Опыт формирования пояснительной записки
К формированию Пояснительной записки (ф. 0503160) установлен ряд требований. Своим опытом составления этого непростого документа к годовой бюджетной отчетности муниципального образования «город Оренбург» для анализа отчетности поделилась начальник отдела бюджетного учета и отчетности финансового управления администрации города Оренбурга Маргарита Владимировна Маркова.
Процесс приема бюджетной отчетности от главных администраторов бюджетных средств (далее — ГАБС), свода и формирования бюджетной отчетности муниципального образования является очень сложной, многоступенчатой и трудоемкой процедурой. Но даже эта процедура по своей напряженности и ответственности не может сравниться с процессом формирования Пояснительной записки (ф. 0503160). Это связано с тем, что формы бюджетной отчетности перегружаются в программный продукт по формированию свода отчетности из программ по ведению бюджетного учета структурами, ответственными за ведение учета и формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности (самостоятельными бухгалтериями и (или) централизованными бухгалтериями), а текстовая часть и пояснения к формам, входящим в состав пояснительных записок, по большей части должна заполняться ГАБС. Непосредственно ГАБС наделены полномочиями по администрированию доходов бюджета, по ведению экономической работы. В подчинении ГАБС находятся лица, ответственные за составление сведений (реализацию инвестиционного проекта), данные по которым отражаются в Сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190). Следовательно, вопрос тесного взаимодействия ГАБС и бухгалтерских служб встает особенно остро. Именно от заинтересованности и вовлеченности ГАБС в мероприятия по формированию пояснительной записки зависит качество и достоверность отчетных данных.
Исходя из нашего опыта, перед составлением годовой бюджетной отчетности у ГАБС необходимо запросить информацию об ответственных лицах, которые будут предоставлять бухгалтерским службам данные для заполнения необходимых показателей, пояснения отклонений, требуемые расшифровки и анализы. Также финансовый орган направляет в адрес ГАБС информацию о дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных муниципальных учреждений города Оренбурга, приказ начальника финансового управления о сроках представления сводной бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности, в которых доводится необходимый состав форм, критерии, установленные финансовым органом, порядок заполнения таблиц, расшифровок, анализов показателей и пояснений к данным.
В целях раскрытия информации об исполнении бюджета города Оренбурга финансовым управлением для проведения качественного анализа разработаны таблицы и дополнительная форма, позволяющие учитывать требования Инструкции № 191н и федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — ФСБУ).
Исполнение бюджета города
Анализ исполнения бюджета по расходам на отчетную дату приводят в таблице 1.
Таблица 1
Раздел, подраздел |
Уточненный план на 202_ год |
Исполнено в отчетную дату 202_ года |
Направление произведенных расходов* |
% исполнения к уточненному плану |
Причины неисполнения назначений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итого по ГАБС |
* указать на какие цели были направлены бюджетные средства (укрупненно в рамках КЦСР).
В таблице 2 отражаются сведения об исполнении муниципальных программ за отчетный год.
Таблица 2
Наименование муниципальной программы, структурного элемента (муниципальных проектов, комплексов процессных мероприятий) |
Код целевой статьи расходов по бюджетной классификации |
Утверждено сводной бюджетной росписью, с учетом изменений, руб. |
Исполнено, руб. |
Не исполнено, руб. |
Причины отклонений |
||
Код ГРБС |
РзПз |
ЦСР |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ИТОГО |
Расшифровку кода 99 причин отклонений от планового процента к Сведениям об исполнении бюджета (ф. 0503164) показывают в таблице 3.
Таблица 3
Код по бюджетной классификации |
Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели), руб. |
Доведенные бюджетные данные, руб. |
Исполнено, руб. |
Показатели исполнения |
Причины отклонений от планового процента |
||
процент исполнения,% |
сумма отклонения, руб. (гр. 4 — гр. 2) |
код |
пояснения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Показатели отчетности
Расшифровка к показателям в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее — Справка (ф. 0503110)) на отчетную дату, сумма которых превышает 1 000 000,00 рублей, продемонстрирована в таблице 4, а расшифровка к Отчетам о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее — Отчет (ф. 0503121)) на 1 января 202_года по КОСГУ — в таблице 5.
