Проведение инвентаризации в условиях пандемии
В настоящее время действует режим повышенной готовности, введенный в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19). У многих бухгалтеров возникли вопросы, связанные с проведением ежегодной инвентаризации. Как ее проводить в таких условиях? Можно ли вообще не проводить или проводить дистанционно? Можно ли провести частично, перенеся чтото на следующий год? Рассмотрим эти вопросы в статье.
А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационноаналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»
Проводить или нет?
Для начала рассмотрим положения основных нормативных правовых актов, касающихся проведения инвентаризации. В пункте 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. №
Отметим, что хотя СГС «Концептуальные основы» и не относит годовую инвентаризацию в целях составления отчетности к перечню обязательных инвентаризаций напрямую, но это следует из пункта 81 данного стандарта, в котором сказано, что проведение инвентаризации обязательно (в числе прочего) в других случаях, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами. И вот здесь как раз иными нормативными правовыми актами являются Инструкции № 33н и 191н.
В пункте 7 Инструкции № 191н прописано: «в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики».
Согласно пункту 9 Инструкции № 33н — «в целях составления годовой бухгалтерской отчетности учреждения проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном в рамках формирования учетной политики субъекта учета».
В итоге первый вывод, который можно сделать, звучит следующим образом: никакой возможности для отмены в 2020 году годовой инвентаризации нормативные правовые акты не оставляют.
Вывод второй: если сопоставить вышеуказанные позиции, отраженные в Инструкциях № 191н, 33н и СГС «Концептуальные основы», то получается, что никакую выборочную или частичную инвентаризацию мы не имеем права проводить.
Таким образом, годовая инвентаризация должна быть проведена в полном объеме.
Тем не менее важно иметь в виду, что учреждения при проведении годовой инвентаризации должны руководствоваться не только вышеуказанными нормативными правовыми актами федерального уровня, но и региональными нормативными правовыми актами, устанавливающими различного рода ограничения во время действия режима повышенной готовности.
Существенная проблема возникает у медицинских учреждений. Насколько целесообразно проводить инвентаризацию в помещениях, в которых оказывается медицинская помощь больным новой коронавирусной инфекцией? Ведь вопрос не только в том, что члены комиссии будут несколько мешать оказанию медицинской помощи, но и в том, что они должны быть соответствующим образом экипированы средствами индивидуальной защиты. А ведь далеко не во всех медицинских учреждениях такие специальные защитные костюмы закупались для членов инвентаризационной комиссии. Поэтому здесь встает вопрос о дистанционной инвентаризации, но ее мы рассмотрим чуть позже. Минздрав Пензенской области совместно с централизованной бухгалтерией учреждений здравоохранения Пензенской области (далее — ЦБ) направил обращение в правительство Пензенской области, которое сейчас находится на рассмотрении. В данном обращении предлагается внести дополнение в постановление губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 г. № 27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» следующего содержания: «в структурных подразделениях (помещениях) государственных учреждений здравоохранения Пензенской области, в которых оказывается помощь больным новой коронавирусной инфекцией
Дистанционный способ
У некоторых учреждений также возник вопрос, а можно ли инвентаризацию провести дистанционно? И если да, то как ее делать?
В письме Минфина России от 8 октября 2020 г. № 02-07-05/88028 сказано, что при введении особых ограничений согласно Закону от 21 декабря 1994 г. №
Также отметим, что в соответствии с приказом Минфина России от 15 июня 2020 г. № 103н «О внесении изменений в приложения №
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционная инвентаризация возможна. Рекомендуем вариант проведения инвентаризации отразить в учетной политике учреждения (единой учетной политике при централизации учета, в части взаимодействия ЦБ и обслуживаемых учреждений).
Отдельные вопросы
Мы уже рассматривали такой документ единой учетной политики при централизации учета, как Порядок взаимодействия ЦБ и обслуживаемых учреждений, в том числе при проведении инвентаризации[1]. Остановимся на некоторых моментах Порядка проведения инвентаризации, который утверждается самим учреждением, даже если оно обслуживается в ЦБ в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.
Организационные моменты
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, утвержденная приказом руководителя учреждения. В состав комиссии включаются представители администрации учреждения, руководители структурных подразделений, другие специалисты (инженеры, программисты, экономисты и т. д.).
В случае проведения инвентаризации при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса) инвентаризация осуществляется комиссией стороны, принимающей имущество, с участием представителей передающей стороны.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
В целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности инвентаризация проводится в разрезах:
- основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы — один раз в год по состоянию не ранее чем на 1 октября текущего года;
- незавершенное капитальное строительство и иные вложения во внеоборотные активы — по состоянию не ранее чем на 1 октября текущего года;
- библиотечный фонд — один раз в пять лет, при необходимости — ежегодно по состоянию не ранее чем на 1 октября текущего года[2];
- материальные запасы — один раз в год по состоянию не ранее чем на 1 октября текущего года;
- незавершенное производство и расходы будущих периодов — один раз в год по состоянию не ранее чем на 1 декабря текущего года;
- наличные денежные средства — один раз в год по состоянию не ранее чем на 31 декабря текущего года;
- денежные документы — один раз в год по состоянию не ранее чем на 31 декабря текущего года;
- расчеты с дебиторами и кредиторами — один раз в год по состоянию не ранее чем на 1 декабря текущего года;
- резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов — один раз в год по состоянию не ранее чем на 31 декабря текущего года;
- имущество на забалансовых счетах — один раз в год по состоянию не ранее чем на 1 октября текущего года.
Для оформления результатов инвентаризации комиссия применяет следующие документы, утвержденные Методическими рекомендациями № 52н:
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
- Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
- Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Выявление активов, не соответствующих условиям признания актива, осуществляется путем определения «Статуса объекта учета», «Целевой функции актива» в соответствующих графах Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Статус объекта и целевая функция объекта определяются инвентаризационной комиссией в ходе осмотра объектов нефинансовых активов.
Рекомендуемые характеристики «Статуса объекта», «Целевой функции» приведены на рисунке 1 (в части основных средств) и рисунке 2 (в части материальных запасов).
Особенности проведения
Инвентаризация основных средств проводится один раз в год в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Инвентаризация библиотечных фондов проводится при смене руководителя библиотеки, а также раз в пять лет. При инвентаризации библиотечного фонда комиссия проверяет книги путем подсчета, электронные документы — по количественным показателям и контрольным суммам.
Материальные запасы комиссия проверяет по каждому ответственному лицу и по местам хранения. При инвентаризации материальных запасов, которых нет в учреждении (на складах других организаций), проверяется обоснованность сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
При инвентаризации расходов будущих периодов комиссия проверяет:
- суммы расходов из документов, подтверждающих расходы будущих периодов — счетов, актов, договоров, накладных;
- правильность сумм, списываемых на расходы текущего года.
Для результатов инвентаризации расходов будущих периодов применяется Акт инвентаризации расходов будущих периодов № инв-11 (ф. 0309010), утвержденный приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (применяется в части, не противоречащей действующему законодательству).
При инвентаризации резервов предстоящих расходов комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность создания.
В части резерва по сомнительным долгам проверяется обоснованность сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
В части резерва на оплату отпусков проверяют:
- количество дней неиспользованного отпуска;
- суммы расходов на оплату труда за неиспользованные дни отпуска;
- суммы отчислений на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные на резерв отпусков.
При инвентаризации доходов будущих периодов комиссия проверяет правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов. К доходам будущих периодов относятся:
- доходы от аренды (в том числе льготной аренды);
- суммы доходов от субсидий на финансовое обеспечение государственного задания, субсидий на иные цели по соглашениям, заключенным с Минздравом Пензенской области.
Также контролируется правильность формирования оценки доходов будущих периодов, обоснованность наличия остатков.
Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных изделий из них проводится в соответствии с разделом III Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. № 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».
Оформление результатов
После завершения инвентаризации выявленные расхождения (неучтенные объекты, недостачи) должны быть отражены в бухгалтерском учете, а при необходимости — соответствующие материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска. В случае завершения инвентаризации после истечения финансового года, но до составления годовой бухгалтерской отчетности результаты подлежат отражению в учете в отчетном году.
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, по состоянию на который проводилась инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском (финансовом) отчете.
На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с ответственного лица по причинам расхождений с данными бухгалтерского учета. Приказом руководителя учреждения создается комиссия для проведения внутреннего служебного расследования для выявления виновного лица, допустившего возникновение несохранности доверенных ему материальных ценностей.
[2] Срок определен в соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.