Особенности формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности за I квартал 2021 года

Как правило, у государственных бюджетных и автономных учреждений отчетность за I квартал при формировании особенных сложностей не вызывает. Но если внимательно разобрать перечень отчетности и особенности заполнения текстовой части пояснительной записки, может возникнуть ряд вопросов.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Бюджетная отчетность

Отчетность за I квартал бюджетные и автономные учреждения (далее — учреждения) формируют в соответствии с Инструкцией № 191н и требованиями учредителя и финансового органа. Такая бюджетная отчетность (далее — отчетность) составляется в части, касающейся осуществления и финансового обеспечения автономным, бюджетным учреждением полномочий исполнительного органа государственной власти по реализации публичных обязательств перед физическим лицом (в денежной форме).

Для подведомственных учреждений Минздрав Пензенской области (далее — Министерство) определил следующий перечень отчетов за I квартал 2021 года:

1. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).

2. Пояснительная записка (ф. 0503160) в составе:

2.1. Текстовая часть.

2.2. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) (далее — Сведения (ф. 0503164)).

2.3. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).

Отметим, что никаких новаций по заполнению этих отчетов пока не опубликовано. Обратите внимание: плановый процент исполнения кассовых расходов для Сведений (ф. 0503164) составляет 20 процентов.

Текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160) немного скорректирована таким образом, чтобы необходимая информация была уже в составе консолидированной бюджетной отчетности. Краткая структура текстовой части пояснительной записки будет выглядеть следующим образом (без приведения таблиц в виде примеров).

Раздел 1. «Организационная структура субъекта бюджетной отчетности»

Наименования видов выплат по публичным нормативным обязательствам (далее — ПНО) в отчетном периоде и их установленный размер с указанием реквизитов нормативного правового акта, утвердившего правила осуществления и финансового обеспечения бюджетным, автономным учреждением Пензенской области полномочий исполнительного органа государственной власти Пензенской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом (в денежной форме).

Раздел 2. «Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности»

Количество и сумма выплат в отчетном периоде в разрезе видов выплат с указанием общего количества их получателей.

Раздел 3. «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности»

Сведения о причинах неиспользования выделенных бюджетных ассигнований на исполнение расходов по ПНО, если кассовое исполнение составило менее 20 процентов (квартал), 45 процентов (полугодие), 70 процентов (9 месяцев) от плановых показателей отчетного периода с указанием причин неисполнения.

Раздел 4. «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности»

Анализ дебиторской задолженности.

Анализ кредиторской задолженности.

Раздел 5. «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности»

Наименования и коды форм, не имеющих показателей (не заполненных в электронном виде).

Бухгалтерская отчетность

Отчетность за I квартал учреждения формируют в соответствии с Инструкцией № 33н и требованиями учредителя и финансового органа.

Для подведомственных учреждений Министерство определило следующий перечень отчетов:

1. Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (далее — Справка (ф. 0503725)).

2. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)).

3. Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) в составе:

3.1. Текстовая часть пояснительной записки.

3.2. Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — Сведения (ф. 0503773)).

3.3. Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).

3.4. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295) (далее — Сведения (ф. 0503295)).

Отметим, что для ведения бухгалтерского учета в 2021 году, а также для формирования отчетности за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2021 года для подведомственных учреждений обновлены Рекомендации в части отражения 1–4, 15–17 разрядов номера счета по КВФО 2 — собственные доходы учреждения, КВФО 4 — субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания и КВФО 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию (см. таблицу 1) и Рекомендации в части отражения 1–17 разрядов номера счета по КВФО 5 — субсидии на иные цели и КВФО 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений (см. таблицу 2).

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

Перейдем к формам.

Справка (ф. 0503725) составляется только одним учреждением, имеющим обособленное структурное подразделение, наделенное правами ведения бухгалтерского учета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированных форм бухгалтерской отчетности. Поэтому в целом она не составляет никаких сложностей по заполнению и на консолидированную отчетность Министерства не влияет. Кроме того, этот отчет может быть сделан в целях отражения внутренних расчетов, сформированных при реорганизации или изменении в течение отчетного периода типа учреждения на казенное.

