Обзор судебной практики

В бюджетно-­правовой сфере очень часто возникают споры, связанные с проектной документацией. Часто уполномоченные органы не согласны с затратами на определенные виды работ, например на статические испытания. Рассмотрим подобную ситуацию.

Ю. М. Лермонтов, государственный советник Российской Федерации 2 класса

Ситуация

Суд удовлетворил требование муниципального казенного учреждения (далее — учреждение) к Управлению Федерального казначейства по субъекту России (далее — Управление) о признании недействительным предписания. Арбитры указали, что спорные работы обоснованно включены в проектную документацию, на которую получено положительное заключение экспертизы, фактически выполнены и подлежат оплате как общестроительные работы, а не как накладные расходы; оплата работ за счет средств субсидии охватывается целью ее предоставления (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2022 г. № Ф02-3487/2022 по делу № А33-17708/2021).

Суть дела

По результатам проверки соблюдения условий предоставления субсидии выявлено включение учреждением в цену контракта на строительство объекта расходов на статическое испытание свай, производимое на этапе проектирования, что привело к необо­снованному увеличению цены контракта. Учреждению предписано принять меры к устранению нарушений.

Позиция суда

Суд, удовлетворяя требование учреждения, исходил из нижеследующего.

Так, в соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в том числе закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В силу статьи 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего кодекса. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 БК РФ).

Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (ст. 763, 766 ГК РФ).

При заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Методы определения начальной (максимальной) цены контракта перечислены в части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта России (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 171 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. № 421/пр (далее — Методика № 421/пр), в главу 12 «Проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета стоимости строительства включается стоимость затрат на полевые испытания грунтов сваями, проводимые при инженерных изысканиях для строительства, полевые контрольные испытания свай при строительстве, испытания, производимые для уточнения несущей способности свай.

По мнению Управления, расходы на статическое испытание свай подлежали включению в сводном сметном расчете стоимости строительства в главу 12 «Проектные и изыскательские работы», а не в главу 9 «Прочие работы и затраты», и не могли оплачиваться как общестроительные работы.

Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что действующее нормативное регулирование не исключает проведение испытания свай при осуществлении строительно-монтажных работ.

Арбитры верно указали на то, что необходимость проведения испытаний свай при осуществлении строительных работ, а также обязанность проектной организации установить контрольные испытания свай статической нагрузкой и корректировку проекта свайного фундамента или его части, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный, определены в пунктах 4.3, 4.4 раздела 9 ГОСТ 5686-2012 Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы полевых испытаний сваями (введен приказом Росстандарта от 9 ноября 2012 г. № 706-ст) и в пункте 12.1.11 Свода правил 45.13330.2012 (утвержден приказом Минрегионразвития России от 29 декабря 2011 г. № 635/2).

Судами установлено, что из представленной в материалы дела проектной и рабочей документации на строительство объекта — жилой дом следует, что работы по статическому испытанию свай возложены на подрядчика. Предусмотрено проведение статических испытаний свай на нулевом цикле здания в соответствии с требованиями ГОСТ 5686-2012.

По результатам государственной экспертизы получено положительное заключение, в котором отмечено, что проектной документацией предусмотрено перед началом работ по устройству свайных фундаментов провести статические испытания пробных свай по требованию ГОСТ 5686-2012 для подтверждения несущей способности свай.

По результатам проверки достоверности определения сметной стоимости строительства спорного объекта, проведенной в соответствии с постановлением Правительства России от 18 мая 2009 г. № 427, указанным экспертным учреждением было выдано положительное заключение достоверности определения сметной стоимости.

Судами учтено, что согласно положительному заключению достоверности определения сметной стоимости расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, преду­смотренным проектной документацией. Сметная стоимость строительства объекта капитального строительства определена достоверно.

Установив данные обстоятельства, суды мотивированно признали, что, поскольку работы по статическому испытанию свай на спорном объекте обоснованно были включены в проектную документацию на выполнение строительно-монтажных работ, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы, фактически выполнены, что подтверждается соответствующими актами выполненных работ, они подлежат оплате как общестроительные работы, а не как накладные расходы.

Комментарий

Как указали арбитры, в рассматриваемом случае оплата за счет средств субсидии фактически выполненных работ охватывается целью предоставления субсидии на строительство спорного объекта.

Работы по статическому испытанию свай могут выполняться как на стадии разработки проектной документации по заданию заказчика, так и на стадии производства строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями ГОСТ 5686-2012 для определения их несущей способности.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама