Вопрос - Ответ

Вопрос: Должны ли субъекты бухгалтерского учета с 1 января 2021 года в обязательном порядке применять счета 0 401 41 100 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году», 0 401 49 100 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы» или имеют право применять счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»? Данные счета необходимо использовать только при отражении расчетов по межбюджетным трансфертам для разграничения показателей текущего и планового периодов или они могут быть использованы при отражении других расчетов?

Ответ:

Пунктом 301 Инструкции № 157н для урегулирования вопроса учета доходов на счете 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» по соглашениям о предоставлении межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, физическим лицам предусмотрены счета 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году», 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». При этом по согласованию с субъектом консолидации в рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения (п. 301 Инструкции № 157н).

Вопрос: Следует ли относить доходы по долгосрочным договорам о размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов (НТО) к иным доходам будущих периодов, указанным в пункте 301 Инструкции № 157н, преду­сматривающим учет сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, с учетом положений СГС «Доходы»?

Как остатки по счетам 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» отражают текущую задолженность при ведении учета доходов будущих периодов по договорам от размещения НТО? Могут ли они быть использованы для контроля за своевременностью платежей по договору для начисления санкций за несвоевременную уплату платежей?

Ответ:

Согласно подпункту «а» пункта 44 СГС «Доходы» доходы в виде платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества относятся к доходам от собственности. При этом в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода признаются доходы, за исключением перечисленных в подпунктах «а» и «д» пункта 44 СГС «Доходы».

Согласно пункту 301 Инструкции № 157н счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

В соответствии с пунктом 78 Инструкции № 162н начисление доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Признание доходов текущего финансового года по договору, заключенному на семь лет (в соответствии с графиком платежей по договору), отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 120 Инструкции № 162н).

Внесение платы по договору в сроки, установленные графиком платежей, отражается в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Совокупность показателей на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и соответствующих счетах аналитического учета счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» раскрывает информацию о задолженности по договору на предоставление в пользование имущества, в частности, превышение дебетового остатка на соответствующем счете аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» над кредитовым остатком на соответствующем счете аналитического учета счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» является долгом по не исполненным платежам по договору. При этом превышение кредитового остатка на соответствующем счете аналитического учета счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» над дебетовым остатком на соответствующем счете аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» отражает сумму авансовых платежей за не наступившие периоды.

Вопрос: Просим разъяснить порядок расчета и начисления суммы амортизации за период нахождения объекта недвижимого имущества в государственной (муниципальной) казне.

Ответ:

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны. Указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации делаются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном пунктами 84–93 Инструкции № 157н.

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 1 304 04 310

«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»

Кредит 1 104 1X 411

«Уменьшение стоимости недвижимого имущества учреждения за счет амортизации»

— единовременное начисление амортизации на недвижимое имущество при получении в оперативное управление из казны того же уровня бюджета (в рамках его движения внутри одного ведомства);

Дебет 1 401 10 195

«Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»

Кредит 1 104 1X 411

«Уменьшение стоимости недвижимого имущества учреждения за счет амортизации»

— единовременное начисление амортизации на недвижимое имущество при получении в оперативное управление из казны того же уровня бюджета (в рамках его движения между разными ведомствами), а также из казны другого уровня бюджета;

Дебет 1 401 20 271

«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Кредит 1 104 1X 411

«Уменьшение стоимости недвижимого имущества учреждения за счет амортизации»

— ежемесячное начисление амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта в оперативное управление.

Обратите внимание, что в случае, когда акт приема-передачи недвижимого имущества содержит стоимостные показатели на дату, отличную от даты передачи объекта недвижимого имущества в оперативное управление, в целях корректного отражения в бухгалтерском учете стоимостных показателей при оформлении Извещения (ф. 0504805) необходимо указать данные объекта недвижимого имущества на дату передачи имущества.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, правила применения КОСГУ при приобретении (изготовлении) ГСМ и их отражении в бухучете бюджетного учреждения.

Ответ:

Правила применения кодов КОСГУ определяются Порядком № 209н.

В соответствии с положениями пункта 3 Порядка № 209н отражение расходов зависит от их экономического содержания.

Согласно пункту 11.4 Приказа № 209н отнесение материальных запасов на соответствующие коды подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

В соответствии с пунктом 11.4.3 Приказа № 209н расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе все виды топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива, и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, подлежат отражению по подстатье 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов».

Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, в частности СГС «Концептуальные основы».

Согласно пункту 68 СГС «Концептуальные основы» в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

Пунктами 117 и 118 Инструкции № 157н установлено, что материальные запасы (горюче-смазочные материалы, включая все виды топлива) учитываются на счете счета 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы».

Вопрос: Как отражать операции по перечислению остатка средств с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет бюджетного учреждения в случае его создания путем изменения типа казенного учреждения?

Ответ:

Пунктом 111.1 Инструкции № 162н определено, что при создании бюджетного (автономного) учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года применение счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» осуществляется для отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче объектов нефинансовых, финансовых активов и обязательств, за исключением безналичных денежных средств.

Для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (п. 267 Инструкции № 157н).

Операции по перечислению остатка денежных средств с лицевого счета, предназначенного для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, на лицевой счет бюджетного учреждения в случае создания бюджетного учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года следует отражать на счете 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Вопрос: По какой статье КОСГУ отражать поступление денежных пожертвований и безвозмездных поступлений от физических лиц?

Ответ:

В соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ относятся безвозмездные поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физических лиц, в том числе гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц.

Следовательно, денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических лиц следует отражать по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ.

Вопрос: Как списать дебиторскую задолженность в случае отсутствия первичных учетных документов, подтверждающих факт ее возникновения?

Ответ:

В соответствии со статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.

В силу действующего законодательства лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обязано обеспечить своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Положениями Закона № 402‑ФЗ, а также нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета, установлена обязанность каждого получателя бюджетных средств обеспечить хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета с учетом следующих положений:

  • первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года;
  • документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (в рассматриваемом случае не менее пяти лет от последней отчетности — от 1 октября 2020 года);
  • субъект учета обеспечивает безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений;
  • порядок обеспечения сохранности документов регламентируется документами учетной политики, принимаемыми в рамках реализации обязанности руководителя субъекта учета по организации ведения бюджетного учета;
  • при смене руководителя субъекта учета (ответственных лиц за сохранность документов) обеспечивается передача документов бухгалтерского учета в соответствии с утвержденным порядком передачи документов бухгалтерского учета, который определяется организацией самостоятельно;
  • если в соответствии с законодательством первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством, включаются в документы бухгалтерского учета.

В отношении любого объекта бухгалтерского учета документы, являющиеся обоснованием корректности формирования по ним показателей регистров бухгалтерского учета (величины активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета), должны быть в наличии у субъекта учета.

В случае выявления фактов утраты указанных документов, по нашему мнению, субъекту учета надлежит принять меры по восстановлению бухгалтерского учета (первичных документов). Указанные мероприятия следует осуществлять в рамках проводимых инвентаризаций или в соответствии с отдельным порядком, установленным руководителем субъекта учета.

Согласно пункту 339 Инструкции № 157н сомнительная задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом, учитывается на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность«[1].

Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание сомнительной задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе по завершении срока возможного во­зобновления процедуры взыскания задолженности.

Отметим, что правовых оснований по принятию решения о признании нереальной к взысканию задолженности ввиду утраты первичных учетных документов нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного учета и (или) осуществление бюджетных полномочий по администрированию источников финансирования дефицита бюджета, не содержат.

Вопрос: Имеет ли право бюджетное учреждение формировать резерв предстоящих расходов в целях налога на прибыль?

Ответ:

Порядок формирования резерва предстоящих расходов некоммерческих организации определен в статье 267.3 Налогового кодекса.

На основании положений указанной статьи некоммерческие организации, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (п. 1 ст. 267.3 НК РФ).

Следовательно, бюджетные учреждения вправе формировать резерв предстоящих расходов некоммерческих организаций в порядке, установленном статьей 267.3 Налогового кодекса.

Обратите внимание, что отчисления в данный резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вопрос: Просим разъяснить порядок применения НДС при реализации казенными учреждениями прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение нестационарных торговых объектов, услуг владельцам рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности.

Ответ:

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса установлены особенности уплаты НДС при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов России и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории России имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях НДС в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Особенности уплаты НДС при реализации прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, прав на размещение нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков, а также услуг, оказываемых владельцам рекламных конструкций в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса не установлены. В отношении указанных имущественных прав и услуг НДС уплачивается в общеустановленном порядке налогоплательщиками, то есть лицами, осуществляющими реализацию имущественных прав и оказание услуг.

Отметим, что согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. В связи с этим оказание казенными учреждениями владельцам рекламных конструкций услуг в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности не облагается НДС. При этом указанным подпунктом не предусмотрено исключение из объектов налогообложения НДС осуществляемых казенными учреждениями операций по реализации имущественных прав. Поэтому осуществляемые казенными учреждениями операции по реализации прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также прав на размещение нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков подлежат обложению НДС.

Вопрос: Облагается ли налогом на имущество недвижимое имущество, полученное в пользование в отсутствие зарегистрированного права оперативного управления, учитываемое на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»?

Ответ:

Согласно статье 374 Налогового кодекса объектами обложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса.

Согласно пункту 7 СГС «Основные средства» основными средствами признаются материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Отражение на счете 0 101 00 000 «Основные средства» материальных объектов имущества в отсутствие зарегистрированного в соответствии с положениями законодательства права оперативного управления не предусмотрено положениями действующих нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета.

Недвижимое имущество, учитываемое на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» не облагается налогом на имущество организаций.



[1] Подробно порядок списания сомнительной задолженности рассмотрен в статье «Порядок списания сомнительной задолженности», журнал «Бюджетный учет» № 5/2021. С. 8–12.



Реклама