А вот в части Отчета (ф. 0503737), в котором не было никаких новаций, возникла непредвиденная сложность, связанная с выходом письма Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 02-06-05/116659. Финансисты делают вывод, что положениями Инструкции № 33н предусмотрено отражение по строкам 821 «Увеличение остатков по внутренним расчетам (Кт 030404510)», 822 «Уменьшение остатков по внутренним расчетам (Дт 030404610)», 831 «Увеличение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Кт 030406000)», 832 «Уменьшение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Дт 030406000)» графы 4 «Утверждено плановых назначений» Отчета (ф. 0503737) плановых показателей. При этом отражение плановых показателей по строкам 591 «Поступление денежных средств», 592 «Выбытие денежных средств», 731 «Увеличение остатков средств учреждения», 732 «Уменьшение остатков средств учреждения» графы 4 «Утверждено плановых назначений» Отчета (ф. 0503737) не предусмотрено. То есть получается, что плановые показатели по статьям 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» и 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в строках 591 «Поступление денежных средств» и 592 «Выбытие денежных средств» соответственно отражаться не должны. При этом в Инструкции № 33н прямого запрета на эти действия нет и графа 4 «Утверждено плановых назначений» по этим строкам в форме отчета не заблокирована.

Отметим, что в типовой форме плана ФХД, утвержденной приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», предусмотрено отражение плановых показателей по вышеуказанным статьям в части поступления дебиторской задолженности прошлых лет и возврата остатков субсидий прошлых лет. То есть в плане ФХД они есть, а в графе 4 «Утверждено плановых назначений» Отчета (ф. 0503737) их быть не должно? Но тогда как формировать отчет? В доходы и расходы эти суммы ставить нельзя, без источников в форме не пойдет внутриформенный контроль. Пока вопрос остается без ответа, и надеемся, что в ближайшее время Минфин России его разрешит. В годовой же отчетности за 2020 год такие плановые показатели отражались в строках 591 «Поступление денежных средств» и 592 «Выбытие денежных средств» с минусом в графе 4 «Утверждено плановых назначений» Отчета (ф. 0503737) (строка 592) и с плюсом в этой же графе этого отчета (строка 591).

Текстовая часть пояснительной записки по сравнению с годовой отчетностью сильно упрощена и в сокращенном (не в табличном) виде она выглядит так.

Раздел 1. «Организационная структура учреждения»

Этот раздел содержит следующую информацию:

  • юридический адрес учреждения;
  • почтовый адрес учреждения (указывается только в том случае, если не совпадает с юридическим);
  • перечень видов осуществляемой деятельности в соответствии с ОКВЭД 2;
  • подтверждение того, что представленные показатели бухгалтерской отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;
  • количество и наименование обособленных структурных подразделений (расположенных вне юридического адреса учреждения);
  • о реорганизации, изменении типа учреждения с указанием реквизитов правового акта;
  • об изменении наименования учреждения с указанием реквизитов правового акта;
  • о наличии наблюдательного совета автономного учреждения, менялись ли его полномочия и состав в отчетный период, с указанием должности и Ф. И. О. как замененного члена наблюдательного совета, так и включенного;
  • о результатах исполнения государственного задания (указывается наименование государственной услуги (работы) и процент исполнения). Если процент ниже заданного (20, 45, 70 (соответственно по кварталам)), то указывается причина неисполнения.

Раздел 2. «Результаты деятельности учреждения»

Раздел включает в себя следующую информацию:

  • количество специалистов, прошедших переподготовку и повышение квалификации;
  • среднесписочная численность работников;
  • штатная численность работников;
  • фактическая численность работников;
  • средняя заработная плата работников (за исключением внешних совместителей);
  • заключенные договоры (контракты) в отчетном периоде;
  • штрафы, пени и экономические санкции, выставленные учреждению за отчетный период (подстатьи КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах», 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», 295 «Другие экономические санкции»);
  • судебные иски, выставленные учреждению за отчетный период;
  • судебные иски, выставленные учреждением за отчетный период;
  • расчеты с учредителем;
  • остатки на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество»;
  • техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений) основными фондами (соответствие величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристика комплектности. Также указывается информация о необходимости ремонта (доукомплектования) основных средств учреждения и эффективности использования имеющихся основных средств, обеспечении сохранности, о нехватке основных средств для выполнения уставных функций.

Раздел 3. «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»

Включает в себя информацию о принятых учреждением обязательствах, исполнение и оплата которых предусмотрена в соответствующие годы, следующие за отчетным.

При несоответствии кассовых поступлений и выбытий, показателей плана ФХД по доходам и расходам между отчетными формами и программным комплексом исполнения бюджета Пензенской области необходимы разъяснения.

Раздел 4. «Анализ показателей отчетности учреждения»

Содержит информацию:

  • о просроченной кредиторской задолженности;
  • о просроченной дебиторской задолженности;
  • о причинах образования остатков денежных средств на счетах учреждения.

При наличии остатков денежных средств на счете 3 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» требуется пояснение причин их образования с указанием реквизитов нормативного правового акта, в соответствии с которым возникла необходимость открытия таких счетов.

Раздел 5. «Прочие вопросы деятельности учреждения»

Включает в себя следующую информацию:

  • наименования и коды форм, не имеющих показателей (не заполненных в электронном виде). Формы указываются, в том числе, и с учетом их формирования в разрезе кодов видов финансового обеспечения;
  • причины, по которым в программном комплексе приема и проверки отчетности между формами не идут допустимые внутриформенные и межформенные контрольные соотношения;
  • причины наличия на лицевых счетах не устраненных в отчетном периоде невыясненных поступлений и выбытий денежных средств, показателей превышения поступления доходов над планом ФХД, наличия сверхплановых обязательств;
  • сведения о неисполненных судебных решениях.

В части заполнения Сведений (ф. 0503295) вышло письмо Минфина России от 28 января 2021 г. № 02-06-10/5366. В нем разъяснено, что по строке 011 «Сумма по судебным решениям судов судебной системы Российской Федерации, из них по исполнительным документам» Сведений (ф. 0503295) обособляется информация на основании поступивших исполнительных документов по указанным судебным решениям судов в части неисполненных денежных обязательств на начало и конец года, уменьшенных денежных обязательств, исполненных денежных обязательств и переоценки денежных обязательств.

Кроме того, дано четкое понимание того факта, что при отражении в бухгалтерском учете учреждения методом начисления принятых денежных обязательств по ранее предъявленным к субъекту учета — учреждению в исковых требованиях, следует учитывать юридические обстоятельства возникновения обязанности субъекта учета уплатить денежные средства кредитору — вступившие в законную силу судебные решения. Следовательно, признание денежного обязательства в бухгалтерском учете учреждений как объекта бухгалтерского учета возникает с момента вступления в законную силу решения суда (строка 010 «Сумма по судебным решениям судов судебной системы Российской Федерации» графы 4 «Принято денежных обязательств с начала года» Сведений (ф. 0503295)).

Дело в том, что зачастую учреждения ставили на учет обязательства по решениям судов, при этом оспаривая их, либо до вступления решений в законную силу, что в корне неверно, поскольку не вступившее в силу решение суда не обязывает его исполнять.

Возникает вопрос, почему в списке отчетов за I квартал 2021 года присутствуют Сведения (ф. 0503773)? Ведь согласно Инструкции № 33н они входят в состав годового отчета. Тем не менее, в пункте 72 Инструкции № 33н указано, что представление Сведений (ф. 0503773) в течение отчетного периода на нерегулярной основе осуществляется в целях раскрытия информации об исправлении субъектом учета ошибок прошлых лет в части ведения бухгалтерского учета и (или) пересчетов показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования бухгалтерской отчетности за финансовые годы, предшествующие текущему финансовому году. В указанных случаях представление Сведений (ф. 0503773) осуществляется посредством информирования субъекта консолидированной отчетности, включающего бухгалтерскую отчетность, по которой изменяются показатели, в консолидированную бухгалтерскую отчетность.

В последнее время учреждения стали гораздо более ответственно подходить к перепроверке учетных и отчетных данных, и многие сами, а не только по результатам контрольных мероприятий, выявляют ошибки, допущенные в прошлых отчетных периодах. Также появился механизм, позволяющий корректно отражать это в учете и отчетности. Но без формирования Сведений (ф. 0503773) именно в ежеквартальном варианте контрольно-счетным органам будет невозможно доказать, что ошибка не только устранена в учете, но и скорректирована отчетность. А это грозит штрафом.

Кроме того, принимая эту форму ежеквартально, мы уже знаем позиции, которые будут уточнены в последующей годовой отчетности (начальное сальдо). Может получиться, что кто-то сформировал Сведения (ф. 0503773) за I квартал, а потом забыл их сформировать за полугодие. И нужно разбираться, почему так сделано.

Отметим, что Минфин России включил в Сведения (ф. 0503773) забалансовые счета, поскольку по ним также допускается большое количество ошибок, а исправить их в отчетности ранее возможности не было.


Реклама