Отдельные вопросы формирования единой учетной политики  при централизации учета

Продолжаем делиться опытом в части формирования единой учетной политики при централизации учета[i]. Рассмотрим такие аспекты, как применение рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, неунифицированные формы первичных учетных документов, неунифицированные регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, особенности ведения централизованного бухгалтерского (бюджетного) учета.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

НПУД и НРБУ

При разработке в рамках единой учетной политики при централизации учета (далее — ЕУП) перечней и форм неунифицированных первичных учетных документов (далее — НПУД) и неунифицированных регистров бухгалтерского (бюджетного) учета (далее — НРБУ) необходимо определиться с вопросом, какие именно документы (регистры) считать неунифицированными. Варианта три:

1) все документы (регистры), отсутствующие в Методических рекомендациях № 52н;

2) все документы (регистры), не утвержденные официально опубликованными нормативными правовыми документами;

3) все документы (регистры), не утвержденные официально опубликованными нормативными правовыми документами (исключая советский период). Однако с правовой точки зрения это вопрос достаточно спорный, но объяснимый, так как большинство действующих документов (актов) советского периода в той или иной мере не соответствуют действующему законодательству (например, приказ Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747 «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР»).

Выбрав третий путь и подготовив соответствующие перечни документов (регистров) (см. выборку из перечней в таблицах 1 и 2), ЦБ столкнулась с тем, что многие формы надо перерабатывать и дорабатывать с учетом специфики конкретного учреждения. В частности, учитывая существенную разницу в деятельности, например, клинического центра крови, наркологической больницы и врачебно-физкультурного диспансера.

9.jpg

10.jpg

В итоге, с учетом того факта, что у учреждений, обслуживаемых нашей ЦБ, разная специфика деятельности, на данном этапе мы временно определились, что непосредственные образцы форм, указанных в перечнях НПУД и НРБУ, должны быть разработаны обслуживаемыми учреждениями самостоятельно и утверждены локальными актами (то есть учетной политикой экономического субъекта, а не ЕУП), чтобы не перегружать все отделы ЦБ и обслуживаемые учреждения формами документов (регистров), которые ими вообще использоваться не будут. Порядок взаимодействия ЦБ и обслуживаемых учреждений при формировании вышеуказанных документов (регистров) определяется общим порядком взаимодействия (отдельное приложение к ЕУП) и графиком документооборота. Если в обслуживаемом учреждении отсутствует необходимость использования какого-либо из вышеуказанных документов, то его форма локальным актом учреждения не утверждается.

Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета

При подготовке данного раздела ЕУП мы не только учитывали требования Инструкций № 157н, 162н, 174н, но и использовали успешный опыт Федерального казначейства, а конкретно — приказ Федерального казначейства от 31 декабря 2019 г. № 40н «Об утверждении Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядка его применения». Конечно, мы учли тот факт, что этот документ написан для федеральных органов исполнительной власти и федеральных казенных учреждений, причем в части ведения бюджетного учета, а наша ЕУП — в первую очередь для бюджетных учреждений здравоохранения Пензенской области, то есть иная специфика и иной рабочий план счетов, но в целом успешный опыт был взят за основу.

Внимание!

По счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 1–17 разрядах номера счета отражаются нули (за исключением счета 0 201 35 000 «Денежные документы»). По счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» в случае отражения по ним бухгалтерских операций в корреспонденции со счетами 0 401 40 120 «Доходы будущих периодов от собственности» и 0 401 50 200 «Расходы будущих периодов» в 5–17 разрядах номера счета отражаются нули. По счетам учета доходов группы 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» в 1–4 разрядах номера счета отражаются нули.

Внимание!

По кодам вида финансового обеспечения 5 «Субсидии на иные цели» и 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений» в части учета доходов и резервов предстоящих расходов в 5–14 разрядах номера счета отражаются нули, по остальным счетам (кроме указанных выше в настоящем абзаце и в п. 2.1 Инструкции № 174н) — код соответствующей целевой статьи расходов, по которым Минздравом Пензенской области выделены соответствующие бюджетные ассигнования на выполнение целевых программ, утвержденных, в числе прочего, планами финансово-хозяйственной деятельности обслуживаемых учреждений.

Остановимся на некоторых аспектах особенностей применения рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета.

В правилах формирования номера счета бухгалтерского учета мы указали, что в бухгалтерском учете бюджетных учреждений показатели рабочего плана счетов формируются согласно пункту 2.1 Инструкции № 174н с учетом рекомендаций Минздрава Пензенской области. В частности, по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 0 201 35 000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 270, 0 401 20 280)[1] в 5–17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств. По счету 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующим с ним счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в 1–17 разрядах номеров счетов отражаются нули.

Внимание!

С 2021 года бухгалтерский учет нематериальных активов осуществляется с учетом требований СГС «Нематериальные активы».

В части учета нематериальных активов отражено, что аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разрезе объектов нематериальных активов, инвентарных номеров, ответственных лиц.

В отношении забалансовых счетов в учетной политике указаны следующие дополнительные особенности.

Счет 01 «Имущество, полученное в пользование». В части иного программного обеспечения учитывается программное обеспечение, на которое по тем или иным причинам отсутствуют документы о передаче прав, например, в части установленного по соглашению (договору) програм­много обеспечения, права на которое принадлежат другому государственному учреждению.

Счет 02 «Материальные ценности на хранении». Материальные ценности на хранении учреждения — не активы, являющиеся особо ценным движимым имуществом, до их списания в установленном порядке (в соответствии с нормативными правовыми актами России и Пензенской области) учитываются на забалансовом счете по их первоначальной (балансовой) стоимости.

Счет 23 «Периодические издания для пользования». Учет по счету ведется только при наличии в обслуживаемом учреждении структурного подразделения «Библиотека», работа которой организована в соответствии с законодательством в области библиотечного дела.

Безусловно, это не все положения раздела, но мы обратили внимание на отдельные особенности, которые применяем при ведении централизованного бухгалтерского учета.

Особенности ведения централизованного бухгалтерского (бюджетного) учета

Остановимся на наиболее интересных моментах, отраженных в соответствующем документе ЕУП. Отметим, что при разработке документа мы также использовали (с учетом нашей специфики) приказ Федерального казначейства от 2 апреля 2020 г. № 17н «Об утверждении Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета».

Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие от субъекта централизованного учета в месяце, следующем за отчетным, отражаются:

  • за два и более рабочих дней до даты представления отчетности — предыдущим месяцем;
  • менее двух рабочих дней до даты представления отчетности — месяцем их поступления.

Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного года, но поступившие от субъекта централизованного учета в году, следующем за отчетным, отражаются:

  • за три и более рабочих дней до даты представления отчетности — предыдущим месяцем;
  • менее трех рабочих дней до даты представления отчетности — месяцем их поступления.

ЦБ обеспечивает хранение представленных (сформированных) первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

В целях отражения в бухгалтерском учете объектов учета операционной аренды по договору аренды, заключенному на неопределенный срок, следует полагаться на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта централизованного учета, принимая во внимание период бюджетного цикла три года и размер арендных платежей, указанный в договоре аренды.

Каждому инвентарному объекту основных средств (группе объектов) в момент принятия к бухгалтерскому учету ЦБ присваивается инвентарный порядковый номер (далее — инвентарный номер объекта основных средств). Инвентарный номер объекта основных средств (группы объектов) состоит из двенадцати знаков, определяемых последовательно по мере принятия к учету объектов основных средств:

  • Х.ХХХ.ХХ.ХХХХХХ
  • вид финансового обеспечения (1 знак);
  • счет синтетического учета (3 знака);
  • счет группы и вида аналитического учета (2 знака);
  • номер объекта (6 знаков).

Инвентарный номер объекта основных средств, принятого к бухгалтерскому учету до вступления в силу настоящей ЕУП, не изменяется.

