Обзор судебной практики

Анализ судебной практики показывает, что между учреждениями бюджетной сферы и организациями водоснабжения часто возникают конфликтные ситуации, связанные с нарушением периода оплаты. Однако при этом всегда стоит помнить об исковом сроке давности.

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 2 класса

Суд отказал в удовлетворении требований ресурсоснабжающей организации (далее — общество) к ГБУ (далее — учреждение) о взыскании неосновательного обогащения, составляющего плату за самовольное пользование системами центрального водоснабжения и проценты за пользование чужими денежными средствами. Арбитры указали, что общество пропустило срок исковой давности, наступивший с момента начала самовольного пользования системой центрального водоснабжения (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 апреля 2021 г. № Ф01-1174/2021 по делу № А43-15355/2020).

Суть дела

Выявив факт самовольного (бездоговорного) подключения объектов абонента (учреждения) к центральной системе водоснабжения, общество определило объем потребленной холодной воды расчетным способом (по пропускной способности устройств и сооружений). Абонент этот объем не оплатил.

Позиция суда

В пункте 1 статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416‑ФЗ) предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства России от 29 июля 2013 г. № 644 (далее — Правила № 644), под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения (п. 10 ст. 20 Закона № 416‑ФЗ, п. 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства России от 4 сентября 2013 г. № 776 (далее — Правила № 776)).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил № 776 в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения коммерческий учет воды осуществляется с применением метода пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Такой способ расчета применяется за период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за три года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).

В рассматриваемом случае учреждение заявило о пропуске обществом срока исковой давности.

Согласно статьям 195 и 196 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Комментарии

Если в рассмотренной ситуации абстрагироваться от того, что общество пропустило срок исковой давности, то следует отметить, что учреждение допустило нарушение норм действующего законодательства, и если бы не был пропущен срок давности, то суд взыскал бы с учреждения в пользу общества неосновательное обогащение в сумме платы, начисленной за самовольное пользование системой центрального водоснабжения.

Отметим, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения.

В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда России от 20 мая 2020 г. № АКПИ20-105 разъясняется, что данные правила направлены на стимулирование потребителей коммунальных услуг воздерживаться от несанкционированного подключения и устанавливать приборы учета, используемые при расчетах за коммунальные услуги.

Несанкционированное подключение влечет не только фактические потери ресурсоснабжающей организации в виде неоплаченного потребленного объема коммунального ресурса, но и иные негативные последствия, в том числе для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, а также абонентов, подключенных к централизованной системе ресурсоснабжения. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меру, направленную на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах.

Обратите внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда России, изложенной в определении от 18 июля 2019 г. № 2020-О, пункт 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства России от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354), направлен на защиту интересов добросовестно действующих ресурсоснабжающих организаций путем предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению с оплатой таких услуг, положения Закона № 416‑ФЗ применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (п. 5 ст. 1 Закона № 416‑ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона № 416‑ФЗ коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами № 776.

Таким образом, положения Закона № 416‑ФЗ, Правил № 776 подлежат применению к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, в части, не урегулированной Жилищным кодексом и Правилами № 354.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама