Правила определения размера неустойки

Пунктом 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ указано, что в контракт должно быть включено условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязательств. Виновная сторона обязана уплатить неустойку. Рассмотрим особенности ее расчета.

Н. П. НЕСТЕРЕНКО, консультант

Гражданский кодекс

Определение неустойки дано в статье 330 Гражданского кодекса. Согласно ей неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Неустойка в виде штрафов и пеней взыскивается за сам факт нарушения обязательств. Кредитор имеет право требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (п. 1 ст. 332 ГК РФ). Согласно этой норме не зафиксированное в тексте договора условие о законной неустойке не является препятствием для взыскания. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (ст. 332 ГК РФ). Если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, то кредитор не вправе требовать уплаты неустойки (п. 2 ст. 330 ГК РФ).

По Закону № 44‑ФЗ

Государственные и муниципальные нужды обеспечиваются путем осуществления закупок товаров, работ, услуг, проведение которых регулируется Законом № 44‑ФЗ. Закупки проводятся на основании гражданско-правового договора (контракта), заключенного между государственным заказчиком и исполнителем, в который должно быть включено обязательное условие об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения обязательств, предус­мотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон другая сторона вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (п. 5, 6 ст. 34 Закона № 44­ФЗ).

Взимание пеней предусмотрено только в случаях просрочки исполнения обязательств. В иных случаях наказание определено в виде штрафа.

Включая в контракт требования об ответственности сторон, следует учитывать, что в некоторых случаях нормы Закона № 44‑ФЗ не применяются. Например, при заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 15 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Также Закон № 44‑ФЗ не регулирует конкретные особенности исполнения договоров в сфере энергоснабжения в связи со спецификой отношений в данной сфере. Поэтому при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями соответствующих законов.

В таких случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для совершения сделок.

34_1.png

Пунктами 5, 7, 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ установлено, что штрафы и пени рассчитываются согласно правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом. Правила утверждены постановлением Правительства России от 30 августа 2017 г. № 1042 (далее — Правила № 1042).

Справочно.

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Закона № 44-З).

Штрафы

Законом № 44‑ФЗ предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как для заказчика, так и для исполнителя. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент от этапа (п. 2 Правил № 1042).

В случае неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки), за каждый факт устанавливается размер штрафа в виде фиксированной суммы, которая зависит от цены контракта (ЦК):

  • 1 000 рублей (ЦК не более 3 млн рублей включительно);
  • 5 000 рублей (ЦК составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей включительно);
  • 10 000 рублей (ЦК составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей включительно);
  • 100 000 рублей (ЦК превышает 100 млн рублей) (п. 9 Правил № 1042).

Размер штрафов, предусмотренных для исполнителя, также устанавливается в виде фиксированной суммы и зависит от условий контракта. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств предусматривается штраф в следующем размере:

  • 10 процентов от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) не превышает 3 млн рублей);
  • 5 процентов от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 3 млн рублей до 50 млн рублей включительно);
  • 1 процент от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 50 млн рублей до 100 млн рублей включительно);
  • 0,5 процента от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 100 млн рублей до 500 млн рублей включительно);
  • 0,4 процента от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 500 млн рублей до 1 млрд рублей включительно);
  • 0,3 процента от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 1 млрд рублей до 2 млрд рублей включительно);
  • 0,25 процента от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 2 млн рублей до 5 млрд рублей включительно);
  • 0,2 процента от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 5 млрд рублей до 10 млрд рублей включительно);
  • 0,1 процента от ЦК (этапа) (ЦК (этапа) превышает 10 млрд рублей) (п. 3 Правил № 1042).

Данная норма применяется за исключением случаев, предусмотренных Правилами № 1042:

  •  при заключении контрактов с субъектами малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО):
    • 3 процента ЦК (этапа) (ЦК (этапа) не превышает 3 млн рублей);
    • 2 процента ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 3 млн рублей до 10 млн рублей включительно);
    • 1 процент ЦК (этапа) (ЦК (этапа) от 10 млн рублей до 20 млн рублей включительно) (п. 4 Правил № 1042);
  • при заключении контрактов с поставщиком, предложившим наиболее высокую цену:
    • 10 процентов от начальной (максимальной) ЦК (начальная (максимальная) ЦК не превышает 3 млн рублей);
    • 5 процентов от начальной (максимальной) ЦК (начальная (максимальная) ЦК от 3 млн рублей до 50 млн рублей включительно);
    • 1 процент от начальной (максимальной) ЦК (начальная (максимальная) ЦК от 50 млн рублей до 100 млн рублей включительно) (п. 5 Правил № 1042);
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, не имеющего стоимостного выражения:
    • 1 000 рублей (ЦК не превышает 3 млн рублей);
    • 5 000 рублей (ЦК от 3 млн рублей до 50 млн рублей включительно);
    • 10 000 рублей (ЦК от 50 млн рублей до 100 млн рублей включительно);
    • 100 000 рублей (ЦК превышает 100 млн рублей) (п. 6 Правил № 1042);
  • за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов от стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042);
  • за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО штраф устанавливается в размере 5 процентов от объема такого привлечения, установленного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Учитывая прямую зависимость размера штрафа от стоимости контракта (работ) и установленного процента, расчет штрафа описывается формулой:

Ш = Ц × Пр : 100,

где:

Ш — размер штрафа;

Цк — цена контракта (этапа), стоимость работ;

Пр — установленный процент.

Пени

В отличие от штрафов, размер которых устанавливается в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта, стоимости работ, пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом.

34_2.png

Согласно статье 190 Гражданского кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Эта норма правомерна и в отношении государственных (муниципальных) контрактов.

