Решения органов финконтроля: КВР и КОСГУ

В бухгалтерской практике часто встречаются ситуации, когда при исполнении решений органов государственного финансового контроля необходимо возвращать в доход бюджета различные средства. Как правило, встает вопрос по применению КВР и КОСГУ.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Вопрос: По каким КВР и КОСГУ подлежат возврату в доход бюджета субъекта России средства государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного финансового контроля?

Ответ:

Во время проверок (ревизий), проводимых в государственных бюджетных и автономных учреждениях, органы государственного финансового контроля субъекта России (далее — орган ГФК) периодически выявляют факты неисполнения или частичного неисполнения фактических (объемных) показателей государственного задания. При этом денежные средства проверяемого года учреждением могут быть уже израсходованы, а в отчете о выполнении фактических (объемных) показателей государственного задания, утвержденном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), все показатели отражены как выполненные. В актах проверок и требованиях, направляемых органами ГФК, указывается необходимость возврата не­обоснованно полученных и израсходованных средств в доход бюджета субъекта России. При этом причины невыполнения (в том числе частичного) государственного задания могут быть разными. Например, приобретение оборудования, которое не подлежит использованию в целях выполнения именно государственного задания, или выполнение каких-либо работ (услуг) подрядчиками не в полном объеме, при этом полностью оплаченных учреждением, или содержание персонала, не подлежащего содержанию за счет средств государственного задания.

Соответственно по итогам таких проверок (ревизий) необходимо на сумму вышеуказанных нарушений перечислить денежные средства в доход бюджета субъекта России. С применением каких КВР и КОСГУ это делать?

Вариантов решения данной проблемы сначала было два:

  • с применением КВР 853 «Уплата иных платежей» и КОСГУ 295 «Другие экономические санкции»;
  • с применением статьи аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» и КОСГУ 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов».

В первом варианте логика была следующей: отдельные учреждения при обсуждении данного вопроса выразили мнение, что по факту выявленные нарушения — это наложение экономических санкций на учреждение. Другая категория учреждений настаивала на том, что мы возвращаем в бюджет фактически государственное задание прошлых лет, а значит, это возврат остатков субсидий прошлых лет, то есть КОСГУ 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов». Несмотря на то что таких случаев было очень мало, проблему они создали. Учреждения возвращали средства из сумм собственных доходов (КВФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

По нашему мнению, при отсутствии собственных доходов допустимо перечислять в доход бюджета такие средства из средств государственного задания текущего года.

В конце 2020 года, когда приближались сроки формирования годовой отчетности, сомнения были развеяны. В Приложении 1 к совместному письму Минфина России и Федерального казначейства от 17 декабря 2020 г. № 02-04-04/110850 / 07-04-05/02-26291 (далее — письмо № 02-04-04/110850 / 07-04-05/02-26291) чиновники указали, что операции по перечислению в доход бюджета бюджетными (автономными) учреждениями средств государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражаются по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» КОСГУ.

Вопрос: По каким КВР и КОСГУ подлежат возврату в доход бюджета субъекта России средства субсидий на иные цели в случаях исполнения решений органов государственного финансового контроля?

Ответ:

В 2021 году во время одной из проверок возник аналогичный вопрос с субсидиями на иные цели. Орган ГФК выявил приобретение (на небольшую сумму) медицинского оборудования, которое не входило в перечень, предусмотренный конкретной целевой субсидией. Естественно, оборудование было полностью оплачено, введено в эксплуатацию, но органом ГФК по итогам проверки было выставлено требование о возмещении в доход бюджета субъекта России неправомерно израсходованных за счет целевой субсидии сумм денежных средств. Учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности (собственных доходов) сумма по выставленному требованию была перечислена в доход бюджета с применением КВР 853 «Уплата иных платежей» и КОСГУ 295 «Другие экономические санкции». Поскольку в части возврата средств целевых субсидий разъяснений в таких случаях не было, а разъяснение для госзадания (письмо № 02-04-04/110850 / 07-04-05/02-26291) не подходило для данной ситуации, учреждение посчитало это наложенными на него экономическими санкциями. Тем не менее, в преддверии формирования годовой отчетности за 2021 год следовало разобраться и поставить точку в данном вопросе. Минздравом Пензенской области в Минфин России было подготовлено письмо, в котором содержалась просьба разъяснить, по какому виду расходов и с применением какой подстатьи КОСГУ государственные бюджетные и автономные учреждения должны перечислять в доход государственного бюджета денежные средства в случаях исполнения решений органов государственного финансового контроля в части неправомерного расходования субсидий на иные цели, если средства восстановлены в текущем году, а проверяемый период относится к прошедшим годам.

Минфин России в письме от 14 февраля 2022 г. № 02-05-11/10129 указал, что в соответствии с положениями Порядков № 85н и 209н операции по возврату государственными бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий прошлых лет на иные цели, в том числе подлежащих возврату в соответствии с решениями органов государственного финансового контроля, подлежат отражению по статье 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, увязанной в целях бюджетного (бухгалтерского) учета со статьей 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама