Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Просим разъяснить, является ли проведение процедуры проверки наличия документов библиотечного фонда (регламентированной Порядком, утвержденным приказом Минкульта России от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» (далее — Порядок)) инвентаризацией библиотечного фонда, и если является, необходимо ли составление инвентаризационных описей с указанием наименования и количества каждой единицы учета библиотечного фонда в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания).

Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета устанавливаются Законом от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ).

Согласно статье 11 указанного закона при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов учета, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

При этом выявленные в процессе инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов учета и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Согласно пункту 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке с учетом положений законодательства Российской Федерации.

Таким образом, инвентаризация проводится в порядке, определенном субъектом учета в рамках его учетной политики, с учетом положений законодательства Российской Федерации, а также особенностей структуры, осуществляемых видов деятельности и инвентаризируемых объектов.

Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы 2 класса

Согласно Закону от 29 ноября 2012 г. № 202‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, подлежат налогообложению земельным налогом с 1 января 2013 года.

Таким образом, с 1 января 2013 года учреждения являются плательщиками земельного налога.

Согласно статье 272 Налогового кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Согласно статье 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — первый, второй, третий кварталы календарного года. При этом налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 397 НК РФ).

Законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» денежные средства на уплату земельного налога предусмотрены не были. Вместе с тем указанные денежные средства в 2013 году выделялись как дополнительное финансирование на 1-й — 3-й кварталы пунктом 20 постановления Правительства от 10 декабря 2012 г. № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

При формировании проекта федерального бюджета на 2014 год было внесено предложение о выделении денежных средств на уплату земельного налога.

Однако федеральным бюджетом на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов ассигнования на уплату земельного налога не были предусмотрены. Средства на указанные цели выделялись по аналогии с 2013 годом в процессе исполнения федерального бюджета.

В связи с изложенным просим разъяснить, правомерным ли было начисление в соответствии со статьями 272 и 393 Налогового кодекса земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам 2013 года (за 4-й квартал), и отражение кредиторской задолженности в бюджетной отчетности за 2013 год с принятием бюджетных обязательств по указанным расходам на следующий финансовый год, учитывая, что лимиты бюджетных обязательств для оплаты этой задолженности были выделены лишь в феврале 2014 года.

Кроме того, следовало ли в декабре 2014 года начислить налоги и отразить их как кредиторскую задолженность за 4-й квартал 2014 года с учетом того, что проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов средства на указанные цели предусмотрены в необходимых объемах и будут доведены до подразделений?

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса расходные обязательства это обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Обязательства по уплате земельного налога регулируются Налоговым кодексом.

Общие требования к ведению бухгалтерского учета организациями государственного сектора, в том числе исправлению ошибок в регистрах бухгалтерского учета, установлены Инструкцией № 157н.

Согласно пункту 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

При этом в соответствии с пунктом 309 Инструкции № 157 объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам.

Таким образом, принятие указанных бюджетных обязательств и денежных обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году, отражается с аналитическим признаком 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)».

Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы 2 класса

Просим разъяснить порядок ведения бухгалтерского учета автономных учреждений, осуществляющих микрофинансовую деятельность.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174‑ФЗ) автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязанность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности автономными учреждениями установлены статьями 6 и 13 Закона № 402‑ФЗ.

При этом отчетность государственных (муниципальных) учреждений, в том числе автономных учреждений, подлежит консолидации. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с Законом № 402‑ФЗ (п. 12 ст. 13 Закона № 402‑ФЗ).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений, и составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Вместе с тем до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета автономные учреждения должны руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными до дня вступления в силу Закона № 402‑ФЗ (п. 1 ст. 30 Закона № 402‑ФЗ).

В настоящее время правила ведения бухгалтерского учета автономных учреждений устанавливаются Инструкцией № 157н и Инструкцией об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н).

По нашему мнению, при ведении бухгалтерского учета автономными учреждениями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, необходимо применять план счетов, утвержденный Инструкцией № 183н.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Правомерно ли отражение казенными учреждениями в бухгалтерском учете расходов по доставке материальных ценностей при централизованных поставках на счетах финансового результата?