Если срок исполнения обязательства установлен в днях, то начало отсчета — день, следующий после дня истечения установленного срока исполнения. Если в часах, то при расчете нужно учитывать следующее условие: 1 час = 1/24 дня (письмо Минфина России от 11 декабря 2014 г. № 02-02-04/63862).

Пунктом 5 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ закреплено, что пени, предусмотренные в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, устанавливаются контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

П = ЦК × Кдп × Кбр × 1/300,

где:

П — размер пеней;

ЦК — цена контракта, стоимость работ;

Кдп — количество дней просрочки;

Кбр — ключевая ставка Банка России.

Размер пеней за нарушение контракта поставщиком составит одну трехсотую ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты пеней, от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (п. 10 Порядка № 1042, п. 7 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Обратите внимание, что до 12 мая 2019 года Законом № 44‑ФЗ при расчете пеней поставщику было разрешено применять не менее чем одну трехсотую ключевой ставки Банка России. В редакции Закона № 71‑ФЗ[1] размер твердо зафиксирован — одна трехсотая.

Исходя из норм Закона № 44‑ФЗ, Порядка № 1042 формула для расчета пеней поставщику следующая:

П = (Цк — Ои) × Кдп × Кбр ×
× 1/300,

где:

П — размер пеней;

Цк — цена контракта, стоимость работ;

Ои — исполненные обязательства;

Кдп — количество дней просрочки;

Кбр — ключевая ставка Банка России.

Справочно.

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 4 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). При этом Закон № 44‑ФЗ не устанавливает обязанности при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки. Необходимо указать норму, в соответствии с которой будет производиться расчет неустойки.

Учет неустойки

Доходы от штрафов, пеней, неустоек входят в группу доходов от необменных операций. К таким доходам относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению от административных платежей и штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба в соответствии с законодательством (п. 32 СГС «Доходы»). В бухгалтерском учете они признаются на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, в частности, при вступлении в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа, при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней) (п. 34 СГС «Доходы»).

Неустойка (пени, штрафы) являются собственными доходами бюджетного (автономного) учреждения. Если истцом является казенное учреждение или организация, выступающая от лица государства, субъекта или муниципального образования, то суммы неустойки — неналоговый доход бюджета и подлежат перечислению в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 41 БК РФ).

Суммы доходов от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете в соответствии с документами, подтверждающими право требования (п. 35 СГС «Доходы»).

В соответствии с положениями Порядков № 132н, 209н доходы учреждения в виде задолженности поставщика в сумме неустойки, начисленной за нарушение условий контракта, относятся на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Отражение неустойки в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения-заказчика (истца) зависит от ситуации — признает или оспаривает ее поставщик (ответчик). Рассмотрим обе ситуации.

Неустойка не оспаривается

Дебет 0 209 41 56Х
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 0 401 10 141
«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
— отражена сумма неустойки, предъявленная поставщику.

Поступление неустойки отражается в зависимости от типа учреждения:

Дебет 2 201 11 510, 2 201 34 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 2 209 41 66Х
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
— отражено поступление неустойки в учете бюджетного (автономного) учреждения;

Дебет 1 210 02 141
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 1 209 41 66Х
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
— отражено поступление неустойки в учете казенного учреждения, имеющего полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

В учете казенного учреждения, не имеющего полномочий по администрированию кассовых поступлений в бюджет, зачисление в доход бюджета суммы неустойки отразится записями:

Дебет 1 304 04 141
«Внутриведомственные расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— администратору по кассовым поступлениям Извещением (ф. 0504805) переданы расчеты по поступлениям в бюджет;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 209 41 66Х
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
— от администратора по кассовым поступлениям получено подтверждающее Извещение (ф. 0504805).

Неустойка оспаривается

Не всегда поставщик принимает претензию заказчика и готов безоговорочно выплатить неустойку. В этом случае нельзя надежно оценить сумму ожидаемых поступлений. Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов (п. 7 СГС «Доходы»).

Дебет 0 209 41 56Х
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 0 401 40 141
«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
— отражены ожидаемые доходы в сумме неустойки, предъявленной поставщику.

Предъявленная неустойка может быть оспорена в судебном порядке. На основании вынесенного решения суда в учете учреждения отражается сумма неустойки как доходы текущего отчетного периода:

Дебет 0 401 40 141
«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 0 401 10 141
«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
— по факту определения решением суда размера возмещения поставщиком признаны доходы текущего периода.

Если размеры неустойки, определенные решением суда и начисленные учреждением, не совпадают, то разница корректируется записью:

Дебет 0 401 40 141
«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 0 209 41 66Х
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».

Отражение учреждением ожидаемых доходов от выставленных претензий к поставщику услуг за нарушения условий государственного контракта, оспариваемых исполнителями, разъяснено в письме Минфина России от 3 сентября 2018 г. № 02-05-11/62851.

В налоговом учете признание неустойки доходом зависит от типа учреждения. Доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, включаются во внереализационные доходы бюджетного (автономного) учреждения (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Казенное учреждение не признает неустойку доходом в целях налогообложения, так как заключает контракты от имени публично-правовых образований, которые на основании статьи 246 Налогового кодекса не являются плательщиками налога на прибыль организаций. Таким образом, если одной из сторон по договору, заключенному казенным учреждением, выступают Россия, ее субъект, муниципальное образование, то неустойка, предусмотренная указанным договором, будет являться доходом публично-правового образования, не учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций (письмо Минфина России от 8 сентября 2017 г. № 03-03-06/3/57688).

Дата принятия доходов в виде неустойки в налоговом учете зависит от порядка их признания (момента учета для целей налогообложения). Главой 25 Налогового кодекса закреплены два метода — начисления и кассовый.

Метод начисления

Для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой принятия считается дата признания должником неустойки либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Кассовый метод

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу учреждения (п. 2 ст. 273 НК РФ).


[1] Закон от 1 мая 2019 г. № 71‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама