Насущная необходимость

В настоящее время ИТ-­технологии широко используются в школе, и никого уже не удивляют ни интернет­-дневники, ни электронные браслеты на учениках. При этом важный вопрос, касающийся здоровья детей, урегулирован далеко не во всех школах нашей страны — некоторые (поселковые) здания не оборудованы туалетными комнатами (теплыми туалетами). Что в такой ситуации следует предпринять: реконструкцию или устройство санузла? Найдем верное решение.

О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Школа (казенное учреждение) принимает решение о реконструкции (устройстве теплого санузла). Возможно ли заключить контракт с единственным поставщиком на сумму 600 000 рублей, применив подпункт 23 пункта 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ?

По нашему мнению, государственное (муниципальное) казенное учреждение, в данном случае школа, вправе провести закупочные процедуры, предметом государственного (муниципального) контракта которого являются реконструкция или устройство теплого туалета, на сумму 600 000 рублей, применив норму Закона № 44- ФЗ. Обоснование данного вывода основывается на следующем.

Информационное обеспечение

Охрана здоровья обучающихся регулируется Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пункту 4 статьи 41 указанного закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

  • наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в России;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила), направленные на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

  • размещению общеобразовательной организации;
  • территории общеобразовательной организации;
  • зданию общеобразовательной организации;
  • оборудованию помещений общеобразовательной организации;
  • воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;
  • естественному и искусственному освещению;
  • водоснабжению и канализации;
  • помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;
  • режиму образовательной деятельности;
  • организации медицинского обслуживания обучающихся;
  • санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;
  • соблюдению санитарных правил.

Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обу­чения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением учащихся (п. 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10).

44_1.png

Обеспечение вышеуказанных норм достигается реализацией планов работ и исполнением смет доходов и расходов казенных учреждений как в части источника финансового обеспечения, так и в расходной части (в том числе при осуществлении закупочной деятельности).

Закупки государственных заказчиков, а также повышение эффективности осуществления государственных закупок регулируются Гражданским кодексом, Законами № 44-ФЗ, 223‑ФЗ, от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иными нормативными правовыми актами.

Обратите внимание, что нормы права вопросов закупки государственными заказчиками применяются во взаимосвязи, учитывая особенности заключения, исполнения и расторжения отдельных видов договоров (государственных контрактов).

Особенности закупок товаров, работ, услуг, включая заключение государственного контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, формируются согласно статусу учреждения, источнику финансового обеспечения, утвержденному сметой доходов и расходов казенного учреждения, следуя нормам Закона № 44-ФЗ. При этом для исполнения критерия «повышение эффективности осуществления государственных закупок» возможно применение Методических рекомендаций по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд, направленных письмом Минэкономразвития России от 27 марта 2003 г. № АШ-815/05.

Справочно.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, которая определяется государственным заказчиком согласно статье 40 Налогового кодекса.

Закупка у единственного поставщика

Осуществление закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией возможно у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, не должен превышать пять миллионов рублей или пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

В случае определения поставщика конкурентным способом (например, с использованием электронных конкурса, аукциона, запроса котировок, предложений) необходимо составлять извещение для каждой закупки. Извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется (п. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных в том числе подпунктом 23 пункта 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта (п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, процедура закупки у единственного поставщика имеет определенные особенности, согласно которым начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Справочно.

Норма Закона № 44-ФЗ о формировании и ведении планов закупок утрачивает силу с 1 октября 2019 г. (ст. 17 Закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ).

Планирование закупок

Система планирования казенного учреждения является одним из этапов осуществления закупки.

Планирование деятельности казенного учреждения (школы) и ее финансового обеспечения осуществляется в период формирования проекта бюджета соответствующего уровня на очередной финансовый год.

44_2.png

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов России и муниципальных нужд посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков, в связи с чем результаты планово-предупредительных осмотров могут быть использованы при формировании планов-графиков.

План-график закупок для государственных (муниципальных) нужд коррелируется со сметой доходов и расходов казенного учреждения.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту (ст. 434 ГК РФ).

Справочно.

Существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Принятие учреждением решения о реконструкции (устройстве теплого санузла) базируется на результатах планово-предупредительных осмотров, утвержденной сметы ремонтных работ, плана работ, сметы доходов и расходов.

Необходимо учитывать, что полная стоимость всех работ и затрат, предусмотренных проектом, включая сметную стоимость строительных и монтажных работ, а также иных сопутствующих затрат, зависит от лимита денежных средств, необходимых для полного завершения строительства объекта.

Согласно пункту 3.1 постановления Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки.

По факту завершения строительством объекта комиссия по поступлению и выбытию активов в соответствии с нормами законодательства принимает решение о принятии на баланс основного средства (вложений в нефинансовые активы).

