Вопросы государственных закупок

Разберем несколько хозяйственных ситуаций, связанных с закупками товаров, работ, услуг, проводимыми государственными учреждениями субъектов России, которые в 2025 году стали достаточно актуальными. Данная информация необходима учреждениям в их финансово-хозяйственной деятельности.

И. Ю. Смирнов, консультант-практик

Лабораторные исследования пищевой продукции

В последнее время в субъектах России достаточно остро встал вопрос о поставках недоброкачественных (в т. ч. фальсифицированных) продуктов питания. Региональные комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции держат данную проблему на постоянном контроле, соответствующими контрольными органами проводятся проверки, но тема остается актуальной. Учреждениями в отдельных субъектах вместе с региональными органами исполнительной власти (далее — ОИВ) рассматривается обязанность включения в проекты государственных контрактов условия о предоставлении поставщиком протоколов лабораторных исследований пищевой продукции. Возможно ли это?

При анализе вопроса о возможности (невозможности) включения в проекты контрактов на поставку питания животного происхождения в социально значимые учреждения пункта о необходимости предоставления протоколов лабораторных исследований поставляемых пищевых продуктов, казалось бы, ответ может быть только положительным, но лишь в отношении пищевых продуктов, для которых техническими регламентами о безо­пасности пищевой продукции предусмотрено, что соответствующий заявитель обязан предоставить протоколы исследований (испытаний) пищевой продукции, подтверждающие соблюдение требований технического регламента и иных технических регламентов, действие которых на нее распространяется. Данная позиция подтверждается решением ФАС России от 23 марта 2021 г. № ПГОЗ-039/21. Вопрос закрыт? Не все так просто.

В настоящее время лабораторные исследования пищевой продукции проводятся в образовательных и медицинских организациях, в том числе в рамках производственного контроля с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке (по микробиологическим и физико-химическим показателям).

В соответствии с законодательством России предусмотрено предоставление покупателю документов, подтверждающих безопасность пищевой продукции, находящейся в обороте. Однако предоставление протоколов лабораторных испытаний пищевых продуктов на соответствие требованиям нормативной документации не предусмотрено.

С учетом общего правила о применении типовых контрактов, утвержденных до 1 января 2022 года, изменения допустимо вносить только для приведения типового контракта в соответствие с действующими нормами Закона № 44‑ФЗ. В остальных случаях, когда применение типового контракта обязательно, вносить в него изменения, не предусмотренные текстом самого контракта (переменная часть), нельзя. Типовой контракт утвержден приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. № 140 «Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания».

В некоторых субъектах России территориальные органы ФАС России считают, что заказчик вправе дополнить типовые контракты или типовые условия исполнения контракта расширенными условиями только в случае внесения соответствующих изменений в Закон № 44‑ФЗ или в отраслевое законодательство, устанавливающее правовое регулирование по закупаемым товарам. В иных случаях изменять типовые контракты или типовые условия исполнения контракта заказчикам не следует во избежание нарушения прав и законных интересов участников закупки, в том числе исполнителя контракта.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама