Особенности камеральной проверки отчетности

В одной из статей журнала* был приведен опыт коллег по приему и проверке годовой бухгалтерской отчетности у учреждений здравоохранения Пензенской области за 2019 год и проанализированы основные допускаемые ошибки.
Как показало время, эта практика весьма продуктивна, поэтому обратимся к ней и в этом году.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационноаналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Порядок приема и проверки отчетности с прошлого года в целом не изменился. Пандемия COVID-19 лишь косвенно повлияла на эту процедуру, поскольку прием и проверка давно идут в дистанционном формате в электронном виде. А обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности на бумажном носителе главный бухгалтер может отправить и по почте.

Тем не менее, необходимо вновь вернуться к данной теме, поскольку по сравнению с годовой отчетностью за 2019 год изменились как состав представляемой отчетности и порядок заполнения отдельных форм (были внесены изменения в Инструкцию № 33н, вышли новые системные письма Минфина России и Казначейства России), так и перечень ошибок, допущенных учреждениями, — он оказался несколько иным, отличным от годовой отчетности за 2019 год. Уточненную форму протокола приема отчетности с примером заполнения смотрите на рисунке (с. 33–34).

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)

1. Отражение данных в разделе 1 «Заключение счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года» (далее — раздел 1) отчета (указан код аналитической группы подвида доходов 180 «Прочие доходы» или 410 «Уменьшение стоимости основных средств», 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов», а должен быть 000) в 15–17 разрядах номера счета у счетов 0 401 10 176 «Доходы текущего года от оценки активов и обязательств» (в отношении изменения кадастровой стоимости земельных участков), 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (в отношении разукомплектованных основных средств), 0 401 10 199 (в отношении оприходованных излишков имущества, выявленных при инвентаризации).

2. Отражение кода вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (должен быть 000) в разделе 1 отчета в 15–17 разрядах номера счета по расходам по счетам 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям», 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 401 20 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям».

3. Наличие показателей в разделе 1 отчета по счетам группы 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» при отсутствии соответствующих данных в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее — Отчет (ф. 0503721)) и Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) (далее — Сведения (ф. 0503768)) (безвозмездное поступление имущества).

4. В разделе 2 «Расшифровка расходов, принятых в уменьшение доходов отчетного периода» отчета отражены показатели по подстатьям КОСГУ 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам», 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах», 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», 295 «Другие экономические санкции», не формирующие себестоимость выполняемых работ услуг.

12.jpg

13.jpg

5. Наличие показателей в разделе 1 отчета по счету 0 401 10 192 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» по КВФО 4 (госзадание), что является недопустимым.

6. Наличие показателей в разделе 1 отчета по счету 0 401 10 191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» по КВФО 2 (собственные доходы), что является недопустимым.

7. В разделе 1 отчета в части расходов по нацпроектам не указаны показатели в 5–14 разрядах номера счета по отдельным счетам.

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

1. Отсутствие оборотов по строкам 191 и 192 (обороты по себестоимости, по госзаданию и приносящей доход деятельности).

2. Несоответствие данных по подстатьям КОСГУ 191–199 со Сведениями (ф. 0503768) (безвозмездное поступление имущества).

3. Несоответствие данных по подстатьям КОСГУ 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям», 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям» со Сведениями (ф. 0503768) (безвозмездная передача имущества).

4. Отсутствие данных по строке 302 «Налог на прибыль» при наличии оборотов по налогу на прибыль в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769)).

5. Несоответствие данных по строкам 320 «Чистое поступление основных средств», 360 «Чистое поступление материальных запасов», 430 «Чистое поступление денежных средств и их эквивалентов», 480 «Чистое увеличение дебиторской задолженности» и 540 «Чистое увеличение прочей кредиторской задолженности» соответствующим данным Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

6. Отражение по строкам 361 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 362 «Уменьшение стоимости материальных запасов» движения материальных запасов в разрезе подстатей КОСГУ 341–346 (441–446), 349 (449) (отражается отдельно только движение по подстатьям КОСГУ 347 и 447).

7. Несоответствие показателей по отдельным подстатьям КОСГУ данным Справки (ф. 0503710).

8. Несоответствие оборотов по строкам 321 «Увеличение стоимости основных средств» и 322 «Уменьшение стоимости основных средств» по целевым средствам данным сведений (ф. 0503768) (счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»).

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)

1. Неотражение показателей внеоборотных материальных запасов в отношении бензопил.

2. Несоответствие данных движения по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» данным показателей по счету 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в Справке (ф. 0503710), а в части госзадания — еще и данным Сведений (ф. 0503768) (остатки на счетах по недвижимому имуществу, особо ценному движимому имуществу и земельным участкам).

3. Наличие показателей по забалансовому счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» при отсутствии оборотов по счетам 2 205 21 000 «Расходы с плательщиками доходов от собственности» и 0 401 40 121 «Доходы будущих периодов от операционной аренды» в Сведениях (ф. 0503769).

4. Отсутствие показателей по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» на конец отчетного периода.

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

1. Несовпадение данных кредиторской задолженности в графе 11 «Не исполнено принятых денежных обязательств» по разделам 1 и 3 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее — Отчет (ф. 0503738)) с данными графы 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего» в Сведениях (ф. 0503769) (по кредиту).

2. Неотражение в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) отчета обязательств следующих лет как в части заключенных контрактов, так и в отношении налогов на имущество, землю и транспорт за 4-й квартал 2020 года.

3. Несовпадение данных в отчете в разделе 3 в отношении отложенных обязательств с данными по счетам 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в Сведениях (ф. 0503769).

4. Несовпадение данных плановых показателей в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) (графа 4 «Утверждено плановых назначений») с данными программного комплекса исполнения бюджета Пензенской области.

Сведения об исполнении плана финансовохозяйственной деятельности (ф. 0503766)

1. В разделе 1 (доходы учреждения) плановые и фактические поступления доходов расшифрованы в разрезе аналитической группы подвида доходов, что недопустимо.

2. В разделе 2 (расходы учреждения) при исполнении выше заданного (95 %) расшифрованы показатели исполнения целевых субсидий в разрезе кодов видов расходов.

3. Данные кассовых расходов (итоговые) несопоставимы с аналогичными данными в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)

1. Неотражение в графе 9 «Выбытие (уменьшение), из них передано безвозмездно» показателей (с минусом) амортизации безвозмездно переданного имущества.

2. Неотражение данных по безвозмездному поступлению имущества в графе 6 «Поступление (увеличение), из них получено безвозмездно» отчета при наличии показателей по подстатьям КОСГУ 191–197 в Справке (ф. 0503710) и Отчете (ф. 0503721).

3. Отсутствие расшифровки показателей по забалансовым счетам 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» в разрезе видов переданного имущества (основных средств, в том числе вид переданных основных средств, а также материальных запасов).

4. Превышение показателей по амортизации особо ценного движимого имущества над показателями балансовой стоимости особо ценного движимого имущества (в отношении основных средств).

5. Отсутствие оборотов по счетам 5 (6) 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» при наличии кассовых расходов по подстатье КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений», не связанных с погашением кредиторской задолженности«.

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

1. В разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» расшифрована просроченная задолженность в разрезе обязательств суммой менее 1 миллиона рублей, что не соответствует требованиям финансового органа и учредителя.

2. По счетам 5 (6) 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» в части остатков субсидий 2020 года, подлежащих возврату в бюджет, отсутствуют показатели кредиторской задолженности в графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего».

3. По счету 4 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» в части возврата выделенных субсидий 2020 года на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, подлежащих возврату в бюджет по причине невыполнения объемных (фактических) показателей, отсутствуют данные кредиторской задолженности в графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего».

4. По счетам группы 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов» не указаны коды аналитической группы подвида доходов (180 «Прочие доходы»).

5. При наличии неденежных расчетов в графе 8 «Изменение задолженности (уменьшение), в том числе неденежные расчеты» по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» отсутствуют аналогичные данные в этой же графе по счетам 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (то есть зачет аванса не произведен или произведен не полностью).

6. Данные в графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего» по счетам 4 (5, 6) 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» не соответствуют аналогичным данным учредителя по счетам 0 205 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания», 0 205 53 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений», 0 205 63 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений» на конец отчетного года.

7. В отношении оборотов в части выполнения нацпроектов по отдельным счетам не указаны показатели в 5–14 разрядах номера счета.

8. Недопустимые увязки КВР и аналитического счета учета (например, код вида расхода 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»).

9. Отсутствие начисленных налогов за 4-й квартал 2020 года (земля, имущество, транспорт) либо их оплата в 4-м квартале, что является недопустимым, так как это обязательства 2021 года.

10. Неверное отражение показателей долгосрочной задолженности в графе 10 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, из них долгосрочная» отчета по счетам 4 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)», 5 (6) 205 52 (62) 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», так как в рамках годового отчета к долгосрочной относится только задолженность 2022 года и далее.

Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773)

1. Данные в графе 3 (сумма изменений, всего) не расшифрованы по коду причины (графы 4–10);

2. Отчет сформирован без показателей изменений, при этом в квартальной отчетности показатели изменений были. В текстовой части Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) причина расхождений с квартальной отчетностью не описана.

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)

1. В разделе 1 «Аналитическая информация о неисполненных обязательствах» (далее — раздел 1) и разделе 2 «Аналитическая информация о неисполненных денежных обязательствах» (далее — раздел 2) отчета заполнены данные по неисполненным обязательствам в сумме менее 1 миллиона рублей, при этом финансовым органом и учредителем определено, что неисполненные обязательства в размере 1 миллиона рублей и менее в этих разделах не отражаются.

2. В разделе 1 и разделе 2 в сумме более 1 миллиона рублей каждый не везде заполнены графы 7 и 8 (причина неисполнения: код, пояснение).

3. В разделе 4 «Аналитическая информация об экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов» отсутствуют показатели по счетам 0 502 37 000 «Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)», при этом у учреждений имеются контракты, заключенные на период не только 2021 года (счет 0 502 27 000 «Принимаемые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»), но и 2022 года (0 502 37 000 «Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»).

4. В графе 1 (номер (код) счета бюджетного учета) раздела 4 «Аналитическая информация об экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов» не заполнены данные в 5–14 разрядах номера счета в отношении обязательств, принятых в рамках выполнения нацпроектов.

Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790)

1. В графе 1 «Наименование показателя» вместо наименования объекта недвижимого имущества, в отношении которого ведется строительство, реконструкция, модернизация, указываются различные перечни выполняемых работ, да еще и в разных строках.

2. В графах 18 и 19 «Расходы на реализацию инвестиционного проекта по данным бухгалтерского учета фактические (по счету 0 106 11 000), увеличение (уменьшение)» отражены обороты по переносу вложений с одного источника финансового обеспечения на другой, то есть фактически вложения удвоены.

3. В графе 22 «Расходы на реализацию инвестиционного проекта по данным бухгалтерского учета, кассовые расходы с начала реализации инвестиционного проекта, из них средств федерального бюджета» не указана сумма расходов, произведенных за счет средств федерального бюджета (при наличии таких расходов).


*- См. журнал «Бюджетный учет» № 3/2020. С. 28–36.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама