Для чего создают централизованные бухгалтерии

Основной целью организации бухгалтерского учета в централизованных бухгалтериях является минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышение эффективности использования бюджетных средств.

С. Н. ПОЖИДАЕВА, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности по бюджету финансового отдела администрации Бугурусланского района Оренбургской области

Изначально централизованные бухгалтерии создавались как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти, главных распорядителях (распорядителях) бюджетных средств в целях эффективной организации бухгалтерского учета в обслуживаемых бюджетных учреждениях (так сказано в письме Минфина России от 19 августа 2003 г. № 03- 01-01/11-241).

В настоящее время имеется широкая положительная практика ведения бюджетного (бухгалтерского) учета специализированными бухгалтериями, созданными в форме казенных учреждений. Поэтому при выборе схемы централизации учета постановлением администрации Бугурусланского района от 19 декабря 2014 г. № 852-п было создано муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных учреждений администрации и сельских поселений Бугурусланского района Оренбургской области» (далее — МКУ «ЦБ МУА»). При организации централизации бухгалтерского учета использованы рекомендации Минфина Оренбургской области.

Необходимость создания МКУ «ЦБ МУА» обусловлена еще и тем, что в сельских поселениях все труднее подобрать квалифицированных бухгалтеров, а это, в свою очередь, ведет к искажению данных бухгалтерского учета и отчетности.

Работа по централизации бухгалтерского учета и отчетности в Бугурусланском районе началась еще в 2014 году и проводилась в несколько этапов.

В 2015 году с МКУ «ЦБ МУА» было заключено семь договоров о бухгалтерском обслуживании бюджетных и казенных учреждений и три соглашения с сельскими поселениями о передаче полномочий. Тогда штатная численность работников централизованной бухгалтерии составляла 7 единиц.

В марте 2017 года переведены на единую систему централизации бухгалтерского учета учреждения культуры, а в апреле — учреждения образования.

До конца 2017 года заключено одиннадцать соглашений о передаче полномочий с сельскими поселениями.

На сегодняшний день штат составляет 43 штатных единицы, которые ведут бюджетный учет за 58 казенных и бюджетных учреждений. В данный момент МКУ «ЦБ МУА» состоит из квалифицированных специалистов, которые качественно выполняют свои обязанности и ответственно подходят к выполнению любых поручений.

В ходе проведения централизации была разработана документация о передаче учетных функций от учреждений, сельских поселений в созданную централизованную бухгалтерию. В соглашениях о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета в МКУ «ЦБ МУА» установлен регламент взаимодействия руководителя учреждения, главы сельского поселения с централизованной бухгалтерией. Он содержит обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством, в том числе по требованию руководителя учреждения, главы сельского поселения:

  • порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и МКУ «ЦБ МУА»;
  • порядок обмена электронными документами и сведениями;
  • порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
  • регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения, главы сельского поселения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашениях прописана ответственность МКУ «ЦБ МУА» по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

МКУ «ЦБ МУА» осуществляет работу по составлению и исполнению смет расходов бюджетных и казенных учреждений, функции бюджетного планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений, ведет учет исполнения смет расходов и осуществляет систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием бюджетных средств, а также обеспечивает правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета. Бухгалтерская отчетность подписывается главами сельских поселений или руководителями казенных и бюджетных учреждений, директором МКУ «ЦБ МУА» и бухгалтером, который осуществляет ведение бухгалтерского учета.

Немаловажным вопросом при реализации проекта централизации был вопрос перехода на единую технологическую платформу. Выбор был остановлен на программном продукте WEB АС «Смета» (www.krista.ru/products/cntrbuh/), разработчиком которой является ООО «НПО «Криста». Такой подход в выборе программы обоснован с практической точки зрения: нет необходимости в дополнительном времени и финансовых затратах на переобучение персонала и кардинальном изменении устоявшегося рабочего процесса. Эта система позволяет в реальном времени иметь доступ ко всем территориально удаленным пользователям, осуществлять контроль за правильным ведением бюджетного учета, наглядно оказывать практическую помощь в его ведении.

Среди основных положительных моментов централизации можно отметить:

  • соблюдение единых требований к оформлению первичной учетной документации и формированию отчетности;
  • взаимозаменяемость сотрудников при их нахождении в отпуске, на больничном и в иных случаях;
  • применение единой методологии бухгалтерского учета.

Обмен2_11-2019.jpg
Реклама