Основной принцип — централизация  не ради централизации

В этом году исполняется 10 лет централизованной бухгалтерии Минздрава Пензенской области. Многого уже удалось добиться, но пути развития еще открыты. Рассмотрим основные вехи ее создания и достигнутые за этот период результаты.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Цели создания единой системы бухгалтерского учета в отрасли здравоохранения Пензенской области:

1. Ведение бухгалтерского и бюджетного учета подведомственных учреждений с целью повышения его качества, а также качества представляемой бухгалтерской и бюджетной отчетности, налоговой и иной финансовой отчетности с едиными подходами и правилами по различным операционным процессам ведения учета.

2. Оптимизация штатной и фактической численности сотрудников бухгалтерий подведомственных учреждений за счет централизации бухгалтерского учета, создания единого центра учета, избавление от вакантных ставок и, как следствие, снижение финансовой нагрузки на региональный бюджет.

3. Централизация и унификация всех учетных процессов с целью организации единого подхода к правилам ведения бухгалтерского и бюджетного учета, начислению заработной платы и т. д. в соответствии с Типовой учетной политикой и едиными правилами.

Этапы создания и результаты работы

В мае 2011 года постановлением правительства Пензенской области было создано ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» (далее — ЦБО), фактически ставшее юридическим лицом в сентябре того же года, поэтому юбилей можно отмечать как в мае, так и в сентябре.

Как известно, Правительством России и Минфином России всегда активно продвигалась концепция электронного бюджета, ведения централизованного учета и формирования отчетности. Именно еще и поэтому очень хотелось реализовать проект. На воплощение в жизнь данной идеи ушло около четырех с небольшим лет.

Можно с уверенностью сказать, что ЦБО со своими задачами справился и централизация бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения Пензенской области в едином учетном центре — верное решение. Оптимизирована численность сотрудников бухгалтерских служб и получена реальная экономия на ФОТ (к примеру, на момент передачи на бухгалтерское обслуживание в трех учреждениях за счет всех источников финансирования содержалось 74,25 ставки бухгалтеров и кассиров. После проведенной оптимизации численности осталось 50 бухгалтеров и кассиров. Таким образом, сокращено было 24,25 ставки бухгалтеров. Экономия ФОТ по статье 211 «Заработная плата» составила 21,2 тыс. руб. (средняя з/п × 12 × 24,25 = 6 169,2 тыс. руб. в год). С учетом статьи 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» экономия составила 6 169,2 ×
× 1,302 = 8 032,30 тыс. руб. в год).

После реорганизации (с 1 января 2015 года ЦБО присоединено к ГБУЗ ПО «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр», далее — МИАЦ) центр начал обслуживать уже 9 учреждений, находящихся на государственном задании, после оптимизации их стало 11, включая сам МИАЦ, и необходимо было время, чтобы проанализировать пути оптимизации. Сейчас в Управлении по бухгалтерскому учету МИАЦ несколько десятков бухгалтеров, а также отдел внутреннего контроля, анализа и методологии бухгалтерского учета (6 ставок). В начале внедрения централизованного учета принудительного сокращения работников не производилось. Все корректировалось постепенным перераспределением обязанностей и ликвидацией вакантных ставок.

Отметим, что с переводом ведения бухгалтерского учета бухгалтерскими службами остальных бюджетных учреждений (работающих в системе ОМС) в единую систему учета штатные расписания этих служб стали оптимизироваться сами по факту работы (за счет работы в программе, перераспределения обязанностей и увольнения слабых сотрудников).

Например, на 31 декабря 2013 года было 492,5 бухгалтерской ставки, на 31 декабря 2014 года было 466,75 ставки, на 31 декабря 2015 года было 449,5 ставки, на 1 марта 2016 года — 428 ставок, на 1 декабря 2016 года — 423,5 ставки. То есть за три года штатные расписания учреждений сократились более чем на 60 ставок, а это почти 20 миллионов рублей в год.

Оптимизация позволила улучшить финансовое состояние медицинских учреждений. Конечно, в некоторых учреждениях со сложным финансовым положением экономия не была полностью достигнута, поскольку внедрение централизованного учета потребовало определенных расходов — например, на защиту персональных данных.

Централизация основных учетных функций завершена в 2015 году, заработной платы — в 2016 году. В настоящее время с центром бухгалтерского обслуживания (ЦБО) работают 43 бюджетных, одно автономное и одно казенное учреждение, из которых 11 (включая сам МИАЦ) непосредственно передали бухгалтерскую службу в ЦБО (функциональная централизация), а 34 (работающие в системе ОМС) ведут бухгалтерский учет в единой системе бухгалтерского учета ЦБО через защищенный канал связи, но бухгалтерия осталась в штате учреждений (технологическая централизация). За время реализации проекта значительно повысилось качество ведения бухгалтерского учета и представляемой отчетности, в отрасли постепенно остаются наиболее профессиональные бухгалтеры, которые каждый год повышают свою квалификацию.

ЦБО на регулярной основе принимает у подведомственных Минздраву Пензенской области учреждений бухгалтерскую и бюджетную отчетность и на ее основе готовит консолидированную отчетность по бюджетным и автономным учреждениям.

Сейчас ЦБО стало своеобразным методическим центром, который рассматривает различные вопросы финансово-экономической деятельности региональной отрасли здравоохранения, проводит анализ показателей деятельности подведомственных учреждений, разбирает спорные ситуации ведения бухгалтерского учета. Общее количество пользователей системы, включая работников кадровых, контрактных и экономических служб, — более 800 человек.

В методических советах принимают участие специалисты Минздрава Пензенской области, бухгалтеры и экономисты ЦБО и подведомственных учреждений. Это, в свою очередь, позволило нам прийти к единой методологии ведения бухгалтерского учета обслуживаемых учреждений. Начался обмен опытом с учреждениями иных органов исполнительной власти.

Также достигнуты значительные успехи в оптимизации затрат на программное обеспечение и сопровождение разрозненных программных продуктов. За счет экономии средств на сопровождении разрозненного программного обеспечения учреждений, переданных на обслуживание в ЦБО, был оптимизирован парк персональных компьютеров.

Как известно, постоянно внедряются и регулярно вступают в силу как федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, так и изменения в инструкции Минфина России по учету и отчетности.

Преимущество внедрения новаций именно в единой системе бухгалтерского учета (далее — ЕСБУ) состоит в том, что имеется единая централизованная система, в которую единовременно и достаточно быстро вносились изменения подрядчиком, а отделом анализа и методологии своевременно осуществлялось консультирование всей сети учреждений по внедрению на местах СГС и нового плана счетов. Управление процессом осуществляется централизованно, и есть возможность контроля за своевременным и качественным ведением учета в соответствии с названными выше новациями. Кроме этого, большим подспорьем оказалось регулярное участие руководителя ЦБО, являющегося членом совета по стандартам Союза развития государственных финансов, в круглых столах Минфина России по СГС, где есть возможность общаться как с методологами Минфина России, так и с коллегами из регионов.

ЦБО совместно с Минздравом Пензенской области разработал Порядок согласования списания и обесценения особо ценного движимого и недвижимого имущества для учреждений, регулярно принимает участие в заседаниях соответствующих комиссий под руководством заместителя министра здравоохранения Пензенской области, консультирует по вопросам отражения подобных хозяйственных ситуаций в ЕСБУ и оформления соответствующей документации.

Аналитическая информация

Перечислим некоторые виды формирования аналитической информации, представляемой ЦБО учредителю и иным внешним пользователям в режиме онлайн (как из ЕСБУ, так и из системы исполнения бюджета Минфина Пензенской области, причем есть возможность сверки онлайн с данными бухгалтерского учета):

  • рейтинг исполнения плана по доходам по всем источникам финансирования;
  • рейтинг исполнения плана по расходам по всем источникам финансирования;
  • рейтинг наличия дебиторской задолженности по доходам;
  • рейтинг наличия дебиторской задолженности по расходам;
  • рейтинг наличия кредиторской задолженности по расходам;
  • остатки на лицевых счетах учреждений;
  • сведения о сдаваемых в аренду (безвозмездное пользование) объектах нефинансовых активов;
  • сведения о взятых в аренду (безвозмездное пользование) объектах нефинансовых активов;
  • сведения об объектах недвижимого имущества, по которым отсутствует государственная регистрация;
  • сведения о наличии неисключительных прав на программное обеспечение;
  • среднесписочная численность работников;
  • штатная численность работников в разрезе источников финансового обеспечения;
  • фактическая численность работников в разрезе источников финансового обеспечения;
  • информация о средней заработной плате работников по всем источникам финансового обеспечения;
  • штрафы, пени и иные санкции, выставленные учреждениям, и информация об их оплате;
  • судебные расходы (издержки), выставленные учреждениям;
  • изменение балансовой стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, земельных участков;
  • вложения в недвижимое имущество (незавершенное строительство);
  • информация об ущербе, причиненном имуществу, недостачам;
  • информация о безвозмездном поступлении имущества;
  • анализ размещения плановой и отчетной информации на сайте http://bus.gov.ru/pub/home и т. д.

Преимущества

Единый центр учета и ЦБ доказали, что имеют множество преимуществ:

  • оптимизация численности сотрудников бухгалтерии и экономия ФОТ;
  • единые требования к оформлению первичной документации;
  • единые требования к подготовке и составлению бухгалтерской (бюджетной) отчетности, повышение ее качества, уменьшение количества ошибок и неточностей;
  • единый формат должностных инструкций бухгалтеров и четкое разграничение их обязанностей;
  • усиление контроля при проведении инвентаризаций;
  • единый стандарт документооборота с точными сроками исполнения документов;
  • улучшение взаимодействия с учредителем и финансовым органом;
  • составление консолидированной бухгалтерской (бюджетной) отчетности за учредителя позволяет одновременно сверять ее с данными учета;
  • повышение качества отчетности в ФНС России, Пенсионный фонд России, ФСС России, Росстат, ТФОМС и т. д., единые сроки, общая база данных;
  • контроль соответствия установления различных выплат локальным и нормативным правовым актам, надбавок, законности издаваемых приказов по приему — движению сотрудников;
  • единый свод выплат по заработной плате;
  • повышение контроля за своевременностью расчета уволенных и отпускников;
  • регулярная и более качественная проверка фактического наличия денежных средств и БСО, денежных документов;
  • строгий контроль правильности приема денежных средств, поступающих от иной приносящей доход деятельности, соответствие сумм тарифам и локальным (нормативным) правовым актам.

Также система позволяет удаленно, не выезжая в учреждения, собирать различного рода информацию и выполнять иные функции:

  • исполнение планов ФХД в части доходов и расходов;
  • анализ остатков на счетах, в кассе и в пути по всем учреждениям;
  • кредиторская и дебиторская задолженность в разрезе поставщиков или учреждений, или по отрасли в целом, наличие и движение имущества, продуктов питания, медикаментов, свободные остатки в плане ФХД (законтрактованность);
  • различные отчеты, в т. ч. по заработной плате, внешним и внутренним пользователям;
  • учет доходов, штрафных санкций, закупки основных средств, трат на ремонт, подотчетных сумм и многого другого;
  • выгрузка в сервис АХД 2 ЕГИСЗ бухучета и заработной платы;
  • ведение единых справочников СубЭКР, кодов субсидий, контрагентов и т. п.;
  • мониторинг размещения информации учреждениями на официальном сайте bus.gov.ru;
  • консультационная и методологическая помощь учреждениям;
  • контроль наличия имущества по оборотным ведомостям и иным регистрам и т. п.

Разработанные документы

За время своего существования ЦБО разработал ряд документов для учреждений здравоохранения Пензенской области, таких как:

  • типовая учетная политика для казенных (бюджетных, автономных) учреждений, учитывающая специфику отрасли;
  • Методические рекомендации по заполнению текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760, 0503160) регулярно обновляются. В ней учреждения ежеквартально отражают множество различной информации;
  • типовая должностная инструкция бухгалтера, разработанная в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда России от 21 февраля 2019 г. № 103н;
  • в ЕСБУ внедрен единый унифицированный справочник видов выплат по заработной плате, дополнительные коды аналитики к КОСГУ, единый справочник кодов субсидий, единый справочник контрагентов (который постоянно дорабатывается), справочник кодов специальностей и должностей и т. п.;
  • рекомендации по применению разделов (подразделов) КВР, КПД, КПИДБ (код подвида источников дефицита бюджета) в бухгалтерском учете и многое другое.

Пути развития

Когда основные цели (создание ЦБО) достигнуты, возникает вопрос: «Куда двигаться дальше?» На руках — огромный массив данных бухгалтерского учета, который можно и нужно использовать не только для дальнейшего повышения эффективности работы и минимизации затрат на учет и подготовку отчетности, но и для определения и анализа информативных показателей.

Руководителям учреждений необходим повсеместный доступ к системе показателей, анализируя которые можно оперативно управлять учреждением, оценивать риски и принимать управленческие решения.

Руководителю органа исполнительной власти, учредителю необходимы показатели для комплексного финансово-экономического анализа отрасли, мониторинга ресурсного обеспечения отрасли региона.

В настоящее время мы разрабатываем систему информативных показателей для мониторинга деятельности учреждений и обеспечения повсеместного доступа к ним руководителей учреждений и Минздрава Пензенской области.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что на данный момент вопросы централизации являются приоритетными. Они дают унификацию подходов и единство применения требований действующего законодательства в области бухгалтерского учета, требований нормативных правовых актов того региона, в котором создается централизованная бухгалтерия. Пути централизации могут быть разными, но цель должна быть единой — это прозрачность, качество и улучшение состояния внутреннего финансового контроля.

Конечно, главной целью при внедрении проекта была оптимизация численности бухгалтерских служб в отрасли и повышение качества бухгалтерского учета и отчетности, что в целом должно было привести к существенной экономии денежных средств. Пока не все удалось довести до конца в части функциональной централизации (по учреждениям ОМС), зато развивается методология учета и внутренний контроль.

В идеале единая централизованная система учета должна включать в себя все государственные учреждения региона регионального и муниципального уровня. И работать напрямую с финансовым органом субъекта России. Но не должно быть централизации ради централизации! Это наше категоричное мнение. Система должна работать и давать осязаемый результат.

Казалось бы, 10 лет — большой срок и можно было сделать гораздо больше, но мы считаем, что при ограниченности финансовых и людских ресурсов была проделана огромная работа, и благодаря труду десятков, а то и сотен людей мы имеем в регионе реально функционирующую, полезную и эффективную централизованную систему бухгалтерского учета.

Реклама