Итоги проведения камеральной проверки и формирования сводной отчетности

С 2018 года ведение бюджетного учета и формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности, начисление и оплата труда, а также другие выплаты и связанные с ними обязательные платежи Росаккредитации, Минобрнауки России и Минпросвещения России обеспечиваются Федеральным казначейством. С 1 января 2019 года к этим трем ведомствам добавилось еще десять федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет Правительство России. Площадкой централизации учетных функций первой очереди ФОИВ стало Управление Федерального казначейства по Московской области (далее — Управление). Рассмотрим некоторые итоги формирования и представления Управлением сводной (консолидированной) бюджетной (бухгалтерской) годовой отчетности за 2018 год и квартальной отчетности за 2019 год.

И . И. СЕЛЕНКОВА, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Московской области

Организационные вопросы формирования отчетности

Бюджетная и бухгалтерская отчетность Минобрнауки России и Минпросвещения России (далее — Министерства) в рамках переданных полномочий по ведению учета и формированию отчетности1 за 2018 год была представлена в полном объеме и в установленные сроки (приказ Федерального казначейства от 12 сентября 2018 г. № 32н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2019 году» (далее — Приказ № 32н)). Однако сводная годовая бюджетная отчетность была представлена в режиме «потом поправим».

1Согласно заключенным Соглашениям об осуществлении передаваемых полномочий по начислению выплат по оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности (далее — Соглашение).

Почему? Потому что в процессе формирования сводной бухгалтерской отчетности за 2018 год часть учреждений допускала несвоевременное представление отчетности, отражение некорректных показателей и несоблюдение контрольных соотношений, что повлекло за собой многократную отмену и корректировку первичных и сводных форм отчетности и существенно увеличило риски нарушения сроков, утвержденных Приказом № 32н.

Так, например, при крайнем сроке представления отчетности бюджетной (бухгалтерской) отчетности 1 марта 2019 года камеральная проверка осуществлялась вплоть до 21 марта 2019 года по причине внесения изменений учреждениями в представляемую отчетность ввиду ее некорректного формирования, а по ряду учреждений вообще были большие сложности с представлением отчетности. Конечно, основания были у всех разные. У кого-то это было связано с ликвидационными мероприятиями, у кого-то отсутствовали кадры, а у кого-то возникали технические ошибки при выгрузке и сохранении отчетных форм в подсистеме «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — ПУиО ГИИС «Электронный бюджет»).

Также во избежание несвоевременности представления или недостоверности отчетности сотрудники некоторых территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК) были вынуждены вносить корректировки и формировать бухгалтерскую отчетность за подведомственные учреждения министерств самостоятельно.

Кроме того, в период отчетной кампании неоднократно возникали случаи несвоевременной замены истекшего сертификата ключа электронной подписи, что оказывало влияние и на сроки представления отчетности. Отметим, что при сдаче отчетности за 2019 год, как квартальной, так и полугодовой, данных проблем было меньше.

Во всех случаях сотрудники отделов централизованной бухгалтерии ТОФК обеспечивали непосредственное взаимодействие с учреждениями, оказывали всевозможную помощь, приглашали сотрудников учреждений для совместного решения проблем, в том числе загрузки отчетных форм на территории управлений.

Объективно говоря, на первом этапе, пока шла и еще идет отладка этого процесса, появляется ощущение увеличения нагрузки, возникает пробуксовка на каждой стадии, и какого-то ускорения не ощущается. Со временем, когда все нюансы будут отработаны, выстроена система взаимодействия, скорость, разумеется, увеличится, а следовательно, и сроки представления отчетности сократятся, в том числе за счет того, что теперь казначеи и бухгалтеры, обеспечивающие работу подведомственных учреждений, будут работать рука об руку, в постоянном контакте, и какие-то вопросы по взаимодействию между собой смогут решать быстрее.

При камеральной проверке отчетности за 1-й и 2-й кварталы 2019 года, несмотря на увеличение объема проверяемых субъектов отчетности за счет новых ФОИВ, количество учреждений, нарушивших сроки представления отчетности, снизилось. Однако большая часть учреждений представила отчетность позже установленных сроков по тем же причинам, что и при сдаче годовой отчетности: это и внесение изменений в представляемую отчетность ввиду ее некорректного формирования, и ликвидационные мероприятия, и технические ошибки при выгрузке и сохранении отчетных форм в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет».

Также отмечу еще один момент, который влияет (иной раз существенно) на представление достоверной отчетности, — это работа контролей в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет». Неоднократно, особенно в первых числах отчетной кампании, и учреждения, и ТОФК сталкивались с неработающими контрольными соотношениями, однако некоторые ТОФК при камеральной проверке все равно принимали отчеты, не дожидаясь исправления ошибок.

Анализ отдельных показателей бюджетной и бухгалтерской отчетности

На сайте Федерального казначейства ежегодно появляется информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам года, в которой особое место всегда отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. Рассмотрим некоторые ошибки, с которыми столкнулись при формировании консолидированной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений.

Остановимся на методологических ошибках. В ходе анализа показателей представленной отчетности выявлен ряд системных ошибок, допускаемых учреждениями как при соблюдении требований порядка составления годовых отчетных форм, так и при отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных на отчетную дату, в годовых отчетных формах.

Среди нарушений выделим ошибки в отчетных формах, которые входят в состав только годового комплекта отчетности, и отдельно рассмотрим отчетные формы, которые входят в состав и квартального, и годового комплектов отчетности.

Нарушения в формах, входящих в состав только годового комплекта отчетности

1. Неосуществление консолидации показателей.

Сотрудниками Управления были выявлены случаи отражения в сводной отчетности, представленной учреждениями, показателей, подлежащих исключению. Так, отдельными учреждениями процедуры консолидации показателей, предусмотренные положениями Инструкции № 33н, не проводились. Как, например, в консолидированном Отчете головного учреждения (далее — Отчет) на основании составленных и представленных обособленными подразделениями Справок по консолидированным расчетам (ф. 0503725) (далее — Справка (ф. 0503725)) по коду счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» должны были суммироваться одноименные показатели по строкам и графам соответствующих разделов Отчета и исключаться взаимосвязанные показатели на основании данных соответствующих показателей Справки (ф. 0503725).

Также отдельными учреждениями, не имеющими в своей структуре обособленных подразделений, отражались расчеты по коду счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». Например, при отражении расчетов по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания вместо счета 0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» был применен счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», что привело к существенному искажению показателей представленной отчетности.

Или другой пример. Отчетность возвращена учреждениям на исправление в период, преду­смотренный для формирования и проверки сводных форм бухгалтерской отчетности главных распорядителей бюджетных средств (далее — ГРБС) в связи с тем, что не проведена консолидация показателей в Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее — Справка (ф. 0503710)). Все это существенно увеличивало процесс подготовки сводной отчетности для представления в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — МОУ ФК).

На уровне распорядителя также не была проведена консолидация Отчета (ф. 0503737) с исключением взаимосвязанных расчетов по счету 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». И здесь необходимо понимать, что на уровне ГРБС эта консолидация не проводится, так как ГРБС, как учредитель, не осуществляет расчетов с подведомственными учреждениями через счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» — он не является вышестоящей организацией, у него не открыт лицевой счет с типом 20, 21, 30, 31 и т. д. Все перечисления от учредителя осуществляются со счета 03, а это другой уровень бюджета. То же самое касается и Справки (ф. 0503725). На уровне ГРБС данная форма отсутствует в комплекте отчетности, так как ее формирование не подразумевается.

Что касается отражения учреждениями в бюджетном учете (в условиях передачи полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов на капитальные вложения) операций с объектами капитального строительства по закреплению вновь созданных объектов, передаче сформированных по результатам произведенной реконструкции, модернизации вложений в объекты капитального строительства, то некоторые учреждения осуществляли указанные операции через счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», что в корне неверно. Данный счет должен консолидироваться на уровне ГРБС в Справке (ф. 0503125). Для корректного отражения указанных операций следует руководствоваться совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 22 февраля 2013 г. № 02-14-05/5145 / 42-7.4-05/5.1-114.

2. Несоответствие идентичных показателей.

В отчетности некоторых учреждений выявлено несоответствие идентичных показателей в формах представленной отчетности. Так, например:

остатки по счетам 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769)) не равны идентичным показателям Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730));

исходящие остатки за предыдущий отчетный период Баланса (ф. 0503730) не соответствуют идентичному показателю Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — Сведения (ф. 0503773));

данные о начисленных доходах и расходах по КОСГУ, отраженных в Справке (ф. 0503710), не соответствуют данным Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

показатели неисполненных бюджетных обязательств, отраженных в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее — Отчет (ф. 0503738)), не соответствуют данным Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775).

3. Заполнение форм не в соответствии с требованиями нормативных правовых документов.

При анализе показателей Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190), Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790) было выявлено несоответствие требованиям нормативных правовых документов к заполнению граф 3, 4, 5 и 11, а также требованиям к форматам файлов, повлекшее за собой необходимость внесения исправлений в вышеуказанные сведения, представленные учреждениями в период позже установленного срока представления отчетности.

Например, в Сведениях (ф. 0503790) по графе 11 «Код причины приостановления строительства» были указаны значения, отличные от 0 до 8; в графе 5 «Кадастровый номер объекта недвижимости» — маска «88:88:888888:8888888888» (причем «88:88:888888:» — обязательно, последнее значение «8888888888» могло быть на меньшее количество символов). Учреждениями данная графа заполнялась неверно («88:.8:88888.:8888888») или не заполнялась вовсе.

Не соблюдался порядок заполнения графы 6 «Учетный номер объекта, на отчетную дату», графы 7 «Учетный номер объекта, до поступления». Например, было указано различное количество знаков (должно быть 28), допущено их некорректное заполнение (несмотря на то, что состав данных граф четко описан).

В Сведениях (ф. 0503775) не были указаны данные по датам возникновения обязательств и исполнения по правовому основанию (графы 3, 4), контрагентам (графы 5, 6) и причинам неисполнения (графы 7, 8).

Нарушения в формах, входящих в состав как квартального, так и годового комплекта отчетности

В части отчетности, представленной в соответствии с Инструкцией № 191н

Самый больной вопрос, который повторялся и повторяется уже на протяжении всех периодов представления отчетности — это проведение и проверка результатов внешнего контроля (или ВНК-контроля): до сих пор некоторые ТОФК либо не проводят ВНК-контроль, либо не проверяют результат, ссылаясь на тот факт, что цветовой индикатор после проведения контроля становится «зеленым». Однако «зеленый» цвет индикатора вовсе не означает, что контроль отработал без ошибок. Это всего лишь указывает на проведение ВНК-контроля, при этом его проверка при просмотре в Excel свидетельствует об ошибках в отчетах (рисунок 1).

12-17_Казначейство6_11-2019_1.jpg

Отмечу: в части контроля между Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее — Отчет (ф. 0503127)) и Отчетом о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0521413) (далее — Отчет (ф. 0521413)) по бюджетным (автономным) учреждениям, которым переданы полномочия ГРБС, на текущий момент при проведении ВНК возникает много ошибок в связи с тем, что в Отчете (ф. 0521413) показатели отражаются под кодом Сводного реестра ГРБС, и в случае открытия в одном ТОФК нескольких счетов с типом «14» по главе показатели суммируются. И в этом случае необходима сверка показателей с соответствующими Отчетами о состоянии лицевого счета, с учетом того, что в данные лицевого счета могут вноситься изменения после окончания отчетного месяца.

Что касается ВНК-контроля Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (далее — Отчет (ф. 0503128)) и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — Сведения (ф. 0503169)), очень часто в Пояснительных записках отсутствует информация о причинах расхождения форм. Это затрудняет работу при формировании сводной Пояснительной записки. Приходится часто запрашивать информацию у ТОФК в рабочем порядке, и это касается не только данного контроля, но и других контрольных показателей, которые находят отражение в форматно-логическом (ФЛК), внутридокументном (ВДК), междокументном (МДК) контролях.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание: при проверке бюджетной отчетности тех территориальных органов ФОИВ, полномочия по ведению бюджетного учета которых были переданы непосредственно ТОФК, были обнаружены факты расхождения между показателями Отчета (ф. 0503127) и Отчета (ф. 0503128).

В отчетности на 1 июля 2019 года очень много проблем вызвали изменения в бюджетной классификации и в планах счетов бюджетного (бухгалтерского) учета. Так, в системе ПУиО ГИИС «Электронный бюджет» возникало много ошибок ФЛК («КБК отсутствует в справочниках «Виды ИФДБ и коды доходов бюджета», «КВР не соответствует счету бюджетного учета» и др.). Эти проблемы часто решались в режиме онлайн силами сотрудников Федерального казначейства путем добавления отсутствующих увязок. Однако некоторые вопросы могли бы быть решены и на уровне ТОФК (рисунок 2).

12-17_Казначейство6_11-2019_2.jpg

В части отчетности, представленной в соответствии с Инструкцией № 33н

Как и при камеральной проверке отчетности по Инструкции № 191н, при проверке бухгалтерской отчетности было много ошибок по ВНК-контролю Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)) и Отчета (ф. 0503738), Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (далее — Сведения (ф. 0503779)) и Баланса по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503154) (рисунок 3).

12-17_Казначейство6_11-2019_3.jpg

Также следует обратить внимание на то, что показатели по кодам видов расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий», 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда», 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и др. в Отчете (ф. 0503738) по графам 5 «Принимаемые обязательства» и 7 «Из них с применением конкурентных способов» не должны применяться (рисунок 4).

12-17_Казначейство6_11-2019_4.jpg

Много ошибок было при МДК Отчета (ф. 0503737) и Сведений (ф. 0503779). На уровне ГРБС этот контроль установлен как блокирующий, никаких расхождений между формами быть не должно.

Что касается Сведений (ф. 0503769), много замечаний было в части использования номеров счетов бюджетного учета, не соответствующих маске счета (счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» и 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), а также укрупненных кодов счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» по строке «Итого по коду счета» — без указания вида кода аналитического счета (205 Х0, 209 Х0) (рисунок 5).

12-17_Казначейство6_11-2019_5.jpg

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о нарушениях, выявленных при сверке взаимосвязанных отчетных форм, контроль которых осуществляется только на уровне ГРБС.

Так, при сверке Отчета (ф. 0503737) и Отчета (ф. 0503127) в части перечисленных учредителем субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения, а также возврат остатков по этим субсидиям, как в отчетности на 1 января 2019 года, так и в отчетности на 1 июля 2019 года выявлены расхождения:

некоторые учреждения уменьшают в разделе 1 «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) сумму доходов по субсидиям за счет возвращенных остатков, образовавшихся на начало года;

одновременно этот показатель мог быть также отражен и в разделе 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737).

При сверке Сведений (ф. 0503169) и Сведений (ф. 0503769) в части отражения операций с субсидиями на иные цели и субсидиями на капитальные вложения также выявлены расхождения, отраженные на рисунке 6.

12-17_Казначейство6_11-2019_6.jpg

В заключение желаю учесть выявленные ошибки и не допускать их впредь.

Реклама