Казначейский кредит: выгодные условия

Тема бюджетного кредитования является весьма актуальной. Бюджетный кредит выгоден как государству в целом, так и бюджетам бюджетной системы России. Рассмотрим предоставление бюджетного кредита органами Федерального казначейства на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в рамках статьи 93.6 Бюджетного кодекса. Также разберем условия предоставления бюджетного кредита, субъектный состав и преимущества получения такого кредита субъектами кредитования.

Е. Р. Армасова, заместитель руководителя УФК по Тверской области

Cтатья 93.6 Бюджетного кодекса была введена Законом от 7 мая 2013 г. № 104‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса». Она регулирует порядок предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях покрытия временных кассовых разрывов бюджетов. Таким образом, субъект России (муниципальное образование), государственный внебюджетный фонд России при недостаточности средств на счете для покрытия расходов могут воспользоваться бюджетным кредитом краткосрочно на выгодных условиях.

Особенности предоставления

Бюджетный кредит предоставляется за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета субъекта России (местного бюджета), за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение для субъектов России (муниципальных образований)[1], и в размере прогнозируемой в текущем и (или) следующем месяце недостаточности денежных средств на счете бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда России, необходимых для осуществления перечислений из бюджета, но не более одной двенадцатой утвержденного законом о бюджете на текущий финансовый год объема доходов бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, а также иных поступлений, определенных Правительством России, с учетом норм федеральных законов в соответствующих сферах.

Бюджетные кредиты, в рамках указанной статьи Бюджетного кодекса, могут предоставляться субъектам России, муниципальным образованиям, а начиная с 14 августа 2019 года[2] также государственным внебюджетным фондам России.

Изначально при появлении указанной статьи в Бюджетном кодексе срок предоставления бюджетного кредита не превышал 30 дней для субъектов России (муниципальных образований), в настоящее время он составляет не более 240 дней при условии возврата не позднее 15 декабря текущего финансового года. Для государственных внебюджетных фондов России срок установлен не более 180 дней при условии возврата бюджетного кредита не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года.

Кредит предоставляется на основании договора о предоставлении бюджетного кредита, заключаемого с территориальным органом Федерального казначейства (приказ Минфина России от 6 октября 2020 г. № 231н «О порядке заключения и форме договора о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета» (далее — Порядок № 231н); приказ Минфина России от 7 декабря 2020 г. № 298н «О Порядке заключения и форме договора о предоставлении государственному внебюджетному фонду Российской Федерации бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета» (далее — Порядок № 298н)).

Условиями предоставления (получения) бюджетного кредита являются:

Для субъекта России:

  • закон о бюджете субъекта России на текущий финансовый год должен соответствовать положениям статей 92.1, 106 и 107 Бюджетного кодекса в части установления объема дефицита бюджета субъекта России, предельного объема заимствований субъекта России и верхнего предела государственного внутреннего долга субъекта России[3];
  • субъект России в отчетном финансовом году не допустил невозврата бюджетного кредита и (или) неперечисления платы за пользование кредитом.

Для муниципального образования:

  • решение о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год должно соответствовать положениям статей 92.1, 106 и 107 Бюджетного кодекса в части установления объема дефицита местного бюджета, предельного объема заимствований муниципального образования и верхнего предела муниципального внутреннего долга муниципального образования;
  • муниципальное образование в отчетном финансовом году не допустило невозврата бюджетного кредита и (или) неперечисления платы за пользование кредитом;
  • муниципальное образование не относится к муниципальным образованиям, указанным в пунктах 2–4 статьи 136 Бюджетного кодекса (за исключением муниципального образования, которому в течение одного финансового года из трех последних отчетных финансовых лет предоставлялся бюджетный кредит, и (или) муниципального образования, являющегося городским округом, городским округом с внутригородским делением с высоким или средним уровнем долговой устойчивости, определяемым в соответствии со ст. 107.1 Бюджетного кодекса).

Также к общим требованиям предоставления кредита для субъекта России и муниципального образования относятся:

  • перечисление кредита на единые счета бюджетов субъектов России (муниципальных образований), открытые в Федеральном казначействе для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета;
  • соблюдение определенных условий в договоре, установленных постановлением Правительства России от 20 августа 2013 г. № 721 «Об утверждении Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета»;
  • срок и сумма бюджетного кредита для соответствующего субъекта России (муниципального образования) определяемая Федеральным казначейством с учетом положений пункта 2 статьи 93.6 Бюджетного кодекса.

Для государственного внебюджетного фонда России:

  • перечисление кредита осуществляется территориальным органом Федерального казначейства на единый счет бюджета фонда;
  • кредит предоставляется в размере прогнозируемой в текущем и (или) в следующем месяце недостаточности денежных средств на едином счете бюджета фонда, необходимых для осуществления перечислений из бюджета фонда, но не более одной двенадцатой утвержденного законом о бюджете фонда на текущий финансовый год объема доходов бюджета (за исключением межбюджетных трансфертов, а также доходов бюджета Пенсионного фонда России в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии), с взиманием платы за пользование кредитом по ставке 0 процентов (подп. «б» п. 2 Правил предоставления государственному внебюджетному фонду Российской Федерации бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, его возврата, а также реализации права требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности государственного внебюджетного фонда Российской Федерации по денежным обязательствам перед Российской Федерацией по возврату указанного кредита, утвержденных постановлением Правительства России от 31 августа 2019 г. № 1140 (далее — Правила № 1140)).

Также к условиям предоставления бюджетного кредита государственным внебюджетным фондам России отнесены сроки предоставления кредита и заключение до­говора с территориальными органами Федерального казначейства.

Удобства выбора

Чем же удобен данный кредит для получателей?

1. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту России (муниципальному образованию) без обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентов, штрафов и пеней, аналогичная норма касается и государственных внебюджетных фондов России, которым кредит предоставляется без обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

2. Срок предоставления кредита составляет не более 240 дней для субъекта России и муниципальных образований и не более 180 дней для государственных внебюджетных фондов России, в отличие от ранее установленного статьей 93.6 Бюджетного кодекса срока для субъекта России и муниципального образования в 30 дней.

3. На основании договора может быть предоставлено заемщику одновременно несколько бюджетных кредитов на сумму, не превышающую лимита на кредитные средства и размера кредита, предоставляемого заемщику, определенного Федеральным казначейством, установленных бюджетным законодательством.

Отметим, что лимит на кредитные средства и размер бюджетного кредита, предоставляемого заемщику, определяется Федеральным казначейством для субъекта России и муниципального образования в соответствии с пунктом 5 Порядка № 231н, а для государственного внебюджетного фонда России — в соответствии с пунктом 4 Порядка № 298н.

4. Плата за пользование бюджетным кредитом на пополнение остатка средств на едином счете бюджета составляет 0,1 процента годовых (п. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2021 г. № 390‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»), для государственных внебюджетных фондов России рассчитывается по ставке 0 процентов (подп. «б» п. 2 Правил № 1140).

Например, если обратиться к Единой информационной системе zakupki.gov.ru, то процент, взимаемый банками при предоставлении кредита муниципальным образованиям, по заключенным контрактам может доходить до 25,16 процента годовых[4].

5. Бюджетный кредит может быть возвращен досрочно с перерасчетом процентов на дату досрочного возврата бюджетного кредита (п. 12 Порядка № 231н).

Однако при желании получить бюджетный кредит необходимо обратить внимание на то, что субъект России, государственный внебюджетный фонд России не вправе привлекать такой кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета при наличии размещенных в соответствии со статьей 236.1 Бюджетного кодекса временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) и не вправе осуществлять размещение временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Не допускается реструктуризация обязательств (задолженности) и заключение мировых соглашений, устанавливающих условия урегулирования задолженности должников по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Нюансы­2022

Имеется ряд особенностей, связанных с предоставлением бюджетного кредита в 2022 году.

Так, бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту России в размере, не превышающем одной десятой утвержденного законом о бюджете субъекта России на 2022 год объема доходов бюджета субъекта России, при условии его возврата не позднее 30 декабря текущего финансового года. Порядок и условия предоставления указанных бюджетных кредитов устанавливаются Правительством России (часть 36 подп. «г» п. 2 ст. 1 Закона от 1 мая 2022 г. № 128‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»).

В части муниципальных образований, в соответствии с указанием Минфина России, бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета может быть предоставлен муниципальному образованию только по согласованию с высшим должностным лицом субъекта России (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России) в рамках общего лимита предоставления кредита, установленного Минфином России в 2022 году для каждого субъекта России (письмо Казначейства России от 27 января 2022 г. № 07-04-05/15-1629 «О предоставлении кредита муниципальным образованиям»).

В остальном привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях покрытия временных кассовых разрывов бюджетов, предоставляемого органами Федерального казначейства, выгодно отличает данный кредит от других кредитов, предоставляемых в том числе в банковском секторе, прежде всего низкой процентной ставкой, предлагаемой государством, возможностью взять несколько кредитов одновременно, в пределах установленного лимита и определенного для заемщика размера кредита. Также он не требует обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентов, штрафов и пеней и может быть досрочно возвращен без уплаты лишних процентов.

На практике

На территории Тверской области начиная с 2016 года бюджетный кредит привлекается муниципальным образованием — городом Тверью. Заключается договор на получение бюджетного кредита, после поверки УФК по Тверской области всех необходимых документов подписывается дополнительное соглашение на сумму кредита с учетом установленного лимита для данного муниципального образования, бюджетный кредит с процентами возвращается в установленный законодательством срок. Привлечение денежных средств осуществляется ежегодно, что говорит об эффективности указанного механизма и о потребности в бюджетном кредите муниципального образования.

В части регионов России и муниципальных образований по состоянию на 1 сентября 2022 года бюджетных кредитов было предоставлено на общую сумму 93,26 млрд рублей, из них регионам — 59,04 млрд рублей и муниципальным образованиям — 34,22 млрд рублей. Сумма уплаченных процентов за пользование бюджетным кредитом на 1 сентября 2022 года составила 11,23 млн рублей.

В 2021 году за аналогичный период общая сумма предоставленных кредитов составила 107,85 млрд рублей, из них регионам было предоставлено бюджетных кредитов на сумму 86,25 млрд рублей и муниципальным образованиям — на сумму 21,61 млрд рублей. Процентов за пользование бюджетным кредитом за указанный период было уплачено 7,05 млн рублей[5].

Из анализа представленных данных следует, что сумма привлеченных денежных средств в форме бюджетных кредитов в 2022 году ниже на 13,5 процента, чем за тот же период 2021 года, при этом доля привлекаемых бюджетных кредитов муниципальными образованиями возросла по сравнению с 2021 годом на 36,9 процента и снизилась в доле регионов на 31,6 процента. Таким образом, потребность муниципальных образований в бюджетных кредитах в 2022 году возросла по сравнению с предыдущим периодом 2021 года. Можно предположить, что привлекательным для муниципальных образований является, конечно же, низкая процентная ставка за пользование бюджетным кредитом, которая позволяет эффективно пользоваться предоставленными денежными средствами с относительно небольшими расходами бюджета, связанными с обслуживанием полученного бюджетного кредита, и возможность воспользоваться кредитом без предоставления обеспечительных мер.

В заключение

Для субъектов России и муниципальных образований бюджетный кредит является привлекательным финансовым инструментом, позволяющим не только закрывать необходимые кассовые разрывы бюджетов, но и эффективно управлять ликвидностью, а за счет низкого процента за пользование кредитом можно отнести бюджетный кредит, в том числе к мерам государственной поддержки бюджетов субъектов России (муниципальных образований) и государственных внебюджетных фондов России, где при привлечении денежных средств появляется возможность обходиться минимальными расходами бюджета, а для государственных внебюджетных фондов России — с процентной ставкой 0 процентов для покрытия кассовых разрывов при недостаточности средств на счете бюджетов бюджетной системы России.



[1]Действие пункта 2 статьи 93.6 Бюджетного кодекса (в части, касающейся субъекта России) приостановлено с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года в соответствии с Законом от 29 ноября 2021 г. № 384‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году».

[2] Изменения внесены Законом от 2 августа 2019 г. № 307‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений».

[3] Действие подпункта «а» пункта 1(1) приостановлено до 31 декабря 2022 года включительно в части требования о соответствии ограничению, установленному статьей 107 Бюджетного кодекса (постановление Правительства России от 9 мая 2022 г. № 836).

[4] Например, контракты № 17-22; 2022/005; 01593000178220000-16-01; 0151300045221000217 и др.

[5] Информация в части предоставленных бюджетных кредитов по состоянию на 1 сентября 2021 и 2022 годов на территории России в разрезе субъектов России и муниципальных образований предоставлена Межрегиональным управлением Федерального казначейства в сфере управления ликвидностью.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама