Считаем от печки. Проблемы отопления

Наша страна настолько велика, что малочисленные населенные пункты при отсутствии централизованного отопления порой имеют печное. Учреждение может закупить твердое топливо (уголь) как самостоятельно, так и получить его централизованно. Возникающие вопросы разрешаются компетенцией соответствующих специалистов учреждений. Разберем отдельные вопросы поставки угля для обеспечения нужд учреждений.

А. В. КОНДРАТЬЕВА, бухгалтер

Использование угля для отопления — самый старый и проверенный способ, когда нет газопровода, а использование электричества экономически нецелесообразно.

Для отопления применяется уголь трех видов: бурый, каменный и антрацит.

Уголь для печей и котлов позволит решить вопросы экономики и обеспечения тепла в учреждениях. Таким образом, учреждение может не только сэкономить на затратах (в отличие от отопления дровами), но также повысит тепло в помещениях и даст возможность свести к минимуму обслуживание котельных, так как некоторые виды угля имеют низкую зольность[1] и длинное пламя, что не требует постоянной подачи топлива в печь.

Справочно.

Материальные запасы — являющиеся активами материальные ценности, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета (п. 7 СГС «Запасы»[2]).

Материальные ценности

Активы, находящиеся в собственности России, субъектов России, муниципальных образований и относящиеся для целей бухгалтерского учета к материальным запасам, признаются нефинансовыми активами.

Твердое топливо в виде угля для печного отопления является материальной ценностью (материальными запасами) (п. 98, 118 Инструкции № 157н) и принимается к бухгалтерскому (бюджетному) учету по коду 3 «Горюче-смазочные материалы».

Вместе с тем материальные ценности, приобретенные учреждением для продажи, принимаются в составе материальных запасов по коду вида синтетического счета 8 «Товары».

Определение единицы бухгалтерского учета материальных запасов исключительно в компетенции учреждения (в рамках сформированной учетной политики):

  • однородная группа;
  • номенклатурный номер;
  • партия.

Отметим, что выбор учреждения следует осуществить таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации и надлежащий контроль за наличием материальных запасов и их движением. При этом согласно пункту 65 СГС «Концептуальные основы» информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая пояснения к ней, должна отвечать следующим характеристикам:

  • уместность (релевантность);
  • существенность;
  • достоверное представление;
  • сопоставимость;
  • верификация (возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных);
  • своевременность;
  • понятность.

Однородная группа в качестве единицы учета выбирается с учетом существенности аналитической информации об отдельных объектах материальных запасов в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с организацией такого учета.

Номенклатурный номер в качестве единицы учета выбирается, если необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, разных торговых марок, артикулов и т.п.

Партия в качестве единицы учета выбирается в случае необходимости обеспечения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов.

Справочно.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (п. 15.11 КоАП РФ).

Бухгалтерский учет

Применение единого порядка субъектами учета методологии бухгалтерского (бюджетного) учета, а также в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств России, субъектов России и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности регулируется Инструкциями № 157н, 162н, 174н, 183н, СГС «Концептуальные основы».

Оформление хозяйственных операций первичными учетными документами для организаций государственного сектора установлено Методическими рекомендациями № 52н.

Согласно им хозяйственные операции по приемке и выбытию материальных запасов (угля) оформляются следующими первичными учетными документами:

  • Актом приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) или Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);
  • Извещением (ф. 0504805);
  • Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205);
  • Требованием-накладной (ф. 0504204).

Активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Запасы, приобретенные субъектом учета, но находящиеся в пути, признаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), с последующим уточнением их первоначальной себестоимости в соответствии с положениями учетной политики субъекта учета в объеме фактически произведенных в указанные запасы вложений (п. 17, 18 СГС «Запасы»).

36_1.png

Норм списания угля как печного топлива законодательно не установлено. Однако учреждение вправе в рамках сформированной учетной политики отразить порядок его списания (ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). При этом возможно руководствоваться характеристиками производителя печного оборудования, рекомендуемыми нормами расхода — комиссия по принятию и выбытию активов учреждения может производить соответствующие замеры фактического расходования угля (в зависимости от марки), тепла обогреваемых помещений. Согласно проведенным замерам в целях списания материальных ценностей утверждаются соответствующие нормы расхода угля.

Причиной выбытия угля может быть передача на нужды учреждения (для растопки), централизованное снабжение, реализация.

Согласно пунктам 117, 118 Инструкции № 157н объекты материальных запасов учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы», содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета 3 — «Горюче-смазочные материалы».

С учетом пункта 11.4 Порядка № 209н материальные ценности в виде горюче-смазочных материалов (угля) учитываются на счете 0 105 33 343 «Горюче-смазочные материалы — иное движимое имущество учреждения» (письмо Минфина России от 4 марта 2019 г. № 02-07-10/14012).

Согласно Порядкам № 132н, 209н расходы учреждения на приобретение угля отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на статью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

36_2.png

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (ст. 298 ГК РФ).

ПРИМЕР 1

Муниципальным образовательным учреждением принято решение о реализации остатков угля по факту изменения способа отопления (подключения к газовому котлу).

Бухгалтер оформит Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) на расчет торговой наценки и сделает следующие записи:

Дебет 0 105 38 340
«Увеличение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 105 33 440
«Уменьшение стоимости горюче­смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— перевод угля из группы «Горюче-смазочные материалы» в группу «Товары»;

Дебет 0 105 38 340
«Увеличение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 105 39 340
«Изменение за счет наценки стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения»
— увеличение стоимости угля на торговую наценку;

Дебет 0 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 0 105 38 440
«Уменьшение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения»
— списание реализованного угля;

Дебет 0 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 0 105 38 440
«Уменьшение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения»
— списание торговой наценки реализованного угля методом «Красное сторно»;

Дебет 0 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 0 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
— начислен доход от реализации угля;

Дебет 0 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 0 303 04 731
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— начислен НДС с реализации;

Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»

— получены денежные средства за реализованный уголь.

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете по движению угля (прием, передача, выбытие (списание)) необходимо сопрягать с требованием об обособленном отражении имущества, используемого в различных видах деятельности.

Кроме того, необходимо учитывать код вида финансового обеспечения по следующим факторам:

  • источник финансового обес­печения;
  • использование в рамках осуществления нескольких видов деятельности.

Закупки для государственных (муниципальных) нужд

Закупки для государственных (муниципальных) нужд осуществляются согласно нормам Гражданского кодекса, Законов № 44‑ФЗ, № 223‑ФЗ.

Согласно статье 529 Гражданского кодекса, если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В договоре (государственном контракте) следует предусмотреть:

  • предмет договора;
  • сроки поставки;
  • качество поставляемого товара (угля);
  • порядок оплаты;
  • условия досрочного расторжения договора;
  • иные необходимые.

Разберем понятие «качество товара» в практике поставки угля для государственных (муниципальных) нужд.

Согласно статье 469 Гражданского кодекса продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

По результатам обзора судебной практики, под качеством товара понимается совокупность свойств, обуславливающих соответствие своему назначению и предъявляемым к товару требованиям.

36_3.png

Так как расценить заявленное требование «поставка угля надлежащего качества»? В техническом задании, а далее в спецификации, являющейся неотъемлемой частью заключенного договора (государственного контракта), целесообразно указать характеристики поставляемого контрагентом угля, одной из которых, с целью его эффективного использования (применения), является теплота сгорания. Поставка угля с нарушением такой характеристики является существенным нарушением требований к качеству угля.

Например, указание заниженной тепловой характеристики (судебная практика: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2018 г. № Ф04-4099/2018 по делу № А46-22957/2017).

При существенном нарушении условий договора возможно досрочно прекратить договорные отношения (ст. 523 ГК РФ). Для этого необходимо направить контрагенту уведомление.

Вместе с тем по условиям заключенного договора поставки угля (при несвоевременной поставке материальных ценностей) учреждение вправе предъявить поставщику неустойку. В таком случае учреждение может произвести окончательный расчет за поставку с учетом разницы от суммы договора и обеспечением исполнения обязательств (неустойки).

Обратите внимание, что для прекращения встречных требований зачетом необходимы следующие одновременно выполнимые условия (ст. 407, 410 ГК РФ):

  • зачет не должен быть запрещен законом или договором;
  • на момент зачета должен наступить срок исполнения каждого из зачитываемых требований;
  • зачитываемые требования должны быть однородны.

В случае, если в контракт включено условие о зачете обязательств по уплате неустойки в счет оплаты по контракту, то такое условие становится обязательным для сторон контракта в силу положений пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса (письмо Минфина России от 11 апреля 2016 г. № 02-02-14/20344).

Справочно.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

ПРИМЕР 2

Бюджетным учреждением заключен договор на поставку угля для отопления на сумму 82 000 рублей. В ходе исполнения договора предъявлена неустойка согласно условиям договора в сумме 2000 рублей. В связи с чем учреждение перечисляет окончательный расчет за поставку угля в сумме 80 000 рублей.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 0 105 33 340
«Увеличение стоимости горюче­смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принят к учету уголь на сумму 82 000 руб.;

Дебет 0 209 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 0 401 10 141
«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
— отражение неустойки в сумме 2000 руб.;

Дебет 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

одновременно

Дебет 0 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 0 209 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
— зачет взаимных требований в сумме 2000 руб.;

Дебет 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— погашение задолженности на сумму 80 000 руб.

Централизованные поставки

В статье 26 Закона № 44‑ФЗ определены условия проведения процедуры централизованных закупок. Согласно положениям этой статьи организацией закупок для государственных и муниципальных нужд должен заниматься уполномоченный специализированный орган, на который возлагаются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

Контракты, заключаемые с выбранными по итогам централизованных закупок поставщиками и подрядчиками, подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов России, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами России и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

В частности, Минэкономразвития России в письме от 30 марта 2016 г. № Д28и-756 разъяснил централизацию закупок органом исполнительной власти субъекта России и отметил, что этот орган обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика им самим или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

  • осуществление данными органами полномочий на:
    • определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
    • планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных заказчиков;
  • наделение уполномоченного органа, учреждения или нескольких уполномоченных органов, учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
  • наделение уполномоченного органа, учреждения или нескольких уполномоченных органов, учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных заказчиков;
  • осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, орган исполнительной власти субъекта России самостоятельно принимает решение о способах централизации и объеме полномочий, передаваемых уполномоченному органу. При этом возможна частичная централизация или одновременное применение нескольких способов централизации, предусмотренных пунктом 5 статьи 26 Закона № 44‑ФЗ.

36_4.png

Так, могут быть определены отдельные виды товаров, работ, услуг, в отношении которых возможно принятие решения о частичной централизации (только определение поставщика (подрядчика, исполнителя)), а при закупке других видов товаров, работ, услуг — принимается решение о полной централизации (планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение).

ПРИМЕР 3

Учредителем заключен договор поставки угля для подведомственных учреждений, имеющих печное отопление. Условия государственного контракта предусматривают авансовые платежи контрагенту.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 1 206 34 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 343
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по увеличению стоимости горюче­смазочных материалов»
— перечисление аванса поставщику угля;

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— вложения в материальные ценности;

Дебет 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 106 34 440
«Уменьшение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
— передача угля учреждению-получателю;

Дебет 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 206 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
— зачтен аванс;

Дебет 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 343
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по увеличению стоимости горюче­смазочных материалов»
— окончательный расчет с поставщиком угля.

Налогообложение

НДС

В случае реализации учреждением угля операция подлежит налогообложению НДС в рамках приносящей доход деятельности. При этом необходимо руководствоваться подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

В целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Доход от реализации материальных запасов (в том числе угля) уменьшается на расходы, связанные с их реализацией (ст. 268 НК РФ).



[1] Отношение массы негорючего остатка (золы), полученного после выжигания горючей части топлива, к массе исходного топлива.

[2]СГС «Запасы» применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.