Изменения в порядке применения КОСГУ с 2023 года

Порядок № 209н вновь претерпел изменения. Рассмотрим новшества, которые следует учесть государственным бюджетным и автономным учреждениям при планировании финансово­хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета начиная с 1 января 2023 года.

А. В. Пичушкин, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Минфином России ранее уже вносились изменения в Порядок № 209н, в частности, приказами от 30 ноября 2018 г. № 246н, от 13 мая 2019 г. № 69н, от 29 сентября 2020 г. № 222н, от 24 сентября 2021 г. № 133н. Также выпускались и методические рекомендации к Порядку № 209н, например, такие рекомендации и разъяснения даны в письмах Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153 «О направлении методических указаний по применению Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н», от 7 мая 2019 г. № 02-05-10/33322 «О размещении Примеров и особенностей отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации», от 20 декабря 2021 г. № 02-08-10/103863 «О направлении разъяснений по применению операций сектора государственного управления» и т. д.

Изменения в Порядок № 209н ранее носили как технический, так и концептуальный характер. В 2022 году — это приказ Минфина России от 8 сентября 2022 г. № 137н «О внесении изменений в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н» (далее — Приказ № 137н). Согласно пункту 2 Приказа № 137н все изменения в Порядке № 209н вступают в силу с 1 января 2023 года и применяются при составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2023 год.

Изменение № 1

В пункте 7 Порядка № 209н исключены абзацы 2–4 (разграничение безвозмездных поступлений и определения поступлений и перечислений капитального и текущего характера), а дополнительно, в том числе вместо них, введены новые абзацы. Отметим, что в разграничение безвозмездных поступлений добавлена статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам», которой ранее не было. Уточнено более подробно и приведено в соответствие со стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора отнесение поступлений, перечислений капитального характера (в том числе в отношении капитальных вложений и приобретения основных фондов) и текущего характера.

Обратите внимание, что в действующей редакции Порядка № 209н в пункте 7 определено, что если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. С 1 января 2023 года формулировка изменена, и теперь, если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера (не являющихся капитальными вложениями), и на капитальные вложения предусматривается 80 процентов и более средств от общего объема предоставляемых средств, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) капитального характера. Если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера, при этом достоверно определить долю средств на капитальные вложения и текущие расходы не представляется возможным, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. К таким поступлениям, перечислениям, например, могут быть отнесены субвенции, консолидированные (единые) субсидии бюджетам бюджетной системы России, гранты в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели.

Из этого следует два главных вывода для учета безвозмездных поступлений в бюджетных и автономных учреждениях:

  • если субсидию или иное безвозмездное поступление (благотворительная помощь) четко можно разграничить в процентах и суммах на расходование средств капитального и некапитального характера, то они будут поступать на следующие статьи КОСГУ:
  • расходы капитального характера, которые предусмотрены в размере 80 процентов и более — статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»;
  • расходы капитального характера, которые предусмотрены в размере менее 80 процентов — 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера»;
  • если субсидию или иное безвозмездное поступление (благотворительная помощь) четко разграничить в процентах и суммах на расходование средств капитального и некапитального характера возможности нет, то они будут поступать на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера».

Изменение № 2

Из подпунктов 10.2.1 и 10.2.3 исключены соответственно: в подстатье КОСГУ 221 «Услуги связи» — расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости услуг связи, а в подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» — расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг, при этом абзац третий подпункта 10.2.4 в отношении подстатьи КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» теперь выглядит так: «На данную подстатью также относится возмещение арендодателю (собственнику имущества) в части выполнения обязательств, преду­смотренных договором аренды, безвозмездного пользования объектом недвижимого имущества, расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, расходов арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг, услуг связи».

Таким образом, с 1 января 2023 года возмещение арендодателю (собственнику имущества) расходов по оплате коммунальных услуг и услуг связи следует осуществлять с применением подстатьи КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)».

Обратите внимание, что Порядком № 209н не урегулировано возмещение арендодателю (собственнику имущества) расходов по оплате иных работ и услуг (если это предусмотрено соответствующим договором), например, услуг охраны, работ по вывозу и утилизации отходов, уборки снега и мусора, техобслуживании пожарной сигнализации и т. п. Как быть в этой ситуации? Какие подстатьи КОСГУ применять? Рекомендуем до внесения соответствующих изменений в Порядок № 209н и (или) получения разъяснений от Минфина России урегулировать этот вопрос учетной политикой учреждения. При этом следует исходить из логики вносимых изменений. Предполагаем, что более корректно в отношении возмещения таких расходов следует применять подстатью КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)».

Изменение № 3

Согласно пункту 7 статьи 1 Закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра, соответственно, с учетом ранее внесенных изменений в вышеуказанный закон, государственный технический осмотр транспортных средств перестал существовать и превратился в просто технический осмотр.

Именно поэтому в абзац двадцать четвертый подпункта 10.2.5 Порядка № 209н в отношении применения подстатьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» внесены изменения, и из фразы «обследование технического состояния (аттестация) объектов нефинансовых активов, осуществляемого в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая, диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре) ресурса работоспособности» исключено слово «государственном».

Изменение № 4

Согласно Закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий, наряду с временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим и финансовым управляющим, является разновидностью арбитражного управляющего. По всем вышеуказанным видам арбитражного управляющего могут выплачиваться вознаграждения. Именно поэтому в абзаце пятьдесят девятом подпункта 10.2.6 Порядка № 209н в отношении применения подстатьи КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» внесены изменения, и в фразе «выплата вознаграждения конкурсному управляющему, а также возмещение расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника» слово «конкурсном» в соответствующих падежах заменено на «арбитражном».

Изменение № 5

В подпункте 10.2.6 Порядка № 209н в отношении применения подстатьи КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» внесен дополнительный абзац: «На данную подстатью КОСГУ также относятся расходы на плату за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика».

Таким образом, все расходы, связанные с проведением электронной процедуры в качестве участника торгов как исполнителя, бюджетные и автономные учреждения будут производить с применением подстатьи КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», в том числе для расходов по уплате комиссии в адрес электронной торговой площадки за участие в торгах. Данные изменения, как предполагается, внесены в числе прочего в целях разграничения расходов во избежание путаницы между вышеуказанной подстатьей КОСГУ и подстатьей КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям».

Изменение № 6

В целях четкого разграничения выплачиваемых пенсий и пособий бывшим работникам в натуральной и денежной формах, а также во избежание путаницы между подстатьями КОСГУ 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам» и 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» в наименование подстатьи КОСГУ 264 внесено изменение в части указания формы выплаты, то есть подстатья КОСГУ 264 теперь будет называться «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме».

Изменение № 7

Из перечня расходов в подстатье КОСГУ 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» исключены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, назначаемые и выплачиваемые в соответствии с постановлением Правительства России от 3 ноября 1994 г. № 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Вышеуказанное постановление Правительства России утратило силу с 24 ноября 2020 года в связи с изданием постановления Правительства России от 19 ноября 2020 г. № 1884 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». При этом в пункте 2 этого постановления указано, что выплаты гражданам, которым в соответствии с Указом Президента России от 30 мая 1994 г. № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» назначены ежемесячные компенсационные выплаты до 1 января 2020 года, а также матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, родившимся до 1 января 2020 года, осуществляются в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления (25 ноября 2020 года).

Таким образом, данные выплаты могут осуществляться самое позднее до 31 декабря 2022 года включительно, поэтому уже с 2023 года необходимости производить по ним расходы нет, соответственно по этой причине такие выплаты исключаются из Порядка № 209н.

Изменение № 8

В подпункте 10.9.6 в отношении подстатьи КОСГУ 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» абзац пятнадцатый изложен в новой редакции: «Материальное стимулирование граждан, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, заключивших договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления», где слова «материальное стимулирование» заменили слово «стипендии», что является логичным, так как обу­чающимся-целевикам могут выплачиваться не только стипендии.

Изменение № 9

Из подпункта 12.6 Порядка № 209н исключена подстатья КОСГУ 461 «Выбытие биологических активов», и теперь подпункт 12.6 сформулирован так: «На статью 460 „Уменьшение стоимости биологических активов“ КОСГУ относятся: доходы от выбытия биологических активов, в том числе доходы от реализации биологических активов, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей биологических активов, и другие аналогичные доходы; операции по выбытию биологических активов. Данная статья КОСГУ детализируется подстатьей 462 „Обесценение биологических активов“ КОСГУ».

Изменение № 10

В подстатьи КОСГУ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» и 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» в части поступлений и выбытий денежных средств у государственных бюджетных и автономных учреждений дополнены, соответственно, поступления от возврата сумм ранее перечисленных денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта и выбытия в части перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта[1].


Реклама