Контрольная деятельность ФМБА России

В конце 2021 года Федеральное медико­биологическое агентство (ФМБА) России провело совещание в режиме аудио­видео­конференц­связи,
где были рассмотрены результаты контрольной деятельности за прошедший год. Итоги мероприятия будут интересны не только учреждениям здравоохранения.

В. И. Скворцова, руководитель ФМБА России

В мероприятии приняли участие заместители руководителя, начальники управлений, представители подведомственных ФМБА России организаций: клинические больницы, медико-санитарные части, центры гигиены и эпидемиологии, научные организации, межрегиональные управления и другие.

Открыла совещание руководитель ФМБА России Вероника Игоревна Скворцова.

Вероника Игоревна отметила, что требования бюджетного законодательства определяют необходимость организации и осуществления контроля на всех уровнях финансово-бюджетной сферы.

В уходящем году в ФМБА России активизировалась работа по организации и осуществлению контрольной деятельности. Проведены выездные и камеральные проверки, а также ряд аналитических мероприятий.

Главная задача в рамках контрольной деятельности заключается не в том, чтобы выявить как можно больше нарушений и наказать, а в том, чтобы помочь подведомственным организациям преодолеть имеющиеся управленческие или организационные проблемы, дать им все необходимые рекомендации.

При этом было отмечено, что важна так называемая обратная связь с учреждениями, которая должна показать, где и на каком этапе деятельности возникают нарушения и почему. Это позволит развивать систему предварительного контроля, задачами которой являются:

  • предупреждение бюджетных правонарушений;
  • риск-ориентированный подход к организации контрольной деятельности;
  • прозрачность расходования бюджетных средств по всей цепочке их прохождения.

В 2021 году ФМБА России начата работа по созданию информационной системы, в которой аккумулируются учет, аналитическая обработка и консолидация отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, проведенных агентством и органами государственного финансового контроля.

Информационная система позволит осуществлять мониторинг, анализ и контроль за своевременным исполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений.

По итогам анализа контрольных мероприятий подготовлено и направлено в учреждения обзорное письмо по выявленным типичным нарушениям (письмо ФМБА России от 26 января 2022 г. № 32-024/08/122).

Задача руководителей — обеспечить устранение типичных нарушений в деятельности учреждения и принять меры по их недопущению в будущем.

Вероника Игоревна подчеркнула, что только благодаря совместной работе, активному сотрудничеству можно обеспечить эффективное функционирование системы внутриведомственного контроля, которая будет нацелена на решение задач, поставленных государством в сфере бюджетного законодательства.

Далее с докладом на тему «Обязательные требования соблюдения законодательства России и иных нормативных правовых актов при организации и осуществлении контрольной деятельности ФМБА России» выступила заместитель руководителя ФМБА России Наталья Николаевна Стадченко.

Она отметила, что сегодня контроль за эффективностью исполнения бюджета является частью механизма управления государственными финансами.

Подробнее Наталья Николаевна остановилась на документах в области регулирования бухгалтерского учета. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 402-ФЗ бухучет регламентируется федеральными стандартами бухгалтерского учета.

В 2022 году — много новшеств, и в первую очередь это касается введения новых стандартов бухгалтерского учета. С 1 января 2022 года введены следующие стандарты:

  • «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции»;
  • «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам»;
  • «Метод долевого участия»;
  • «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»;
  • «Биологические активы».

Докладчик обратила внимание, что Методические рекомендации по применению СГС «Биологические активы» изложены в письме Минфина России от 29 ноября 2021 г. № 02-07-07/96775.

В соответствии с пунктом 5.10 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства России от 11 апреля 2005 г. № 206, ФМБА России проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса.

В целях регламентирования организации и осуществления внутриведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных организациях в ФМБА России в текущем году утверждены следующие нормативные правовые акты:

  • приказ от 7 апреля 2021 г. № 58/1 «Об утверждении порядка проведения Федеральным медико-биологическим агентством проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству организаций»;
  • приказ от 7 июня 2021 г. № 105 «О создании контрольной комиссии Федерального медико-биологического агентства» (далее — Приказ № 105);
  • приказ от 7 июня 2021 г. № 16п «Об утверждении Плана контрольных мероприятий Федерального медико-биологического агентства на 2021 год» (далее — Приказ № 16п).

Приказом № 16п утвержден План контрольной деятельности ФМБА России на 2021 год. Утвержденным планом было намечено проведение в 2021 году шести плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности, но оказалось, что потребность в контрольных мероприятия выше, и фактически в 2021 году было проведено 12 проверок (шесть плановых, шесть внеплановых).

В ходе проверок выявлены типичные нарушения (см. рисунок 1).

2.jpg

Результаты контрольных мероприятий проанализированы Контрольной комиссией ФМБА России. Основными ее задачами является рассмотрение результатов контрольных мероприятий, проводимых ФМБА России в подведомственных организациях, а также объяснений и возражений должностных лиц по материалам проверок, планов мероприятий по устранению установленных в ходе проведения проверок нарушений и недостатков. В состав Контрольной комиссии вошли все начальники управлений ФМБА России. В 2021 году проведено шесть заседаний Контрольной комиссии. По итогам каждого заседания сформирован протокол, также подготовлены и направлены в учреждения письма с рекомендациями по преду­преждению и устранению нарушений и недостатков, выявленных во время проверок.

В рамках осуществления контрольной деятельности в ФМБА России проводятся мониторинг, анализ и контроль представленных учреждениями отчетов по устранению выявленных в период проведенных контрольных мероприятий нарушений и замечаний.

Наталья Николаевна обратила внимание руководителей на необходимость обеспечения строгого контроля за исполнением планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и своевременного представления в Управление финансового и бухгалтерского обеспечения ФМБА России отчетов о выполнении мероприятий по устранению нарушений и замечаний.

Также в целях обеспечения эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях руководителям необходимо уделить особое внимание организации системы внутреннего финансового контроля на местах, которая позволит:

  • оперативно реагировать на замечания и нарушения;
  • своевременно принимать соответствующие управленческие и организационные решения;
  • устранять выявленные нарушения и замечания, а в дальнейшем предупреждать и не допускать нарушений при ведении финансово-хозяйственной деятельности;
  • минимизировать риски.

В заключение Наталья Николаевна отметила те учреждения ФМБА России, сотрудники которых принимали активное участие в проведении контрольных мероприятий ФМБА России в 2021 году, и выразила благодарность руководителям этих учреждений за сотрудничество (см. рисунок 2).

3.jpg

Совещание продолжила начальник Управления финансового и бухгалтерского обеспечения Ирина Юрьевна Булатова, которая проанализировала основные виды нарушений.

В целях организации и осуществления контрольной деятельности в 2021 году ФМБА России проведены аналитические мероприятия и проверки финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных организациях.

Сюда вошли:

1. Анализ официальных сайтов учреждений в части размещения:

  • документов учетной политики;
  • электронных копий документов.

2. Анализ размещения учреждениями информации в ЕИС.

3. Анализ кадрового состава бухгалтерских и финансово-экономических подразделений учреждений, подведомственных ФМБА России.

4. Анализ информации о контрольных мероприятиях, проведенных территориальными органами Федерального казначейства.

Аналитические мероприятия проводились прежде всего на основании информации, находящейся в открытом информационном доступе.

Во-первых, это официальные сайты учреждений. В соответствии с пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Во-вторых, это официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Кроме того, в рамках аналитических мероприятий ФМБА России был проведен анализ кадрового состава бухгалтерских и финансово-экономических подразделений, а также анализ информации о контрольных мероприятиях, проведенных территориальными органами Федерального казначейства.

Письмом ФМБА России от 9 ноября 2021 г. № 32-024/1485 установлен срок представления информации о мерах по устранению нарушений в учетной политике и о размещении документов учетной политики на официальных сайтах учреждений — 20 декабря 2021 года.

Приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н регламентировано, что учреждение обеспечивает открытость и доступность документов путем предоставления через официальный сайт электронных копий.

Полный перечень документов обозначен в приказе, отметим только некоторые:

  • решение учредителя о создании учреждения;
  • учредительные документы (устав) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
  • свидетельство о государственной регистрации учреждения;
  • решение учредителя о назначении руководителя учреждения;
  • положение о филиалах, представительствах учреждения;
  • государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
  • план ФХД.

По итогам анализа ошибок отмечены замечания, среди которых:

  • отдельные учреждения на официальном сайте несвоевременно размещают электронные копии документов;
  • документы размещены в формате Exсel, Word, отсутствуют подписи руководителя и ответственного лица;
  • в размещенных копиях документов либо отсутствует дата подписания, либо дата документа, указанная на сайте, не соответствует фактической дате документа;
  • в разделах официального сайта размещаются электронные копии документов, не относящиеся к данному разделу.

В рамках контрольной деятельности ФМБА России проведен мониторинг и анализ не актуализированных контрактов подведомственных организаций.

Информация о закупочной деятельности организаций размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

К не актуализированным относятся контракты, которые на момент проведения мониторинга находятся в статусе «исполнение». При этом срок исполнения контракта истек.

Ирина Юрьевна отметила, что есть учреждения, практически не имеющие замечаний по размещенным в ЕИС данным. Это свидетельствует прежде всего о высоком внутреннем финансовом контроле и исполнительской дисциплине на местах.

Как мы знаем, кадры решают все. Поэтому по поручению руководителя ФМБА России В. И. Скворцовой были проведены сбор и анализ информации по кадровому составу бухгалтерских и финансово-экономических подразделений в подведомственных организациях.

Анализ проводился по состоянию на 1 июля 2021 года в соответствии с решением протокола заседания в режиме ВКС по контрольной деятельности ФМБА России от 15 июня 2021 года. Фактическая численность сотрудников бухгалтерских и финансово-экономических подразделений по группам учреждений представлена на рисунке 3.

4.jpg

Средний возраст сотрудников бухгалтерских и финансово-экономических подразделений в организациях составляет 41–50 лет.

Также был проведен анализ сведений о мероприятиях по повышению квалификации среди сотрудников бухгалтерских и финансово-экономических подразделений за период с 2018 по 2020 год.

Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 4, наименьшее количество специалистов, прошедших повышение квалификации, это специалисты отделов закупок, а наибольшее — сотрудники бухгалтерии.

5.jpg

Об итогах проведенных контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений проинформировала заместитель директора ФГБУ ФЦИТЭП ФМБА России, член редакционного совета журнала «Бюджетный учет» Надежда Борисовна Саволайнен.

В рамках обеспечения взаимодействия с Федеральным казначейством получена и проанализирована информация от Федерального казначейства о проведенных проверках в период с 2018 по 2020 год.

Выполнен сравнительный анализ информации по проверкам, представленной Федеральным казначейством и подведомственными ФМБА России организациями.

Надежда Борисовна рассказала о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2021 году ФМБА России, по итогам которых были выявлены типичные нарушения в сфере учетной политики и бухгалтерского учета. Так, в учетной политике это следующие нарушения:

  • учетная политика содержит ссылки на документы, утратившие силу;
  • в рабочий план счетов бухгалтерского учета не внесены изменения на 2021 год, включены дополнительные забалансовые счета, не согласованные с субъектом консолидации;
  • в регистры бухгалтерского учета не включены: Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет, Журнал операций межотчетного периода; не исключен Журнал по санкционированию;
  • не установлен порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;
  • в учетной политике установлено, что порядок определения стоимостных оценок объектов имущества нематериальных активов, сроки полезного использования нематериальных активов определяются комиссией по поступлению и выбытию активов. При этом в положении о комиссии указанные выше порядки не установлены;
  • в отдельных неунифицированных формах первичных документов отсутствуют обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 25 СГС «Концептуальные основы», дата составления документа, величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • в формы первичных учетных документов, разрабатываемые организацией самостоятельно, включены документы, предусмотренные Методическими указаниями № 52н;
  • в правила документооборота не включены отдельные документы, используемые в хозяйственной жизни учреждения, в том числе приказы, акты о приеме-передаче, акты о списании, договоры, счета, акты выполненных работ;
  • не определен порядок заверения копий электронных документов на бумажном носителе;
  • не определен способ указания статуса объекта учета в графах 8, 9 Инвентаризационной описи (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (по наименованию и (или) по коду);
  • порядок ведения Многографной карточки (ф. 0504054) в разрезе аналитических показателей, применяемых по соответствующим объектам учета, отсутствует;
  • не определено, за счет каких средств возмещаются расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 постановления Правительства России от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений»;
  • в учетной политике для подписания финансово-хозяйственных документов предусмотрено использование факсимильной подписи.

То же самое можно отметить и в типичных нарушениях в части ведения бухгалтерского учета.

Надежда Борисовна проанализировала типичные нарушения бухгалтерского учета, которых вполне можно было бы избежать при соответствующем внутреннем финансовом контроле на местах:

  • отсутствие необходимых внутренних распорядительных документов;
  • нарушения оформления первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
  • неотражение или несвоевременное отражение фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете;
  • отнесение хозяйственных операций на несоответствующие счета бухгалтерского учета;
  • несоблюдение требований учетной политики и иных локальных нормативных актов;
  • нарушения при инвентаризации активов и обязательств;
  • ошибки при составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Сегодня все более эффективным становится риск-ориентированный подход при осуществлении мониторинга и анализа нарушений в финансовой сфере. Рассмотрим риски, которые могут возникнуть при наличии нарушений в финансовой и бухгалтерской деятельности:

  • несвоевременное принятие управленческих решений в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета;
  • искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • необходимость внесения изменений в консолидированную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
  • привлечение к административной ответственности, предусмотренной КоАП России.

Так, статьей 15.15.6 КоАП России предусмотрена административная ответственность за допущение нарушений бухгалтерского учета и представления отчетности, а именно:

  • отчетность, содержащая незначительное искажение, влечет преду­преждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;
  • значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей.

По результатам проведенных мероприятий контрольной деятельности в ФМБА России разработан единый классификатор видов нарушений (см. рисунок 5).

6.jpg

Классификатор будет обновляться, дополняться по мере необходимости и по мере поступления данных.

Поскольку все нарушения, отмеченные в классификаторе, являются типичными и встречаются практически в каждом учреждении, в котором проводились проверки, хотелось бы обратить на этот вопрос внимание тех учреждений, где проведение проверок только планируется.

Надежда Борисовна отметила: задача и ФМБА России, и подведомственных учреждений состоит в том, чтобы в дальнейшем не дополнять классификатор новыми нарушениями. Чем их меньше, тем эффективнее совместная работа по контрольной деятельности, в результате которой в классификаторе не должно остаться ни одного нарушения.

Об организации внутреннего финансового контроля в учреждениях, подведомственных ФМБА России, расскажем в следующем номере.



Открыта редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно
Реклама