Обязательное и добровольное. Особенности страхования

Страхование это прежде всего защита от ущерба, который может быть нанесен учреждению. Схема несложная: оплатив страховку, согласно заключенному договору страхователь при наступлении страхового случая получает право на возмещение ущерба. Рассмотрим подробнее страхование в учреждениях бюджетной сферы.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Основы страхования

Чтобы коммерческое учреждение или частное лицо заключили договор страхования, им достаточно иметь желание и денежные средства. Для учреждений бюджетной сферы правила гораздо жестче. Определение страховщика осуществляется согласно законодательству о закупках, отражение в учете — в соответствии с инструкциями по учету и порядками применения кодов бюджетной классификации.

Целью организации страхового дела является защита имущественных интересов физических и юридических лиц, государства, субъектов и муниципальных образований при наступлении страховых случаев (п. 1 ст. 3 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-1)). Страхование может быть добровольным и обязательным. К обязательному относятся:

  • конкретные виды обязательного социального страхования (пенсионное, медицинское, социальное) (гл. 34 НК РФ);
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленное Законом от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ;
  • страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, применяемое в соответствии с Законом от 25 апреля 2002 г. № 40‑ФЗ (далее — Закон № 40‑ФЗ);
  • страхование опасных объектов, порядок которого установлен Законом от 27 июля 2010 г. № 225‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее — Закон № 225‑ФЗ);
  • страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета. В их числе, например, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица, сотрудники полиции, прокуратуры, Следственного комитета. Порядок страхования регламентируется соответствующими федеральными законами.

Закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:

  • субъекты страхования;
  • объекты, подлежащие страхованию;
  • перечень страховых случаев;
  • минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
  • размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
  • срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
  • срок действия договора страхования;
  • порядок определения размера страховой выплаты;
  • контроль за осуществлением страхования;
  • последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;
  • иные положения (п. 4. ст. 3 Закона № 4015-1).
  • Независимо от вида страхования сторонами договора являются страхователь и страховщик. В рамках статьи — учреждение и страховая организация.
  • Страхователи — лица (юридические и дееспособные физические), заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страховщики — страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности (ст. 5, 6 Закона № 4015-1).

Казенные и бюджетные учреждения определяют поставщика, у которого намерены приобрести страховой полис, в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ. Положения пункта 2 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ предусматривают случаи, когда бюджетное учреждение может проводить закупки в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Для этого обязательно требуется наличие правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе. Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в порядке, установленном Законом № 223‑ФЗ, не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено Законом № 44‑ФЗ (п. 3 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ).

Автономные учреждения определяют страховщика согласно положениям Закона № 223‑ФЗ.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора и правил, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Объекты страхования определены в статье 4 Закона № 4015-1. Они могут относиться:

  • к личному (страхование жизни, от несчастных случаев и болезней; медицинское);
  • к имущественному (страхование имущества, финансовых рисков, предпринимательских рисков, гражданской ответственности).

В деятельности учреждений помимо обязательного социального страхования, установленного главой 34 Налогового кодекса, актуальным является страхование имущества и гражданской ответственности.

Объектами страхования гражданской ответственности могут быть имущественные интересы, связанные с риском наступления ответственности:

  • за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, муниципальных образований, субъектов России или России;
  • за нарушение договора.

Одним из распространенных видов добровольного имущественного страхования является КАСКО. Оно должно обеспечивать защиту транспорта, причем не только автомобильного. После заключения договора страховая компания берет на себя полную ответственность и защищает объект от угона, хищения, ущерба.

Договор страхования прежде всего оберегает от риска — предполагаемого события, на случай наступления которого он и заключается. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Совершившееся событие, преду­смотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату, является страховым случаем (ст. 9 Закона № 4015‑1).

В договоре страхования указывается страховая сумма, в которую страхователь и страховщик оценивают имущество. Она является основанием для установления размера страховой премии (страховых взносов) и размера страховой выплаты при наступлении страхового случая. При этом объявленная страховая сумма не может превышать действительную стоимость имущества на момент заключения договора. Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную договором, за исключением случая, если страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.

Заключив договор, страхователь уплачивает страховщику страховую премию (страховые взносы), установленную в соответствии со страховым тарифом. Условиями страхования имущества и (или) гражданской ответственности в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу; в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, — оплата страховщиком ремонта поврежденного имущества в счет страхового возмещения (ст. 10, 11 Закона № 4015‑1).

В хозяйственной деятельности учреждения могут защищать свое недвижимое имущество, транспорт, ОЦДИ, дорогостоящее оборудование, гражданскую ответственность.

Спорная возможность

Обязательное страхование закреплено законодательно, и его финансирование за счет средств бюджетной системы не вызывает споров. В случае добровольного страхования — практика иная. Бюджетные и автономные учреждения вправе заключать догово­ры добровольного страхования и выплачивать страховую премию за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Источником финансирования казенного учреждения, органа власти являются средства бюджета соответствующего уровня.

Бюджетный кодекс не содержит прямого запрета на осуществление выплат по заключенным договорам добровольного страхования. В статье 158 Бюджетного кодекса закреплены бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС). В их числе указано, что он обеспечивает адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями (БА) и лимитами бюджетных обязательств (ЛБО), распределяет БА и ЛБО по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы. Исполнение обязательств по заключенным контрактам и договорам, в том числе страхования, осуществляется за счет бюджетных средств в пределах доведенных ему ЛБО с учетом принятых и не исполненных обязательств (ст. 161 БК РФ).

Из приведенных положений следует вывод, что казенное учреждение может осуществить расходы на страховую выплату в соответствии с заключенным договором добровольного страхования, если они обоснованы, имеют экономическую целесообразность, согласованы с распорядителем. Однако вопрос остается спорным.

В арбитражной практике представлены прецеденты с прямо противоположными решениями.

Так, постановлением Верховного суда России от 25 января 2016 г. № 306-АД15-17922 по делу № А65-10925/2015 было принято решение о нецелевом использовании бюджетных средств для оплаты договоров на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств. По мнению суда, такие договоры могут быть оплачены только за счет источников от приносящей доход деятельности и если они предусмотрены утвержденной в установленном порядке сметой от приносящей доход деятельности и разрешением на открытие лицевого счета по учету таких средств.

В то же время Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 1 апреля 2015 г. № Ф04-16242/2015 по делу № А70-3663/2014 установил, что расходы на добровольное страхование автомобиля соответствуют закону, а также договору, которым на учреждение возложена обязанность по обеспечению сохранности переданного ему имущества. Ранее Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 12 марта 2013 г. по делу № А66-6208/2012 указал на правомерность заключения государственных контрактов по добровольному страхованию автотранспортных средств и выплаты страховой премии. Обоснованием для такого вывода стали следующие факты и нормы: учреждение заключило государственные контракты по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО), получив разрешение главного распорядителя средств. Кроме того, суд обратил внимание на то, что статьями 69.1 и 70 Бюджетного кодекса запрет на заключение учреждением договоров добровольного страхования имущества не установлен.

Учитывая неоднозначность судебной практики, принимая решение о заключении договоров добровольного страхования имущества и выплате страховой премии за счет бюджетных средств, казенным учреждениям нужно согласовать его со своим ГРБС и в любом случае быть готовыми отстаивать экономическую целесообразность и обоснованность таких расходов.

Внимание! Опасный объект

Обязательному страхованию подлежат опасные объекты. В пункте 1 статьи 5 Закона № 255‑ФЗ поименованы:

  • опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений;
  • автозаправочные станции жидкого моторного топлива;
  • лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).

С учетом развития безбарьерной среды, в рамках которой учреждения оснащаются специальным оборудованием, в том числе подъемниками, страхование опасных объектов становится обязанностью учреждения.

Кроме объектов, указанных в Законе № 225‑ФЗ, законом от 21 июля 1997 г. № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 116‑ФЗ) к числу опасных производственных объектов отнесены предприятия или их цехи, участки, площадки.

Опасные производственные объекты указаны в приложении 1 к Закону № 116‑ФЗ. В их числе те, на которых используются в определенных количествах горючие, токсичные и иные опасные вещества, а также оборудование, работающее под избыточным давлением. Исходя из озвученных критериев, к опасным производственным объектам в учреждении могут относиться научные и медицинские лаборатории, склады медицинских препаратов, газораспределительные пункты и участки магистрального газопровода, котельные, участки теплосетей, склады ГСМ.

Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца (п. 1 ст. 10 Закона № 225‑ФЗ).

Учреждение (страхователь) обязано в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования направить его копию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов (подп. 3 п. 2 ст. 11 Закона № 225‑ФЗ).

Действия страхователя при аварии на опасном объекте закреплены в подпункте 6 пункта 2 статьи 11 Закона № 225‑ФЗ:

а) в течение 24 часов с момента аварии сообщить о ней страховщику в порядке, установленном правилами обязательного страхования;

б) принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить размер возможного вреда;

в) незамедлительно предоставить потерпевшим сведения о страховщике или, в случае если авария привела к возникновению чрезвычайной ситуации, в трехдневный срок со дня аварии опубликовать указанную информацию в печатном органе по месту нахождения опасного объекта;

г) в течение пяти рабочих дней со дня получения акта о причинах и об обстоятельствах аварии, документов о видах и размерах причиненного вреда направить страховщику копии указанных документов;

д) привлечь страховщика к расследованию причин аварии.

Если в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте был причинен вред жизни или здоровью, то учреждение, ответственное за причиненный вред, обязано обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:

  • в случае смерти потерпевшего (кормильца) — в сумме двух миллионов рублей;
  • в случае причинения вреда здоровью — в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения, но не свыше двух миллионов рублей.

Указанная выплата не освобождает лицо, ответственное за причиненный вред, от возмещения в соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей сумму произведенной компенсации (ст. 17.1 Закона № 116‑ФЗ).

ОСАГО

Транспортное средство подлежит обязательному страхованию по договору ОСАГО. Владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после приобретения (п. 2 ст. 4 Закона № 40‑ФЗ).

Договор ОСАГО заключается в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Банком России 19 сентября 2014 г. № 431-П (далее — Правила № 431-П). Страховые тарифы и их структура, правила обязательного страхования определяются страховыми организациями с учетом требований, установленных Банком России. Договора ОСАГО заключаются учреждением в соответствии с положениями Законов № 44‑ФЗ, 223‑ФЗ и нормами Гражданского кодекса.

Как правило, срок действия договора ОСАГО составляет один год (п. 1 ст. 10 Закона № 40‑ФЗ). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктами 2, 3 статьи 10 Закона № 40‑ФЗ.

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории России (п. 1 ст. 6 Закона № 40‑ФЗ).

В некоторых случаях (в частности, при продаже транспортного средства) страховщик обязан вернуть страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страховых выплат (не менее 80 процентов) и приходящейся на не истекший срок действия договора ОСАГО или не истекший срок сезонного использования транспортного средства (п. 1.16 Правил № 431-П, п. 1 ст. 8 Закона № 40‑ФЗ).

Учет страховых отношений

Расчеты, связанные с договорами страхования, как все факты хозяйственной деятельности учреждения, отражаются в учете. Согласно положениям Порядков № 85н, 209н расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, относятся по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и на подстатью 227 «Страхование» КОСГУ.

Как правило, договор страхования заключается на год, и расходы учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, отражаются как расходы будущих периодов с использованием счета 0 401 50 227 «Расходы будущих периодов по страхованию». Учет ведется на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета. Порядок и сроки списания расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года, а также дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства о раздельном учете расходов (выплат) учреждения, следует закрепить в учетной политике учреждения (п. 302 Инструкции № 157н).

Операции по учету расходов на страхование отражаются записями:

Дебет 0 506 10 227

«Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по страхованию»

Кредит 0 502 11 227

«Принятые обязательства на текущий финансовый год по страхованию»

— отражены принятые учреждением обязательства текущего финансового года по расходам на страхование (в сумме страховой премии);

Дебет 0 502 11 227

«Принятые обязательства на текущий финансовый год по страхованию»

Кредит 0 502 12 227

«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по страхованию»

— отражены принятые учреждением денежные обязательства по страхованию (в сумме страховой премии);

Дебет 0 206 27 565

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по страхованию по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 0 201 11 610, 0 304 05 227

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по расходам на страхование»

— отражено перечисление страховой премии страховой компании (страховщику) (в сумме страховой премии);

Дебет 0 401 50 227

«Расходы будущих периодов по страхованию»

Кредит 0 302 27 735

«Увеличение кредиторской задолженности по страхованию по расчетам с иными финансовыми организациями»

— отражены расходы будущих периодов по договору страхования (в сумме страховой премии);

Дебет 0 302 27 835

«Уменьшение кредиторской задолженности по страхованию по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 0 206 27 665

«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по страхованию по расчетам с иными финансовыми организациями»

— отражено списание предварительной оплаты расчетов со страховой компанией (страховщиком) при получении полиса страхования (в сумме страховой премии).

Ежемесячно в течение срока действия страхового полиса расходы будущих периодов относятся на финансовый результат текущего года. Сумма рассчитывается пропорционально количеству календарных дней месяца:

Вм = Вд : Гд × Дм,

где:

Вм — размер ежемесячной выплаты;

Гд — количество дней в году (365/366);

Дм — количество дней действия страхового договора в месяце.

Дебет 0 109 60 227, 0 401 20 227

«Себестоимость готовой продукции, работ, услуг в части страхования», «Расходы текущего финансового года в части страхования»

Кредит 0 401 50 227

«Расходы будущих периодов по страхованию»

— отражены расходы на страхование в составе расходов текущего периода (в расчетной сумме).

Если все же событие, предусмотренное страховым договором, наступило и страховой случай подтвержден, то для покрытия ущерба в имущественном страховании и страховании гражданской ответственности страховщик обязан выплатить страховое возмещение. Для учета поступления страхового возмещения от страховых организаций Порядком № 209н предусмотрена подстатья 143 «Страховые возмещения» КОСГУ.

Положениями пункта 6 СГС «Доходы» установлено, что доходы учреждения в виде компенсации расходов, штрафов, пеней, неустоек, иных возмещений ущерба по своей экономической сущности относятся к доходам по необменным операциям. В учете учреждения признаются на дату возникновения требования к плательщику в сумме, указанной в документе (п. 34, 35 СГС «Доходы»). Получение страховых выплат отражается записями:

Дебет 0 209 43 565

«Увеличение прочей дебиторской задолженности по страховым возмещениям по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 0 401 10 143

«Доходы от страховых возмещений»

— отражено требование, предъявленное страховщику.

Казенное учреждение:

Дебет 1 304 04 143

«Внутриведомственные расчеты по доходам от страховых возмещений»

Кредит 1 303 05 731

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

— отражена задолженность перед бюджетом в сумме страхового возмещения;

Дебет 1 303 05 831, 1 210 02 143

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от страховых возмещений»

Кредит 1 209 43 665

«Уменьшение прочей дебиторской задолженности по страховым возмещениям по расчетам с иными финансовыми организациями»

— отражено поступление суммы страхового возмещения в доход бюджета.

Бюджетное (автономное) учреждение:

Дебет 0 201 11 510, 0 201 21 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»

Кредит 0 209 43 665

«Уменьшение прочей дебиторской задолженности по страховым возмещениям по расчетам с иными финансовыми организациями»

— отражено поступление страхового возмещения.

Получение в текущем году финансового обеспечения в виде страховых возмещений отражается запи­сями:

Дебет 0 508 10 143

«Получено финансового обеспечения текущего финансового года от страховых возмещений»

Кредит 0 507 10 143

«Утвержденный объем финансового обеспечения от страховых возмещений»

— отражено финансовое обеспечение в виде страховых возмещений, полученных учреждением;

Дебет 0 507 10 143

«Утвержденный объем финансового обеспечения от страховых возмещений»

Кредит 0 504 10 143

«Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года в части от страховых возмещений»

— отражено увеличение плановых назначений на сумму финансового обеспечения в виде страховых возмещений, полученных учреждением.

При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, поименованные в статье 251 Налогового кодекса. Суммы страхового возмещения, полученные учреждением от страховой организации, в данном перечне не указаны, в связи с чем на основании положений пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса должны учитываться при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (письмо Минфина России от 10 апреля 2018 г. № 03-03-05/23510).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама