Особенности камеральной проверки отчетности
В одной из статей журнала* был приведен опыт коллег по приему и проверке годовой бухгалтерской отчетности у учреждений здравоохранения Пензенской области за 2019 год и проанализированы основные допускаемые ошибки.
Как показало время, эта практика весьма продуктивна, поэтому обратимся к ней и в этом году.
А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационноаналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»
Порядок приема и проверки отчетности с прошлого года в целом не изменился. Пандемия COVID-19 лишь косвенно повлияла на эту процедуру, поскольку прием и проверка давно идут в дистанционном формате в электронном виде. А обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности на бумажном носителе главный бухгалтер может отправить и по почте.
Тем не менее, необходимо вновь вернуться к данной теме, поскольку по сравнению с годовой отчетностью за 2019 год изменились как состав представляемой отчетности и порядок заполнения отдельных форм (были внесены изменения в Инструкцию № 33н, вышли новые системные письма Минфина России и Казначейства России), так и перечень ошибок, допущенных учреждениями, — он оказался несколько иным, отличным от годовой отчетности за 2019 год. Уточненную форму протокола приема отчетности с примером заполнения смотрите на рисунке (с.
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)
2. Отражение кода вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (должен быть 000) в разделе 1 отчета в
3. Наличие показателей в разделе 1 отчета по счетам группы 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» при отсутствии соответствующих данных в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее — Отчет (ф. 0503721)) и Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) (далее — Сведения (ф. 0503768)) (безвозмездное поступление имущества).
4. В разделе 2 «Расшифровка расходов, принятых в уменьшение доходов отчетного периода» отчета отражены показатели по подстатьям КОСГУ 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам», 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах», 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», 295 «Другие экономические санкции», не формирующие себестоимость выполняемых работ услуг.
5. Наличие показателей в разделе 1 отчета по счету 0 401 10 192 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» по КВФО 4 (госзадание), что является недопустимым.
6. Наличие показателей в разделе 1 отчета по счету 0 401 10 191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» по КВФО 2 (собственные доходы), что является недопустимым.
7. В разделе 1 отчета в части расходов по нацпроектам не указаны показатели в
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)
1. Отсутствие оборотов по строкам 191 и 192 (обороты по себестоимости, по госзаданию и приносящей доход деятельности).
2. Несоответствие данных по подстатьям КОСГУ
3. Несоответствие данных по подстатьям КОСГУ 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям», 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям» со Сведениями (ф. 0503768) (безвозмездная передача имущества).
4. Отсутствие данных по строке 302 «Налог на прибыль» при наличии оборотов по налогу на прибыль в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769)).
5. Несоответствие данных по строкам 320 «Чистое поступление основных средств», 360 «Чистое поступление материальных запасов», 430 «Чистое поступление денежных средств и их эквивалентов», 480 «Чистое увеличение дебиторской задолженности» и 540 «Чистое увеличение прочей кредиторской задолженности» соответствующим данным Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).
6. Отражение по строкам 361 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 362 «Уменьшение стоимости материальных запасов» движения материальных запасов в разрезе подстатей КОСГУ
7. Несоответствие показателей по отдельным подстатьям КОСГУ данным Справки (ф. 0503710).
8. Несоответствие оборотов по строкам 321 «Увеличение стоимости основных средств» и 322 «Уменьшение стоимости основных средств» по целевым средствам данным сведений (ф. 0503768) (счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»).
Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)
1. Неотражение показателей внеоборотных материальных запасов в отношении бензопил.
2. Несоответствие данных движения по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» данным показателей по счету 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в Справке (ф. 0503710), а в части госзадания — еще и данным Сведений (ф. 0503768) (остатки на счетах по недвижимому имуществу, особо ценному движимому имуществу и земельным участкам).
3. Наличие показателей по забалансовому счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» при отсутствии оборотов по счетам 2 205 21 000 «Расходы с плательщиками доходов от собственности» и 0 401 40 121 «Доходы будущих периодов от операционной аренды» в Сведениях (ф. 0503769).
4. Отсутствие показателей по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» на конец отчетного периода.
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
1. Несовпадение данных кредиторской задолженности в графе 11 «Не исполнено принятых денежных обязательств» по разделам 1 и 3 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее — Отчет (ф. 0503738)) с данными графы 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего» в Сведениях (ф. 0503769) (по кредиту).
2. Неотражение в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) отчета обязательств следующих лет как в части заключенных контрактов, так и в отношении налогов на имущество, землю и транспорт за
3. Несовпадение данных в отчете в разделе 3 в отношении отложенных обязательств с данными по счетам 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в Сведениях (ф. 0503769).
4. Несовпадение данных плановых показателей в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) (графа 4 «Утверждено плановых назначений») с данными программного комплекса исполнения бюджета Пензенской области.
Сведения об исполнении плана финансовохозяйственной деятельности (ф. 0503766)
1. В разделе 1 (доходы учреждения) плановые и фактические поступления доходов расшифрованы в разрезе аналитической группы подвида доходов, что недопустимо.
2. В разделе 2 (расходы учреждения) при исполнении выше заданного (95 %) расшифрованы показатели исполнения целевых субсидий в разрезе кодов видов расходов.
3. Данные кассовых расходов (итоговые) несопоставимы с аналогичными данными в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)
1. Неотражение в графе 9 «Выбытие (уменьшение), из них передано безвозмездно» показателей (с минусом) амортизации безвозмездно переданного имущества.
2. Неотражение данных по безвозмездному поступлению имущества в графе 6 «Поступление (увеличение), из них получено безвозмездно» отчета при наличии показателей по подстатьям КОСГУ
3. Отсутствие расшифровки показателей по забалансовым счетам 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» в разрезе видов переданного имущества (основных средств, в том числе вид переданных основных средств, а также материальных запасов).
4. Превышение показателей по амортизации особо ценного движимого имущества над показателями балансовой стоимости особо ценного движимого имущества (в отношении основных средств).
5. Отсутствие оборотов по счетам 5 (6) 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» при наличии кассовых расходов по подстатье КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений», не связанных с погашением кредиторской задолженности«.
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)
1. В разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» расшифрована просроченная задолженность в разрезе обязательств суммой менее 1 миллиона рублей, что не соответствует требованиям финансового органа и учредителя.
2. По счетам 5 (6) 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» в части остатков субсидий 2020 года, подлежащих возврату в бюджет, отсутствуют показатели кредиторской задолженности в графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего».
3. По счету 4 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» в части возврата выделенных субсидий 2020 года на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, подлежащих возврату в бюджет по причине невыполнения объемных (фактических) показателей, отсутствуют данные кредиторской задолженности в графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего».
4. По счетам группы 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов» не указаны коды аналитической группы подвида доходов (180 «Прочие доходы»).
5. При наличии неденежных расчетов в графе 8 «Изменение задолженности (уменьшение), в том числе неденежные расчеты» по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» отсутствуют аналогичные данные в этой же графе по счетам 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (то есть зачет аванса не произведен или произведен не полностью).
6. Данные в графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего» по счетам 4 (5, 6) 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» не соответствуют аналогичным данным учредителя по счетам 0 205 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания», 0 205 53 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений», 0 205 63 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений» на конец отчетного года.
7. В отношении оборотов в части выполнения нацпроектов по отдельным счетам не указаны показатели в
8. Недопустимые увязки КВР и аналитического счета учета (например, код вида расхода 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»).
9. Отсутствие начисленных налогов за
10. Неверное отражение показателей долгосрочной задолженности в графе 10 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, из них долгосрочная» отчета по счетам 4 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)», 5 (6) 205 52 (62) 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», так как в рамках годового отчета к долгосрочной относится только задолженность 2022 года и далее.
Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773)
1. Данные в графе 3 (сумма изменений, всего) не расшифрованы по коду причины (графы
2. Отчет сформирован без показателей изменений, при этом в квартальной отчетности показатели изменений были. В текстовой части Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) причина расхождений с квартальной отчетностью не описана.
Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)
1. В разделе 1 «Аналитическая информация о неисполненных обязательствах» (далее — раздел 1) и разделе 2 «Аналитическая информация о неисполненных денежных обязательствах» (далее — раздел 2) отчета заполнены данные по неисполненным обязательствам в сумме менее 1 миллиона рублей, при этом финансовым органом и учредителем определено, что неисполненные обязательства в размере 1 миллиона рублей и менее в этих разделах не отражаются.
2. В разделе 1 и разделе 2 в сумме более 1 миллиона рублей каждый не везде заполнены графы 7 и 8 (причина неисполнения: код, пояснение).
3. В разделе 4 «Аналитическая информация об экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов» отсутствуют показатели по счетам 0 502 37 000 «Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)», при этом у учреждений имеются контракты, заключенные на период не только 2021 года (счет 0 502 27 000 «Принимаемые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»), но и 2022 года (0 502 37 000 «Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»).
Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790)
1. В графе 1 «Наименование показателя» вместо наименования объекта недвижимого имущества, в отношении которого ведется строительство, реконструкция, модернизация, указываются различные перечни выполняемых работ, да еще и в разных строках.
2. В графах 18 и 19 «Расходы на реализацию инвестиционного проекта по данным бухгалтерского учета фактические (по счету 0 106 11 000), увеличение (уменьшение)» отражены обороты по переносу вложений с одного источника финансового обеспечения на другой, то есть фактически вложения удвоены.
3. В графе 22 «Расходы на реализацию инвестиционного проекта по данным бухгалтерского учета, кассовые расходы с начала реализации инвестиционного проекта, из них средств федерального бюджета» не указана сумма расходов, произведенных за счет средств федерального бюджета (при наличии таких расходов).
*- См. журнал «Бюджетный учет» № 3/2020. С. 28–36.