Сокращение  гражданских служащих

В предыдущем номере журнала «Бюджетный учет» № 2/2014 мы изучили процедуру сокращения штата, проводимую в соответствии с Трудовым кодексом. В этой статье рассмотрим особенности аналогичного процесса, проводимого в отношении гражданских служащих.

Cокращение гражданских служащих проводится в соответствии с нормами Трудового кодекса, с особенностями, установленными Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ). Необходимо также руководствоваться подзаконными нормативными правовыми актами, а в некоторых случаях — ведомственными приказами, обязательными для исполнения.

Процедура сокращения гражданских служащих аналогична процедуре сокращения работников иных организаций:

  • издается приказ о сокращении штата;
  • уведомляются профсоюзный орган и орган службы занятости о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении служебных контрактов;
  • создается комиссия для определения кандидатов на сокращение и работников, имеющих преимущества на сохранение своего места в штате учреждения;
  • не менее чем за два месяца до увольнения персонально в письменной форме под роспись уведомляются кандидаты на увольнение о предстоящем сокращении численности (штата);
  • с момента вручения персонального уведомления кандидатам на увольнение предлагаются все вакантные должности, на которые возможен перевод. В случае отсутствия таких должностей работодатель может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 822 «Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах»;
  • издаются приказы формы № Т-8, № Т-8а о расторжении служебных контрактов с лицами, уведомленными о предстоящем сокращении и отказавшимися от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, а также при непредоставлении в этих случаях иной должности гражданской службы. При сокращении должностей гражданской службы контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (п. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

ВНИМАНИЕ

Для гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 79-ФЗ испытание в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы не устанавливается (п. 4 ч. 3 ст. 27 Закона № 79-ФЗ).

Право преимущества

С момента вручения кандидатам на сокращение уведомления в государственном органе в соответствии со статьей 48 Закона № 79-ФЗ может проводиться вне­очередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам сотрудникам, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч. 3, 4. ст. 31 Закона № 79-ФЗ). При равных условиях вакантная должность предлагается лицам, относящимся к категориям, указанным в статье 179 Трудового кодекса.

Правом преимущества на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации могут обладать и иные категории работников. Например, должностные лица и граждане, допущенные к государственной тайне на постоянной основе (абз. 2 ч. 6 ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).

При рассмотрении вакантных должностей необходимо учитывать, что ряд должностей государственной гражданской службы замещается на основе конкурса, порядок проведения которого утвержден Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». То есть представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

Нормами части 1 статьи 31 Закона № 79-ФЗ закреплена возможность продолжения государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа. При этом учитывают:

  • уровень его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;
  • уровень его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

В отношении федеральных гражданских служащих, подлежащих сокращению, предусмотрена профессиональная переподготовка или повышение квалификации. Обучение проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1722 «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» (вместе с «Положением о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата») (далее — Положение). Согласно пункту 1 Положения продолжительность повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, в зависимости от сложности получаемой новой профессии (специальности) составляет от трех до шести месяцев. На период повышения квалификации и переподготовки за ними сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности. Период повышения квалификации и переподготовки, в течение которого за государственным служащим сохраняется средний заработок, засчитывается в общий трудовой стаж. При приеме работника после повышения квалификации и переподготовки на работу в аппараты органов федеральной государственной власти период повышения квалификации и переподготовки засчитывается в стаж государственной службы.

Следует понимать, что окончание соответствующего обучения не является обязательством по трудоустройству на государственную службу. Поэтому при отсутствии возможности трудоустройства в аппаратах федеральных органов государственной власти трудо­устройство государственных служащих производится согласно законодательству (п. 4 Положения).

Государственный служащий вправе пройти переподготовку в негосударственном образовательном учреждении, однако при этом федеральный государственный орган возмещает расходы, связанные с его обучением, в размере, необходимом для повышения квалификации или переподготовки в государственном учебном учреждении по той же специальности (профессии). Остальные расходы государственный служащий возмещает из личных средств (п. 3 Положения).

Выплаты

В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет (ч. 5 ст. 36 Закона № 79-ФЗ). Основой для расчета является денежное содержание гражданского служащего.

Денежное содержание госслужащего

Составляющие денежного содержания и порядок его расчета установлены в статье 50 Закона № 79-ФЗ и Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее — Правила). Согласно частям 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно — должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за клас­сный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 2 Правил).

По отдельным должностям гражданской службы устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (единое денежное вознаграждение), но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).

Также по ряду должностей гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда — в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. На таких служащих Правила не распространяются (п. 10 Правил).

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 14, 15 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).

ВНИМАНИЕ

Для всех составляющих денежного содержания гражданских служащих применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Компенсации

Согласно части 3.1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается. Если процедура сокращения происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то кроме компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания уволенным гражданским служащим дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Решение о такой выплате принимает орган службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа (ч. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Законом № 79-ФЗ выплата дополнительной компенсации при увольнении служащего до истечения двухмесячного срока не предусмотрена. Так как этот вопрос не урегулирован указанным законом, то при его решении применяются нормы Трудового кодекса. Соответственно в случае досрочного увольнения ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока (ч. 3. ст. 180 ТК РФ). Однако Закон № 79-ФЗ не содержит понятия «средний заработок» для гражданских служащих. Размер дополнительной компенсации рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации, то есть в соответствии с пунктом 8 Правил. Приведенные нормы отражены также в письме ФТС России от 29 марта 2011 г. № 01-11/13779 (далее — Письмо ФТС). Таким образом, если представитель нанимателя предложил служащему уволиться до истечения двухмесячного срока, то ему помимо четырехмесячного денежного содержания должна быть выплачена дополнительная компенсация, которая рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации, то есть в соответствии с пунктом 8 Правил. Причем в Письме ФТС сказано: работодателям следует учитывать, что такое расторжение контрактов влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета, поэтому подобные решения должны принимать руководители персонально и с учетом целесо­образности такого увольнения.

Порядок расчета

При увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца (п. 8 Правил).

При этом месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат. Не все выплаты учитываются одинаково. Ежемесячные надбавки за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячное денежное поощрение принимаются к расчету в полном размере, а премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска — в размере 1/12 от фактически начисленных в течение двенадцати календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее двенадцати месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время (п. 8 Правил).

НДФЛ

В соответствии с нормами пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса от обложения налогом на доходы физических лиц освобождены компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Гражданскому служащему компенсация при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы выплачивается в размере четырехмесячного денежного содержания, и эта выплата по существу является выходным пособием, поскольку выходное пособие, предусмотренное статьей 178 Трудового кодекса, не выплачивается.

Исходя из указанных норм компенсация, выплачиваемая гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы на основании части 3.1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ, а также дополнительная компенсация, выплачиваемая пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса, в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного денежного содержания или шестикратный размер среднего месячного денежного содержания для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не облагаются НДФЛ. С сумм, превышающих эти выплаты, следует удержать налог на доходы физических лиц (письма Минфина России от 10 декабря 2012 г. № 03-04-03/6-10, от 7 ноября 2012 г. № 03-04-06/6-308, от 25 декабря 2012 г. № 03-04-05/6-1436). •