Согласно статье 21 Закона № 402‑ФЗ, а также пункту 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н перечень вопросов, регулируемых актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, предусматривает как мероприятия, обязательные к регулированию учреждением (например, установление методов оценки отдельных видов имущества), так и право учреждения самостоятельно определять регулируемые им вопросы организации и ведения учета (иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета), в том числе порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по доставке материальных ценностей.

При этом пунктом 103 Инструкции № 157н установлена прямая норма по особенностям формирования фактической стоимости материальных ценностей при осуществлении централизованных закупок, в соответствии с которой учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, согласно установленной им учетной политике затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных ценностей до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных ценностей, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года.

Таким образом, установление порядка отнесения затрат, возникающих по государственному контракту, при централизованных поставках находится в компетенции учреждения, осуществляющего централизованные закупки, в соответствии с установленной им учетной политикой.

Кроме того, обязательства по возмещению расходов по доставке материальных ценностей, не включенных в стоимость поставляемой продукции и являющихся согласно государственным контрактам самостоятельными предметами контрактов, по которым определен финансовый размер обязательств, принимаются и (или) исполняются в соответствии с положениями Указаний о применении бюджетной классификации, утвержденных Минфином России, по подстатье классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 222 «Транспортные услуги» в пределах бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), утвержденных (доведенных) учреждению.

При этом согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса и Инструкции № 157н операции по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств осуществляются на счетах Плана счетов бюджетного учета с отражением в 1–17 разрядах кода бюджетной классификации в соответствии с доведенными до получателя бюджетных средств бюджетными назначениями.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Просим разъяснить порядок списания казенным учреждением нереальной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате излишне произведенных выплат по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности и (или) признания ее безнадежной к взысканию (далее — задолженность), образовавшейся в рамках федерального законодательства, регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.

В то же время Инструкция № 157н, определяющая порядок организации и ведения бухгалтерского учета, не регламентирует порядок прекращения права требования (списания) с плательщика (должника) задолженности ввиду невозможности ее востребования.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н перечень вопросов, регулируемых актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, предусматривает как мероприятия, обязательные к регулированию учреждением, так и право учреждения самостоятельно определять регулируемые им вопросы организации и ведения учета (иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета), в том числе порядок списания задолженности ввиду невозможности ее востребования.

В случае если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности установлена невозможность осуществления ее взыскания, такая задолженность (нереальная к взысканию) согласно пункту 339 Инструкции № 157н отражается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» с одновременным отражением на балансе по дебету счета 1 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту счета 1 209 30 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений».

Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством, актом главного администратора доходов бюджета) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

Списание задолженности физического лица с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Таким образом, в случае установления администратором доходов в ходе осуществления им взыскания оснований по невозможности в соответствии с действующим законодательством предъявления требований к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (смерть должника и т. д.), задолженность указанного должника ввиду невозможности возобновления ее взыскания списывается учреждением со счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» с учетом положений акта администратора доходов.

При этом согласно пункту 220 Инструкции № 157н объем требований по компенсации суммы излишне произведенных выплат представителем работодателя (виновным лицом — должностным лицом работодателя) либо получателем, в случае недобросовестности с его стороны, отражается на соответствующем счете аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Учитывая изложенное и основываясь на общих правилах порядка отражения в учете операций по расчетам с фондом социального страхования, операции по компенсации сумм излишне произведенных выплат отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 1 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений» и кредиту счета 1 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг». Излишне начисленные суммы страховых взносов и иных обязательных платежей отражаются в бухгалтерском учете казенного учреждения методом «красное сторно» по дебету счета 1 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и кредиту счета 1 302 13 730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда». Одновременно указанная сумма отражается по дебету счета 1 401 2 0290 «Прочие расходы» и кредиту счета 1 302 13 730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Дума города — орган местного самоуправления, казенное учреждение. Предпринимательская деятельность не ведется. Думе города вручен подарок (за участие в конкурсе на лучший сайт органов представительной власти) — основные средства (планшеты). Подарок получен по акту вручения ценных подарков. Возникает ли обязанность по уплате налога на прибыль и представления налоговой декларации по налогу на прибыль?

