Трудовые разногласия: что должен знать сотрудник

Порой работодатели допускают ошибки при приеме, увольнении, сокращении персонала, нарушая Трудовой кодекс. Цена такой ошибки очень высока, поскольку при обращении в суд сотрудник может оспорить действие работодателя и получить право на компенсацию заработка за весь период вынужденного прогула, морального вреда. А при приеме, увольнении, сокращении госслужащих нужно еще руководствоваться положениями Закона от 27 июля 2004 г. № 79­ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79­ФЗ).

О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Отзыв заявления об увольнении

Госслужащий под давлением написал заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию по инвалидности. В противном случае его грозили уволить по инициативе работодателя на основании приказа о вынесении предупреждения о неполном служебном соответствии. Сотрудник не согласился с предупреждением и отразил это в объяснительной записке. Для госслужащего была создана гнетущая морально-психологическая обстановка, в результате чего он находился в подавленном состоянии на грани нервного срыва. Заявление об увольнении было написано под диктовку, поэтому внесена некорректная формулировка «в связи с выходом на пенсию по инвалидности». Госслужащий является инвалидом 3 группы с 2015 года, инвалидность присвоена бессрочно, степень ограничения — первая рабочая и никак не влияет на пенсию. В соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» у госслужащего возникает право выхода на пенсию только в 2026 году. Через неделю госслужащий подал заявление об отзыве поданного ранее заявления об увольнении, написанного под давлением.

На следующий день работодатель посредством мессенджера направил уведомление о невозможности рассмотрения заявления об отзыве заявления об увольнении ввиду того, что на его должность приглашен другой сотрудник. Однако приглашенный работник был принят на занимаемую должность только через 10 дней. На момент отзыва заявления об увольнении работник продолжал трудиться на прежнем месте. Следовательно, у работодателя еще не возникла обязанность заключить с новым сотрудником трудовой договор, и в приеме на работу в порядке перевода ему можно было отказать.

Уволенный госслужащий обратился в суд о признании приказа об увольнении незаконным, его отмене, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, компенсации за время вынужденного прогула.

Суд удовлетворил требования госслужащего.

Госорган подал кассационную жалобу. В ней представитель нанимателя просил судебные постановления отменить как незаконные и необоснованные. Он указал, что суды не приняли во внимание требование статьи 73 Закона № 79‑ФЗ и применили статью 80 Трудового кодекса, не подлежащую применению. Одновременно подлежащую применению статью 36 Закона № 79‑ФЗ не применили.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования госслужащего, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 33, статей 36, 70, 73 Закона № 79‑ФЗ, статей 11, 80, 237, 394 Трудового кодекса, правовыми позициями, изложенными в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденном Президиумом Верховного суда России от 22 июня 2016 г., пунктом 22 постановления Пленума Верховного суда России от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 2).

С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм закона суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности увольнения госслужащего по подпункту 3 пункта 1 статьи 33 Закона № 79‑ФЗ. При этом суд исходил из того, что при увольнении ответчиком был нарушен порядок прекращения служебных отношений, поскольку до даты увольнения было подано заявление об отзыве заявления об увольнении, а приглашенному работнику могло быть отказано в заключении трудового договора в силу того, что он не был уволен с прежнего места работы.

Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула произведен судом с учетом продолжительности периода вынужденного прогула.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены (определение 2-го КСОЮ от 14 октября 2021 г. по делу № 88-23061/2021).

Обязанность предлагать вакансии и в другой местности

При сокращении в обособленном подразделении госоргана госслужащему не предложили вакансии в другом обособленном подразделении. Узнав об этом, сотрудник обратился в суд. Арбитры признали увольнение незаконным (определение 2-го КСОЮ от 9 ноября 2021 г. по делу № 88-25574/2021).

В силу подпункта 8.2 пункта 1 статьи 37 Закона № 79‑ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен в случае сокращения должностей в государственном органе.

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона № 79‑ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления сотруднику, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

  • уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
  • уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (п. 2 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ).

Пунктом 5 статьи 31 Закона № 79‑ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах представитель нанимателя может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством России.

При отказе гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 37 Закона № 79‑ФЗ (п. 6 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ).

Постановлением Правительства России от 19 сентября 2013 г. № 822 утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее — Правила).

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям пункта 1 статьи 31 Закона № 79‑ФЗ, в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее — ЕИС управления кадрами), с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (п. 4 Правил).

В соответствии с пунктом 30 Постановления № 2 при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Закона № 79‑ФЗ.

Госорганом допущено нарушение процедуры увольнения сотрудника, не учтено наличие у него преимущественного права (оценка эффективности профессиональной деятельности проведена неверно), не были предложены вакантные должности другого подразделения.

Документы претендента

Госорганом был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы субъекта России.

Информационное сообщение об объявленном конкурсе размещено на официальном сайте госоргана и на официальном сайте федеральной государственной информационной системы ЕИС управления кадрами.

Претендентом номер один в электронном виде с использованием ЕИС управления кадрами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет был направлен пакет документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

Решением конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы госоргана был признан другой претендент — номер два.

Претендент номер один обратился с иском в суд. Он указал, что после подачи документов через портал информация об отказе в участии в конкурсе либо о назначении даты и места проведения конкурса ему не поступала, а позже была размещена информация о результатах конкурса, он признан состоявшимся, на вакантную должность назначен претендент номер два.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Арбитры исходили из того, что во время приема документов у госоргана отсутствовала техническая возможность авторизованного доступа к информационной системе в связи с истечением срока сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи, а претендент номер один по истечении двух дней с момента подачи документов и в отсутствие сведений об их рассмотрении имел возможность направить их иным способом.

Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции. Кассационная инстанция заняла противоположную позицию (определение 8-го КСОЮ от 16 ноября 2021 г. № 88-19014/2021).

По утверждению госоргана, документы, представленные истцом посредством информационной системы, не были им рассмотрены в связи с отсутствием технической возможности авторизованного доступа к информационной системе, поскольку истек срок действия сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи. Вместе с тем указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не освобождают госорган от соблюдения предусмотренной законодательством процедуры проведения конкурса, организация получения электронной подписи для доступа к информационной системе относится к обязанностям госоргана.

Доводы госоргана о том, что претендент номер один в любом случае не был бы допущен к участию в конкурсе, поскольку не представил полный пакет документов, а именно: заявление о согласии на обработку персональных данных, резюме, справку о наличии (отсутствии) судимости, судебной коллегией по гражданским делам были отклонены, поскольку установлено, что для участия в конкурсе истцом были поданы следующие документы:

  • анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства России от 26 мая 2005 г. № 667-р;
  • заявление о допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности от 7 сентября 2020 года;
  • копии дипломов;
  • копия паспорта;
  • копия заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии заболевания), препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу и ее прохождению;
  • копия трудовой книжки.

Списком документов, необходимых для участия в конкурсе на замещение вакантной должности и перечисленных в информации о вакантной должности, размещенной ЕИС управления кадрами, не предусмотрено представление заявления о согласии на обработку персональных данных, резюме, справки о наличии (отсутствии) судимости.

Таким образом, госорган нарушил право на равный доступ граждан к госслужбе.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама