государственных учреждений;
  • отраслевые особенности ведения бухгалтерского и бюджетного учета.

Приемка услуг

По факту оказанных услуг составляется Акт сдачи-приемки услуг (Акт об оказании услуг) и подписывается уполномоченными представителями заказчика и исполнителя.

Указанный документ, а также полученные сотрудниками заказчика свидетельства о повышении квалификации (иные документы, подтверждающие успешное прохождение обучения государственного образца), являются подтверждением выполнения исполнителем своих обязательств.

Качество услуг, оказанных исполнителем, должно соответствовать установленным стандартам, нормам и правилам, предъявляемым к образовательным услугам.

Перечень документов, предоставляемых исполнителем заказчику для рассмотрения при приемке оказанных услуг:

  • программа повышения квалификации;
  • учебный план программы повышения квалификации;
  • изменения учебных планов и программ в рамках действия контракта, согласованные с заказчиком;
  • протокол итогового тестирования сотрудников;
  • документы государственного (установленного) образца в случае прохождения сотрудниками заказчика полного курса обучения и успешного прохождения ими итогового тестирования с указанием наименования организации-заказчика, должности и фамилии, имени, отчества сотрудника.

Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама