Денежные выплаты медицинским работникам: рассмотрим нюансы

Периодически, особенно это стало актуальным в период пандемии COVID­19, нормативными правовыми актами России и ее субъектов устанавливаются дополнительные выплаты медицинским работникам, которые носят как компенсационный, так и стимулирующий характер. У бухгалтерских служб возникают вопросы и по порядку их начисления, и по удержаниям из них, а иногда и по отражению полученных сумм финансирования по таким выплатам в бухгалтерском учете.

А. В. Пичушкин, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Доплата за риск

Постановлением Правительства России от 15 июля 2022 г. № 1268 «О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией» и совместным приказом Минздрава России и Минтруда России от 26 июля 2022 г. № 506/429 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку применения постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. № 1268 «О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией» определена необходимость установления медицинским работникам компенсационной выплаты в размере 25 процентов оклада (должностного оклада) (далее — доплата за риск заражения новой коронавирусной инфекцией).

Такая доплата устанавливается нижеуказанным медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции:

  • врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
  • врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-инфекционистам, среднему медицинскому персоналу, работающему с данными врачами, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.

Органу исполнительной власти субъекта России, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере охраны здоровья и руководство системой здравоохранения (далее — Минздрав региона), необходимо в целях реализации вышеуказанных нормативных правовых актов издать свой приказ об утверждении перечня учреждений, медицинские работники которых имеют право на доплату за риск заражения новой коронавирусной инфекцией. В этом документе следует отразить наименования:

  • учреждений, в том числе перепрофилированных, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях в соответствии с пунктом 1.2 приложения № 5 к приказу Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее — Приказ № 198н);
  • учреждений (структурных подразделений учреждений), в том числе перепрофилированных или дополнительно созданных структурных подразделений, непосредственно оказывающих первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющих отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ежедневном режиме работы в соответствии с пунктом 1.1 приложения № 3 к Приказу № 198н;
  • учреждений, в которых на основании локального нормативного акта специально выделены медицинские бригады (медицинские работники), оказывающие первичную медико-санитарную помощь на дому пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющие отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Руководители медицинских учреждений, определенных в соответствии с приказом Минздрава региона, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса, для принятия своих локальных нормативных актов утверждают перечень должностей медицинских работников из числа вышеуказанных по тексту лиц, с указанием наименований структурных подразделений учреждения, в том числе перепрофилированных или дополнительно созданных структурных подразделений учреждения либо специально выделенных медицинских бригад (медицинских работников), работа в которых дает право на установление доплаты за риск заражения новой коронавирусной инфекцией.

Доплата за риск заражения новой коронавирусной инфекцией производится на основании Положения об оплате труда работников учреждения за счет фонда оплаты труда учреждения, сформированного из всех источников, разрешенных законодательством. Доплата за риск заражения новой коронавирусной инфекцией начисляется ежемесячно в процентах к окладу за фактически отработанное время на основании Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421). Можно также (в рамках утвержденной учетной политики экономического субъекта) использовать Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ф. Т-12). Доплата за риск заражения новой коронавирусной инфекцией производится в дни выплаты заработной платы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Доплата за риск заражения новой коронавирусной инфекцией начисляется раздельно по основному месту работы и по совместительству.

Внимание!

Пунктом 8 Постановления № 1268 предусмотрено, что пункты 1 и 2 данного постановления, устанавливающие компенсационные выплаты, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 года. В связи с этим доплата за риск заражения новой коронавирусной инфекцией осуществляется с 1 июля 2022 года независимо от получения работником специальной социальной выплаты (согласно постановлению Правительства России от 30 октября 2020 г. № 1762).

Доплата за риск заражения новой коронавирусной инфекцией также учитывается при расчете среднего заработка в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства России от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом, в том числе для расчета оплаты отпуска, компенсации за неиспользованные отпуска и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Эти доплаты облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

А теперь несколько слов об удержаниях из заработной платы. В период пандемии при установлении дополнительных выплат медицинским работникам периодически у бухгалтеров появлялись вопросы, связанные с удержанием из заработной платы (а конкретно — в части вновь установленных выплат) алиментов и профсоюзных взносов.

Обратимся к фактам. При вступлении в любое объединение, в том числе в некоммерческое, такое как профсоюз работников здравоохранения, каждый член этого объединения пишет добровольное согласие на удержание из его заработной платы профсоюзных взносов, при этом, естественно, не конкретизируя составные части заработной платы. То есть взносы положено удерживать в определенном размере (обычно это 1 процент) из всех выплат, начисленных по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата». Поэтому, имея заявление от сотрудника на удержание профсоюзных взносов из заработной платы, бухгалтер обязан произвести такое удержание из всех ее составных частей, включая вновь установленные выплаты. Как работнику этого избежать? Выйти из профсоюза. Но кто тогда будет отстаивать его права в учреждении?

Что касается алиментов, то согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства России от 2 ноября 2021 г. № 1908 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) форме, в том числе (указываю выборочно):

  • с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
  • с надбавок и доплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам);
  • с денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
  • с других видов выплат работнику, предусмотренных системой оплаты труда организации.

Таким образом, с доплаты за риск заражения новой коронавирусной инфекцией удерживаются как профсоюзные взносы, так и алименты.

Стимулирующие выплаты

Также в учете медицинских учреждений вызывают вопросы денежные выплаты стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.

Постановлением Правительства России от 30 декабря 2019 г. № 1940 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (далее — Правила).

В соответствии с Правилами средства из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются медицинским организациям на осуществление денежных выплат в размере одной тысячи рублей за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, диагноз которого подтвержден результатами соответствующих диагностических инструментальных и (или) лабораторных исследований, в том числе:

  • 500 рублей — врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу-терапевту цехового врачебного участка, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-педиатру (врачу-педиатру участковому), фельдшеру фельдшерского здравпункта (фельдшерско-акушерского пункта), ответственному за организацию и проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, направившему пациента на осмотр (консультацию) к медицинскому работнику, указанному в подпункте «б» настоящего пункта, или направившему на осмотр (консультацию) врача-онколога;
  • 250 рублей — медицинскому работнику, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога;
  • 250 рублей — медицинскому работнику, осуществившему своевременное установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием.

ТФОМС перечисляет средства на основании заявок на получение средств исходя из количества случаев впервые выявленных онкологических заболеваний и размеров денежной выплаты медицинским учреждениям, заключившим с ним соглашение о софинансировании расходов на осуществление денежных выплат, на счета, на которых учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям, и с учетом связанных с осуществлением денежных выплат расходов на предоставление медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом, а также расходов на уплату НДФЛ, страховых взносов.

Медицинские учреждения обязаны:

  • вести раздельный аналитический учет средств на осуществление денежных выплат.

Как организовать раздельный учет? В частности, в централизованной системе бухгалтерского учета учреждений Минздрава Пензенской области в справочник видов финансового обеспечения введен дополнительный подвид кода вида финансового обеспечения «ОМС 844 (онкология) КС 040584400007». Кроме того, в справочник выплат по заработной плате внесена выплата «303 Стимулирующие выплаты (ПП 1940 от 30.12.2019);

  • представлять в ТФОМС отчет об осуществлении денежных выплат в порядке и по форме, которые утверждаются ФФОМС.

Отчет представляется по форме, утвержденной приказом ФФОМС от 19 мая 2022 г. № 53н «Об утверждении формы и порядка представления отчета об использовании средств иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения». Такой отчет представляется ежемесячно нарастающим итогом в электронном виде медицинскими учреждениями в ТФОМС в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, подписывается руководителем (или лицом, им уполномоченным) и непосредственным исполнителем соответственно медицинской организации или территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Данная стимулирующая выплата облагается НДФЛ и страховыми взносами, с нее удерживаются профсоюзные взносы и алименты.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим, какие записи сделает бухгалтер бюджетного учреждения здравоохранения[1].

Дебет 7 205 52 561

«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

Кредит 401 10 152

«Доходы текущего финансового года по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

— начислены доходы от получения трансфертов на осуществление выплат на основании поданной в ТФОМС заявки, которая успешно подтверждена;

Дебет 7 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 7 205 52 661

«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

— получены денежные средства от ТФОМС для осуществления выплат;

Дебет 7 109 60 211

«Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в части оплаты труда»

Кредит 7 302 11 737

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

— начислены стимулирующие выплаты медицинским работникам;

Дебет 7 302 11 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 7 303 01 731

«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

— удержан НДФЛ;

Дебет 7 302 11 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 7 304 03 737

«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

— удержаны алименты и (или) профсоюзные взносы;

Дебет 7 109 60 213

«Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в части начислений на оплату труда»

Кредит 7 303 0Х 731

«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам»

— начислены страховые взносы для перечисления;

Дебет 7 303 01 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Кредит 7 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— перечислен НДФЛ;

Дебет 7 303 0Х 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам»

Кредит 7 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— перечислены страховые взносы;

Дебет 7 304 03 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

Кредит 7 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— перечислены алименты и (или) профсоюзные взносы.



[1] Бухгалтерские записи приведены без отражения на счетах санкционирования и забалансовых счетах.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама