Опыт формирования пояснительной записки

К формированию Пояснительной записки (ф. 0503160) установлен ряд требований. Своим опытом составления этого непростого документа к годовой бюджетной отчетности муниципального образования «город Оренбург» для анализа отчетности поделилась начальник отдела бюджетного учета и отчетности финансового управления администрации города Оренбурга Маргарита Владимировна Маркова.

Процесс приема бюджетной отчетности от главных администраторов бюджетных средств (далее — ГАБС), свода и формирования бюджетной отчетности муниципального образования является очень сложной, многоступенчатой и трудоемкой процедурой. Но даже эта процедура по своей напряженности и ответственности не может сравниться с процессом формирования Пояснительной записки (ф. 0503160). Это связано с тем, что формы бюджетной отчетности перегружаются в программный продукт по формированию свода отчетности из программ по ведению бюджетного учета структурами, ответственными за ведение учета и формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности (самостоятельными бухгалтериями и (или) централизованными бухгалтериями), а текстовая часть и пояснения к формам, входящим в состав пояснительных записок, по большей части должна заполняться ГАБС. Непосредственно ГАБС наделены полномочиями по администрированию доходов бюджета, по ведению экономической работы. В подчинении ГАБС находятся лица, ответственные за составление сведений (реализацию инвестиционного проекта), данные по которым отражаются в Сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190). Следовательно, вопрос тесного взаимодействия ГАБС и бухгалтерских служб встает особенно остро. Именно от заинтересованности и вовлеченности ГАБС в мероприятия по формированию пояснительной записки зависит качество и достоверность отчетных данных.

Исходя из нашего опыта, перед составлением годовой бюджетной отчетности у ГАБС необходимо запросить информацию об ответственных лицах, которые будут предоставлять бухгалтерским службам данные для заполнения необходимых показателей, пояснения отклонений, требуемые расшифровки и анализы. Также финансовый орган направляет в адрес ГАБС информацию о дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных муниципальных учреждений города Оренбурга, приказ начальника финансового управления о сроках представления сводной бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности, в которых доводится необходимый состав форм, критерии, установленные финансовым органом, порядок заполнения таблиц, расшифровок, анализов показателей и пояснений к данным.

В целях раскрытия информации об исполнении бюджета города Оренбурга финансовым управлением для проведения качественного анализа разработаны таблицы и дополнительная форма, позволяющие учитывать требования Инструкции № 191н и федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — ФСБУ).

Исполнение бюджета города

Анализ исполнения бюджета по расходам на отчетную дату приводят в таблице 1.

Таблица 1

Раздел, подраздел

Уточненный план на 202_ год

Исполнено в отчетную дату 202_ года

Направление произведенных расходов*

% исполнения к уточненному плану

Причины неисполнения назначений

1

2

3

4

5

6

Итого по ГАБС

* указать на какие цели были направлены бюджетные средства (укрупненно в рамках КЦСР).

В таблице 2 отражаются сведения об исполнении муниципальных программ за отчетный год.

Таблица 2

Наименование муниципальной программы, структурного элемента (муниципальных проектов, комплексов процессных мероприятий)

Код целевой статьи расходов по бюджетной классификации

Утверждено сводной бюджетной росписью, с учетом изменений, руб.

Исполнено, руб.

Не исполнено, руб.

Причины отклонений

Код ГРБС

РзПз

ЦСР

1

2

3

4

5

6

7

8

ИТОГО

Расшифровку кода 99 причин отклонений от планового процента к Сведениям об исполнении бюджета (ф. 0503164) показывают в таблице 3.

Таблица 3

Код по бюджетной классификации

Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели), руб.

Доведенные бюджетные данные, руб.

Исполнено, руб.

Показатели исполнения

Причины отклонений от планового процента

процент исполнения,%

сумма отклонения, руб. (гр. 4 — гр. 2)

код

пояснения

1

2

3

4

5

6

7

8

Показатели отчетности

Расшифровка к показателям в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее — Справка (ф. 0503110)) на отчетную дату, сумма которых превышает 1 000 000,00 рублей, продемонстрирована в таблице 4, а расшифровка к Отчетам о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее — Отчет (ф. 0503121)) на 1 января 202_года по КОСГУ — в таблице 5.

Таблица 4

Номер (код) счета бюджетного учета

Наименование контрагента

Сумма, руб.

Пояснение причин образования задолженности

1

2

3

4

1 401 10 189

1 401 10 199

Таблица 5

КОСГУ

Сумма, руб.

Пояснение

1

2

3

172 «Доходы от выбытия активов»

173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

174 «Выпадающие доходы»

176 «Доходы от оценки активов и обязательств»

189 «Иные доходы»

199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»

273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Информация по межбюджетным неденежным безвозмездным поступлениям (выбытиям) с бюджетными, автономными учреждениями на отчетную даты к Справке (ф. 0503110) приводится в таблице 6.

Таблица 6

№ п/п

Наименование передающего (принимающего) контрагента

Описание передаваемого имущества (вид нефинансового актива)

Балансовая стоимость, руб.

Сумма амортизации, руб.

Итого

Информация о доходах и расходах за предыдущий и отчетный год к Отчету (ф. 0503121) отражается в таблице 7.

Таблица 7

Наименование показателя

Код по КОСГУ

Бюджетная деятельность Предыдущий финансовый год, руб.

Бюджетная деятельность Отчетный финансовый год, руб.

Отклонения, руб.

Доля отклонения

Процент отклонения

Пояснения

Анализ дебиторской (кредиторской) задолженности по состоянию на отчетную дату в сравнении с данными за аналогичный отчетный период прошлого финансового года (к Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — Сведения (ф. 0503169)) проиллюстрирован в таблице 8 (составляется отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности).

Таблица 8

Код счета бюджетного учета гр. 1 форм 0503169, 0503769

Сумма задолженности, руб.

Расшифровка дебиторской задолженности (что учтено по счету)

Причина увеличения задолженности на отчетную дату в сравнении с данными за аналогичный отчетный период прошлого финансового года (гр. 3 — гр. 2)

Данные за аналогичный отчетный период прошлого финансового года (на 01.01.2024) гр. 2 форм 0503169, 0503769

Данные за отчетный период

(на 01.01.2025)

1

2

3

4

5

Итого по счету

Всего

Расшифровка к Сведениям (ф. 0503169) на отчетную дату причин образования просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по суммам 1 000 000,00 руб. и более (по одному контракту (обязательству) и одному контрагенту) отражают в таблице 9.

Таблица 9

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма, руб.

Наименование контрагента

Пояснение причин образования задолженности

1

2

3

4

В таблице 10 отображают расшифровку к Сведениям об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (далее — Сведения (ф. 0503173) на отчетную дату по балансовым счетам.

Таблица 10

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма изменений по коду «Иные причины» 03.05, руб.

Содержание исправления/ изменения

1

2

3

Счета актива, итого

Счета пассива, итого

Расшифровку к Сведениям (ф.0503173) на отчетную дату по забалансовым счетам по коду причины 03 «Иные причины» приводят в таблице 11.

Таблица 11

Наиме-нование забалан-сового счета

Код строки

Сумма изме-нений, руб.

В том числе по коду причины 03, руб.

Несвое-временное поступление первичных учетных документов 03.1, руб.

Несвое-временное отражение фактов хозяйст-венной жизни в регистрах бухгалтер-ского учета 03.2, руб.

Ошибки в применении счетов бухгалтерского учета 03.3, руб.

Ошибки, допущенные при отражении бухгалтерских записей на основании первичных учетных документов (за исключением ошибок в применении счетов бухгал-терского учета) 03.4, руб.

Иные причины 03.05, руб.

Сумма изменений, руб.

Содержание исправления/ изменения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процедуры администрирования доходов бюджета

Причины изменения показателей просроченной дебиторской задолженности на начало года к Сведениям (ф. 0503169) отражают в расшифровке по форме таблицы 12.

Таблица 12

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма показателя просроченной дебиторской задолженности на конец предыдущего финансового года, по данным отчета за предыдущий год, руб.

Сумма показателя просроченной дебиторской задолженности на начало отчетного финансового года, по данным отчета за отчетный год, руб.

Сумма изменений, руб. (гр. 3 — гр. 2)

Причины изменения показателя просроченной дебиторской задолженности на начало года отчетного периода

1

2

3

4

5

Итого по счету

Всего

Расшифровку показателей сложившейся на отчетную дату просроченной дебиторской задолженности к Сведениям (ф. 0503169) отображают в таблице 13.

Таблица 13

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма просроченной дебиторской задолженности, руб., на начало отчетного периода (гр. 4 Сведений (ф. 0503169))

Сумма просроченной дебиторской задолженности, руб., на конец отчетного периода

Причины образования просроченной дебиторской задолженности (обязательно указать, что учтено по счету)

Мероприятия, направленные на сокращение и ликвидацию просроченной дебиторской задолженности

1

2

3

4

5

Итого по счету

ВСЕГО

Дополнительная форма бюджетной отчетности

О поступлениях от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности, заполняются сведения по форме, приведенной в таблице 14.

Таблица 14

№ п/п

Наиме-нование предприятий (органи-заций), у которых в уставном капитале имеется доля админист-рации г. Оренбурга

Сумма уставного капитала

Номинал акции (руб.)

Количество акций (размер доли в уставном капитале)

Стоимость акций админист-рации города Оренбурга

Дата продажи

Сумма продажи

Наиме-нование покупа-теля акций

Основа-ние продажи

Перечислено средств в бюджет города Оренбурга

Приме-чание

Всего, штук (доля, %)

Выстав-ленных на продажу

Сумма перечис-ления

Дата, номер платеж-ного документа

Штук

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Подведем итог

Анализ расшифровок, представленных ГАБС, позволяет на стадии проверки отчетов обнаружить и исправить ошибки в формах. Именно расшифровка показателей дает представление о правильном или ошибочном отнесении данных к счету бюджетного учета, о правомерности применения КБК, дает возможность оценить проведенные мероприятия по сокращению задолженностей, выявить другие недостатки.

После проведения тщательной проверки пояснительных записок ГАБС финансовое управление консолидирует данные и формирует текстовую часть пояснительной записки муниципального образования «город Оренбург».

Учитывая, что текстовая часть пояснительной записки должна содержать иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в разделы пояснительной записки, в создании формы принимают участие не только специалисты отдела бюджетного учета и отчетности финансового управления, но и специалисты отдела доходов и бюджетного отдела.

В настоящее время контрольно-счетные органы уделяют пристальное внимание вопросам полноты и наполняемости пояснительной записки муниципального образования, в связи с чем финансовое управление постоянно совершенствует методы ее формирования.

Однако большие трудности вызывает то обстоятельство, что требования по раскрытию данных в пояснительной записке изложены практически в каждом федеральном стандарте. Это очень осложняет работу бухгалтера и открывает большие возможности для контрольно-счетных органов по выявлению замечаний.

В целях упорядочения требований и правил по составлению пояснительной записки к отчету предлагаем сформировать отдельный ФСБУ «Пояснительная записка».