Согласно пункту 9 СГС «Основные средства», пункту 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно следующим особенностям и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст)), в том числе:

  • если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами;
  • надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами;
  • коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

Вместе с тем следует учитывать следующую классификацию необходимых работ:

  • реконструкция имеющегося объекта с элементами технического перевооружения и улучшения показателей функционирования;
  • ввод в эксплуатацию пристройки, завершенной строительными работами (под ключ).

Справочно.

Смета расходов предназначена для группировки предстоящих работ, затрат учреждения, направленных на осуществление отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности.

В рамках стандарта

Согласно единым подходам к учету основных средств, установленных СГС «Основные средства», все операции с активами, осуществляемые субъектами учета, подразделяются на обменные и необменные.

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 10 СГС «Основные средства»).

Согласно пункту 15 СГС «Основные средства» первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС.

Первоначальная стоимость актива, созданного собственными силами субъектом учета (самостоятельно), признаваемого в бухгалтерском учете объектом основных средств, определяется в порядке, предусмотренном пунктами 15–19 указанного стандарта.

Согласно пункту 22 СГС «Основные средства» первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения.

Согласно пункту 27 Инструкции № 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации.

Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

Согласно Порядкам № 132н, 209н расходы казенных учреждений по заключаемым договорам (государственным контрактам), осуществляемые в рамках капитального ремонта в целях капитальных вложений, отражаются по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ; с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта, обслуживанием, ремонтом (текущим и капитальным) и реставрацией нефинансовых активов — с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ; операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, — с подстатьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Расходы бюджетов бюджетной системы России на закупку товаров, работ, услуг, включая текущий ремонт, отражаются по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Вместе с тем отражение аналогичных расходов, осуществляемых в целях реализации бюджетных инвестиций, включенных в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства, следует осуществлять в рамках подгруппы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» по элементу вида расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», соответственно увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

ПРИМЕР

Казенное образовательное учреждение (школа) согласно сметной стоимости в рамках капитального ремонта осуществило строительство пристройки с необходимым оборудованием (теплый туалет).

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»
Кредит 1 302 31 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— вложения в объект строительства;

Дебет 1 302 31 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»
— оплата подрядчику;

Дебет 1 101 12 310
«Увеличение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»
— принятие к учету пристройки (теплого туалета) в составе основных средств;

Дебет 1 401 20 271
«Расходы текущего финансового года на амортизацию»
Кредит 1 104 12 411
«Уменьшение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения за счет амортизации»
— начисление амортизации с месяца, следующего за отчетным.

Согласно пункту 17 СГС «Основные средства» затраты на выполнение операций, сопутствующих строительству или созданию объекта основных средств, но не являющихся необходимыми для доставки объекта к месту назначения и приведения его в состояние, пригодное для использования, не включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств.

Таким образом, затраты, связанные со строительством объекта, но не отвечающие критериям включения в первоначальную стоимость объектов основных средств, учитываются учреждением в составе расходов текущего финансового года в дебет счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» соответствующих аналитических счетов.

44_3.png

Признание расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажным работам, и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения уполномоченного органа отражается по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 0 106 11 410 «Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество».

Признание произведенных вложений в объекты незавершенного строительства расходами текущего финансового года при принятии решения о прекращении строительства отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов 0 106 11 410 «Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество» (п. 34 Инструкции № 162н).

В рамках принятой учетной политики казенного учреждения бухгалтер, определив сметную стоимость предполагаемых ремонтных работ, может формировать резерв предстоящих расходов (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Формирование сумм резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» и кредиту счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 121 Инструкции № 162н).

Справочно.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.

Вопросы из практики

Консервация объекта

В финансово-хозяйственную деятельность казенного учреждения (школы) может войти форс-мажор: обстоятельства, которые вызывают необходимость консервации объекта.

В таком случае следует учитывать, что расходы на консервацию основного средства, равно как и затраты на его содержание в период консервации, не увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость основных средств (п. 19 СГС № 257н, п. 27 Инструкции № 157н).

Указанные расходы, осуществленные в рамках заключенного государственного (муниципального) контракта (договора) на осуществление консервационных работ, отражаются в составе расходов текущего финансового года по дебету счета 0 401 20 000 «Расходы экономического субъекта» с применением подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (письмо Минфина России от 15 марта 2019 г. № 02-05-10/17876).

Уступка права требования

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, когда новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (п. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 382 Гражданского кодекса право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).

Возможно ли применение указанных норм законодательства в части расходов получателей бюджетных средств по договору цессии, заключенному в рамках государственного (муниципального) контракта?

Государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским, но и бюджетным законодательством, а также законодательством о контрактной системе.

Например, оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством.

Положениями пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджетов по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. При этом бюджетным законодательством не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.

Учитывая изложенное, до внесения соответствующих изменений в указанные нормативные правовые акты оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта (письмо Минфина России от 16 августа 2019 г. № 09-04-06/62906).

Налог на прибыль

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Ответственность

Ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при планировании закупок, установлена КоАП России.

Согласно статье 7.29.3 КоАП России включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).