Согласно пункту 4 статьи 20 Закона от 6 октября 1999 г. № 184‑ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает правами юридического лица. Исполнительные органы власти субъекта РФ, включенные в ЕГРЮЛ, являются налогоплательщиками, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса, статьи 161 Бюджетного кодекса, пункта 1 статьи 246 Налогового кодекса, пункта 2 статьи 9.1 Закона № 7‑ФЗ казенное учреждение как российская организация признается плательщиком налога на прибыль. Порядок определения доходов установлен статьей 248 Налогового кодекса:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);

  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Закрытый перечень доходов (далее — Перечень), не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен в статье 251 Налогового кодекса. В Перечне поименованы необлагаемые доходы, в частности подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

При отсутствии приносящей доход деятельности у казенного учреждения могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов. Согласно статье 250 Налогового кодекса к внереализационным доходам относятся все иные поступления, не являющиеся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав.

Таким образом, при безвозмездном получении имущества казенное учреждение в силу норм Налогового кодекса обязано включить внереализационный доход (получение объекта основных средств по рыночной стоимости), представить налоговую декларацию и заплатить налог на прибыль.

Сумма внереализационного дохода определяется как рыночная цена получаемого имущества, но она не должна быть ниже его налоговой стоимости по данным передающей стороны. Поэтому казенному учреждению следует запросить документы, подтверждающие стоимость такого подарка.

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

Распоряжением ТУ Росимущества за ФГУП был закреплен на праве хозяйственного ведения объект недвижимости, расположенный на земельном участке, принадлежащем РФ. При этом договора аренды ФГУП в качестве арендатора не заключал. В течение года ФГУП использовал вышеуказанный участок в своей деятельности, не уплачивая земельный налог. Правомерно ли требование Росимущества о взыскании с ФГУП неосновательного обогащения, которое образовалось в результате безвозмездного пользования земельным участком?

Пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса гласит, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.

Подпункты 5 и 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса устанавливают следующие принципы: единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункты 1, 2 и 3 статьи 65 Земельного кодекса предусматривают, что использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Таким образом, лицо, пользующееся земельным участком, обязано вносить за это плату.

Статья 294 Гражданского кодекса гласит, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.

Пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Статья 15 Налогового кодекса закрепляет, что к местным налогам относится земельный налог.

Статья 30 Налогового кодекса предусматривает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Пункт 1 статьи 61 Налогового кодекса гласит, что в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога по нормативу 100 процентов.

Так как арендная плата за пользование участком не была установлена, то на пользователе лежала обязанность по уплате земельного налога. В силу того, что земельный налог подлежит зачислению в местный бюджет, непосредственно сбор осуществляет ФНС РФ, следует сделать вывод о том, что у Росимущества нет прав на получение сумм земельного налога, так как оно не относится к перечню субъектов, уполномоченных требовать взыскания неосновательного обогащения за неуплату земельного налога.

Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 июля 2006 г. № 11991/05 указано, что, поскольку предприятие не является арендатором земель, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог.

Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. Следовательно, с момента составления актов приема-передачи комплекса муниципального имущества у предприятия возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков.

В постановлении от 22 апреля 2014 г. № Ф05-3285/14 ФАС Московского округа указал, что ни Росимущество, ни его территориальные органы не наделены правом на взыскание земельного налога. У ТУ Росимущества отсутствует право требования с ФГУП платы за пользование земельным участком, необходимым для использования находящегося в хозяйственном ведении последнего недвижимого имущества.

Следовательно, исходя из условий вопроса, требования ТУ Рос­имущества неправомерны.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Государственному учреждению принадлежал земельный участок (под зданием) на праве постоянного (бессрочного) пользования, который учитывался на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Теперь получено свидетельство на право собственности. Какими бухгалтерскими проводками оформить постановку на баланс данного земельного участка?

Согласно Инструкции № 162н принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости земельного участка, приобретенного без дополнительных затрат, отражается записями:

Дебет 0 103 11 330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы»
— принят к учету земельный участок с одновременным уменьшением на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Нужно ли начислять страховые взносы на единовременное пособие муниципальному служащему при увольнении в связи с выходом на пенсию?

В совместном письме ПФР № НП-30-26/9660 и ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29 июля 2014 г. указано, что единовременное пособие при увольнении в связи с выходом на пенсию признается объектом обложения страховыми взносами по следующим основаниям:

  • выплачивается в рамках трудовых отношений;
  • не относится к необлагаемой компенсации на основании подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212‑ФЗ), поскольку нормы Трудового кодекса прямо не предусматривают выплату пособия при расторжении трудового договора в связи с выходом сотрудника на пенсию по старости или по инвалидности.

Аналогичная позиция отражена в письме Минтруда России от 4 декабря 2013 г. № 17-3/2038.

Однако в своих постановлениях от 2 декабря 2013 г. № А33-1264/2013, № А33-1268/13 ФАС Восточно-Сибирского округа, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12, пришел к выводу, что выплата пособия в связи с выходом на пенсию не облагается страховыми взносами. Решение основано на доводах, среди которых приведены следующие:

  • согласно части 1 статьи 7 Закона № 212‑ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам;
  • сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15, 16 Трудового кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Из вышесказанного следует, что однозначного решения нет. Контролирующие органы, основываясь на нормах Закона № 212‑ФЗ и принимая во внимание разъяснения ведомств, скорее всего, будут настаивать на начислении страховых взносов на единовременную выплату, назначенную при выходе на пенсию по возрасту. В случае несогласия с ними при обращении в суд есть вероятность вынесения решения в пользу учреждения, то есть отказ в начислении взносов на данную выплату.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор 

В какой момент принимаются к учету расходы по уплате государственной пошлины в случае обращения бюджетного учреждения в суд?

Согласно пункту 9 Инструкции № 157н в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

При уплате государственной пошлины при обращении бюджетного учреждения в суд операции по отражению расходов принимаются к бухгалтерскому учету в момент оплаты и отражаются записями:

Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— уплачена госпошлина. Одновременно формируется запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена сумма госпошлины.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке (ф. 0504054) или в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе бюджетов и соответственно зачисляемых видов платежей.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, если суд признает правым бюджетное учреждение, то ответчик должен возместить учреждению уплаченную госпошлину. Сумма денежных средств, подлежащих возмещению, отражается записями:

Дебет 0 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг».

Поступление от ответчика денежных средств:

Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг».

Одновременно формируется запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Бухгалтерский учет в бюджетном учреждении (школа) ведет централизованная бухгалтерия (ЦБ) на основании договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. В школе есть свой кассовый аппарат и на месте ведется прием наличных денег. В конце смены выручка сдается в банк работником школы. ПКО и РКО оформляет кассир ЦБ на основании квитанции банка, в которой указаны Ф. И. О. работника школы. В данной ситуации кто обязан сдавать выручку в банк: работник школы или кассир ЦБ? Кто должен ставить подпись за кассира на ПКО и РКО (ЦБ кассовая книга ведется в разрезе каждого учреждения)?

Централизация бухгалтерского учета осуществляется на основании документов, принятых соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Учредителем централизованной бухгалтерии выступает орган государственной власти, а на муниципальном уровне — администрация муниципального образования. Работа учетного центра осуществляется на основании устава, положения, утвержденного учредителем (решением представительного органа муниципального образования) и договора на бухгалтерское обслуживание по ведению учета и формированию отчетности с обслуживающим учреждением. Учреждение, в свою очередь, локальным актом устанавливает (утверждает) ответственное лицо за тот или иной участок работы. В договоре отдельным пунктом прописывается ведение кассовой дисциплины (операций).

Согласно пункту 11 Инструкции № 157н регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности — на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись. Проверенные ответственным лицом данные принимаются к учету и систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа), а также группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета. Записи в регистры бухгалтерского учета осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Порядок ведения кассовых операций установлен (утвержден) Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Положение). Согласно пункту 4.1 Положения кассовые операции оформляются:

  • приходным кассовым ордером (ф. 0310001) (Инструкция № 173н) — по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, пре­дусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) (п. 5.2 Положения);
  • расходным кассовым ордером (ф. 0310002) (Инструкция № 173н) — выдача наличных денежных средств (п. 6 Положения).