Таблица 4
Номер (код) счета бюджетного учета |
Наименование контрагента |
Сумма, руб. |
Пояснение причин образования задолженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 401 10 189 |
|||
1 401 10 199 |
Таблица 5
КОСГУ |
Сумма, руб. |
Пояснение |
1 |
2 |
3 |
172 «Доходы от выбытия активов» |
||
173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» |
||
174 «Выпадающие доходы» |
||
176 «Доходы от оценки активов и обязательств» |
||
189 «Иные доходы» |
||
199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» |
||
273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» |
Информация по межбюджетным неденежным безвозмездным поступлениям (выбытиям) с бюджетными, автономными учреждениями на отчетную даты к Справке (ф. 0503110) приводится в таблице 6.
Таблица 6
№ п/п |
Наименование передающего (принимающего) контрагента |
Описание передаваемого имущества (вид нефинансового актива) |
Балансовая стоимость, руб. |
Сумма амортизации, руб. |
Итого |
Информация о доходах и расходах за предыдущий и отчетный год к Отчету (ф. 0503121) отражается в таблице 7.
Таблица 7
Наименование показателя |
Код по КОСГУ |
Бюджетная деятельность Предыдущий финансовый год, руб. |
Бюджетная деятельность Отчетный финансовый год, руб. |
Отклонения, руб. |
Доля отклонения |
Процент отклонения |
Пояснения |
Анализ дебиторской (кредиторской) задолженности по состоянию на отчетную дату в сравнении с данными за аналогичный отчетный период прошлого финансового года (к Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — Сведения (ф. 0503169)) проиллюстрирован в таблице 8 (составляется отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности).
Таблица 8
Код счета бюджетного учета гр. 1 форм 0503169, 0503769 |
Сумма задолженности, руб. |
Расшифровка дебиторской задолженности (что учтено по счету) |
Причина увеличения задолженности на отчетную дату в сравнении с данными за аналогичный отчетный период прошлого финансового года (гр. 3 — гр. 2) |
|
Данные за аналогичный отчетный период прошлого финансового года (на 01.01.2024) гр. 2 форм 0503169, 0503769 |
Данные за отчетный период (на 01.01.2025) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итого по счету |
||||
Всего |
Расшифровка к Сведениям (ф. 0503169) на отчетную дату причин образования просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по суммам 1 000 000,00 руб. и более (по одному контракту (обязательству) и одному контрагенту) отражают в таблице 9.
Таблица 9
Номер (код) счета бюджетного учета |
Сумма, руб. |
Наименование контрагента |
Пояснение причин образования задолженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
В таблице 10 отображают расшифровку к Сведениям об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (далее — Сведения (ф. 0503173) на отчетную дату по балансовым счетам.
Таблица 10
Номер (код) счета бюджетного учета |
Сумма изменений по коду «Иные причины» 03.05, руб. |
Содержание исправления/ изменения |
1 |
2 |
3 |
Счета актива, итого |
||
Счета пассива, итого |
Расшифровку к Сведениям (ф.0503173) на отчетную дату по забалансовым счетам по коду причины 03 «Иные причины» приводят в таблице 11.
Таблица 11
Наиме-нование забалан-сового счета |
Код строки |
Сумма изме-нений, руб. |
В том числе по коду причины 03, руб. |
|||||
Несвое-временное поступление первичных учетных документов 03.1, руб. |
Несвое-временное отражение фактов хозяйст-венной жизни в регистрах бухгалтер-ского учета 03.2, руб. |
Ошибки в применении счетов бухгалтерского учета 03.3, руб. |
Ошибки, допущенные при отражении бухгалтерских записей на основании первичных учетных документов (за исключением ошибок в применении счетов бухгал-терского учета) 03.4, руб. |
Иные причины 03.05, руб. |
||||
Сумма изменений, руб. |
Содержание исправления/ изменения |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Процедуры администрирования доходов бюджета
Причины изменения показателей просроченной дебиторской задолженности на начало года к Сведениям (ф. 0503169) отражают в расшифровке по форме таблицы 12.
Таблица 12
Номер (код) счета бюджетного учета |
Сумма показателя просроченной дебиторской задолженности на конец предыдущего финансового года, по данным отчета за предыдущий год, руб. |
Сумма показателя просроченной дебиторской задолженности на начало отчетного финансового года, по данным отчета за отчетный год, руб. |
Сумма изменений, руб. (гр. 3 — гр. 2) |
Причины изменения показателя просроченной дебиторской задолженности на начало года отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итого по счету |
||||
Всего |
Расшифровку показателей сложившейся на отчетную дату просроченной дебиторской задолженности к Сведениям (ф. 0503169) отображают в таблице 13.
Таблица 13
Номер (код) счета бюджетного учета |
Сумма просроченной дебиторской задолженности, руб., на начало отчетного периода (гр. 4 Сведений (ф. 0503169)) |
Сумма просроченной дебиторской задолженности, руб., на конец отчетного периода |
Причины образования просроченной дебиторской задолженности (обязательно указать, что учтено по счету) |
Мероприятия, направленные на сокращение и ликвидацию просроченной дебиторской задолженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итого по счету |
||||
ВСЕГО |
Дополнительная форма бюджетной отчетности
О поступлениях от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности, заполняются сведения по форме, приведенной в таблице 14.
Таблица 14
№ п/п |
Наиме-нование предприятий (органи-заций), у которых в уставном капитале имеется доля админист-рации г. Оренбурга |
Сумма уставного капитала |
Номинал акции (руб.) |
Количество акций (размер доли в уставном капитале) |
Стоимость акций админист-рации города Оренбурга |
Дата продажи |
Сумма продажи |
Наиме-нование покупа-теля акций |
Основа-ние продажи |
Перечислено средств в бюджет города Оренбурга |
Приме-чание |
|||
Всего, штук (доля, %) |
Выстав-ленных на продажу |
Сумма перечис-ления |
Дата, номер платеж-ного документа |
|||||||||||
Штук |
% |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Подведем итог
Анализ расшифровок, представленных ГАБС, позволяет на стадии проверки отчетов обнаружить и исправить ошибки в формах. Именно расшифровка показателей дает представление о правильном или ошибочном отнесении данных к счету бюджетного учета, о правомерности применения КБК, дает возможность оценить проведенные мероприятия по сокращению задолженностей, выявить другие недостатки.
После проведения тщательной проверки пояснительных записок ГАБС финансовое управление консолидирует данные и формирует текстовую часть пояснительной записки муниципального образования «город Оренбург».
Учитывая, что текстовая часть пояснительной записки должна содержать иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в разделы пояснительной записки, в создании формы принимают участие не только специалисты отдела бюджетного учета и отчетности финансового управления, но и специалисты отдела доходов и бюджетного отдела.
В настоящее время контрольно-счетные органы уделяют пристальное внимание вопросам полноты и наполняемости пояснительной записки муниципального образования, в связи с чем финансовое управление постоянно совершенствует методы ее формирования.
Однако большие трудности вызывает то обстоятельство, что требования по раскрытию данных в пояснительной записке изложены практически в каждом федеральном стандарте. Это очень осложняет работу бухгалтера и открывает большие возможности для контрольно-счетных органов по выявлению замечаний.
В целях упорядочения требований и правил по составлению пояснительной записки к отчету предлагаем сформировать отдельный ФСБУ «Пояснительная записка».