Объекты основных средств, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта централизованного учета (далее — комиссия) установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания) в условной оценке «1 объект 1 рубль», если объект относится к иному движимому имуществу, и по первоначальной (балансовой) стоимости, если объект относится к недвижимому, особо ценному движимому имуществу.

Начисление амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов, правам пользования активами производится линейным способом последним рабочим днем текущего месяца.

Начисление доходов за медицинские услуги, оказанные при работе в системе обязательного медицинского страхования, производится в последний рабочий день месяца, в котором оказывались услуги, на основании ре­естров (счетов) на оплату, выставленных за пролеченных больных в страховые медицинские организации и ТФОМС Пензенской области. При уменьшении суммы выставленного счета по результатам актов медико-экономической экспертизы делается запись способом «Красное сторно» на сумму итоговых отклонений.

Резерв отпусков рассчитывается как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время на начало года и суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Формирование и расчет резерва могут производиться при необходимости раздельно по категориям персонала.

В целях своевременного представления отчетности события после отчетной даты отражаются в бухгалтерском учете не позднее чем за два рабочих дня до даты представления отчетности, определенной в установленном порядке. Дата (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, подлежащие отражению в составе показателей отчетного финансового года, отражающие события после отчетной даты, не может быть позже даты отражения события после отчетной даты в бухгалтерском учете.

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского (бюджетного) учета между руководителем обслуживаемого учреждения и ЦБ:

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются ЦБ к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по письменному распоряжению руководителя обслуживаемого учреждения, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского (бюджетного) учета отражается ЦБ в бухгалтерской (бюджетной) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя обслуживаемого учреждения, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения учреждения на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Все поручения руководителя обслуживаемого учреждения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, не нарушающие действующего законодательства, должны неукоснительно выполняться ЦБ.

Также разногласия между учреждением и ЦБ регулируются договором на бухгалтерское обслуживание.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций (в том числе в разрезе КВФО), хронологически подбираются и сброшюровываются в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Документы в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов подбираются и сброшюровываются в хронологическом порядке по видам выбытий (продукты питания, медикаменты и прочее). На обложке указываются: наименование субъекта централизованного учета, название и порядковый номер дела, период, за который сформирован регистр бухгалтерского учета (журнал операций), с указанием года и месяца, наименование регистра бухгалтерского (бюджетного) учета (журнала операций), с указанием при наличии его номера, количества листов в деле.

Учет осуществляется с применением компьютерной техники (с обязательным формированием бумажных носителей) в Единой системе бухгалтерского учета с применением программного обеспечения.

С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия представляет отчетность и иную информацию:

  • в территориальный орган Федерального казначейства и (или) Минфин Пензенской области;
  • в Минздрав Пензенской области;
  • в территориальные органы ФНС России, государственные внебюджетные фонды (ФСС России, Пенсионный фонд России, ТФОМС Пензенской области), территориальные органы Росстата;
  • в Единую государственную информационную систему здравоохранения России (ЕГИСЗ, сервис АХД2);
  • на общероссийский официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: www.bus.gov.ru;
  • в иные организации.

Исправление данных в Единой системе бухгалтерского учета без оформления исправленных документов на бумажном носителе не допускается.

В целях обеспечения сохранности данных бухгалтерского (бюджетного) учета ЦБ совместно с организацией, осуществляющей техническое сопровождение Единой системы бухгалтерского учета, обязана обеспечивать ежедневное сохранение резервных копий учетной базы данных учреждения с последующей ежеквартальной записью копии базы данных на внешний носитель (CD-диск или флеш-карту), который сдается на хранение уполномоченному должностному лицу ЦБ. Распечатка бумажных регистров учета осуществляется в сроки, утвержденные графиком документооборота.

Формирование регистров бухгалтерского (бюджетного) учета на бумажном носителе производится с периодичностью, установленной графиком документооборота, не реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского (бюджетного) учета.



[1] Счета 0 401 20 250 и 0 401 20 280 отсутствуют в действующей редакции пункта 2.1 Инструкции № 174н.



[i] См. журнал «Бюджетный учет» № 9/2020. С. 42–51.


Реклама