Сдачу денежных средств в кассу банковского учреждения осуществляет кассир или доверенное лицо (приказ учреждения). Кассиром централизованной бухгалтерии оформляется Расходный кассовый ордер (ф. 0310002) на выдачу денежных средств ответственному за сдачу в банк, где в строке «выдать» указываются фамилия, имя и отчество сдающего. В строке «основание» — содержание финансовой операции. После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру (ф. 0310002) кассир подписывает его (п. 6.2 Положения) и регистрирует в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0310003) (Инструкция № 173н).

Вноситель денежных средств на лицевой (расчетный) счет оформляет Объявление на взнос наличными (ф. 0402001) (Инструкция № 173н), что регламентируют следующие законодательные акты:

  • приказ Федерального казначейства России от 30 июня 2014 г. № 10н «Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)»;
  • положение от 18 февраля 2014 г. Банка России № 414-П и Минфина России № 8н «Положение об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации».

Порядок заполнения формы 0402001 осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными указаниями Банка России от 30 июля 2014 г. № 3352-У «О формах документов, применяемых кредитными организациями на территории Российской Федерации при осуществлении кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России, банкнотами и монетой иностранных государств (группы иностранных государств), операций со слитками драгоценных металлов, и порядке их заполнения и оформления». Полученную квитанцию, скрепленную печатью банка, необходимо сдать в централизованную бухгалтерию для прикрепления ее к Расходному кассовому ордеру.

Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

На основании каких документов можно списать с забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» поздравительные открытки, грамоты и благодарности?

Согласно пункту 346 Инструкции № 157н аналитический учет полиграфической и печатной продукции (поздравительные открытки, грамоты и благодарности) ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения по каждому предмету имущества. Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042 (0504043)) по наименованиям, сор­там и количеству.

Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Списание сувенирной продукции производится по акту с отражением по кредиту забалансового счета 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Согласно пункту 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Также в письме Минфина России от 4 октября 2013 г. № 02-05-10/41316 указано следующее: порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, может быть установлен учреждением в рамках формирования его учетной политики. Такими документами могут быть в том числе приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, и протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы.

При этом согласно пункту 345 Инструкции № 157н призы, знамена, кубки, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, учитываются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» в течение всего периода их нахождения в учреждении по стоимости их приобретения.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Бюджетным учреждением получен доход в виде суммы обеспечения контракта, оставшегося в распоряжении учреждения (т. е. доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия — 6200 руб., КОСГУ 140). Учреждением начислен и перечислен налог на прибыль (1240 руб.) Как отразить указанные операции в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения и в форме 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности»?

Обязательные требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Порядок составления Плана ФХД устанавливается органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения. План ФХД формируется учреждением как в доходной части, так и в расходной и выражает в денежной форме его финансово-хозяйственную деятельность. Сумма дохода, полученного учреждением в виде суммы обеспечения контракта (6200 руб.), отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности в разделе «Доходы учреждения» по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ (Указания № 65н). В части, отражающей расходы учреждения, сумма 1240 рублей начисленного налога на прибыль показывается по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания № 65н).

Кроме того, сумма в размере 4960 рублей должна найти свое отражение в расходной части Плана ФХД по соответствующей статье КОСГУ по решению учреждения.

Отчет об исполнении учреждением Плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), утвержденный приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», в данной ситуации составляется по коду вида деятельности 2 и отражает показатели исполнения Плана на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов (иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения)) и расходов (иных выплат, в том числе по погашению заимствований). В графе 4 следует отразить показатели, сформированные на основании данных счета 0 504 00 140 «Сметные (плановые) назначения по доходам от сумм принудительного изъятия» (6200 руб.), эта сумма должна совпадать с кодом показателя (КОСГУ) 140 Плана ФХД. В графе 8 отражаются данные о некассовых операциях исполнения расходов учреждения по коду показателя (КОСГУ) 290 Плана ФХД (1240 руб.), то есть операции по исполнению предъявленных требований по уплате санкций (неустойки, пеней, штрафов, возмещения ущерба). Таким образом, данные операции в отчете будут отражены следующим образом (табл. 1).

Отвечала Л. А. Емельянова, консультант


Реклама