Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету и налогам

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете операций по полученным межбюджетным трансфертам, не имеющим целевого назначения (дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности, иным межбюджетным трансфертам в форме дотации). Относить на доходы текущего года или на доходы будущих периодов?

Согласно пункту 78 Инструкции № 162н:

  • начисление администратором доходов от предоставления межбюджетных трансфертов согласно соглашению о предоставлении межбюджетного трансферта (Уведомлению по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) дебиторской задолженности по доходам от субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых без условий передачи активов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 10 100 «Доходы экономического субъекта» в части доходов текущего финансового года, 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» в части доходов будущих периодов;
  • начисление администратором доходов от предоставления межбюджетных трансфертов по соглашению о предоставлении межбюджетного трансферта (Уведомлению по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) дебиторской задолженности по доходам от субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых с условиями при передачи активов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта».

Начисление расходов по предоставляемым межбюджетным трансфертам общего характера (в том числе дотации, иные межбюджетные трансферты общего характера) отражается по кредиту счета 0 302 51 730 «Увеличение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» и дебету счета 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» на основании соглашения и документа, подтверждающего обязанность предоставления трансферта (п. 121 Инструкции № 162н, письмо Минфина России от 22 декабря 2016 г. № 02-06-10/77364).

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Казенному учреждению-арендодателю, которое является главным администратором доходов, переплатили по договору операционной аренды. Как правильно отразить остатки на начало года? Нужно ли сумму переплаты отражать по кредиту счета 205 00? Какими бухгалтерскими записями отражать при переплате в учете?

Доходы от предоставления права пользования активом признаются доходами текущего финансового года в составе доходов от собственности, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, с одновременным уменьшением предстоящих доходов от предоставления права пользования активом либо равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды, либо в соответствии с установленным договором аренды (имущественного найма) графиком получения арендных платежей (п. 25 СГС «Аренда»).

Отражение поступлений арендной платы от коммерческой организации в сумме ежемесячного платежа бухгалтер осуществит с применением следующей корреспонденции:

Дебет 1 210 02 121
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет доходов от операционной аренды»
Кредит 1 205 21 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды»

В случае, если в казенном учреждении были переходящие с 2017 на 2018 год договоры аренды, то отражение объектов учета аренды в соответствии с положениями СГС «Аренда» в (бухгалтерском учете при первом применении Стандарта (по состоянию на 1 января 2018 года) осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Формирование входящих остатков по состоянию на 1 января 2018 года следовало осуществлять на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных инвентаризации (письмо Минфина России от 13 декабря 2017 г. № 02-07-07/83463). При этом по операционной аренде оформляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 1 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды»
Кредит 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— на сумму расчетов с пользователями имущества по арендным платежам за оставшиеся сроки полезного использования объектов учета аренды.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Бюджетным учреждением согласно условиям заключенного договора удержана неустойка по источнику финансового обеспечения КВФО 3 «Средства во временном распоряжении» (некассовые операции). Применяется ли Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) при формировании бухгалтерской отчетности, т.к. в целях изменения остатка на счете в разрезе КФО оборот в сумме неустойки отражен в гр. 5 стр. 710, стр. 831 в ф. 0503737?

Согласно Инструкции № 33н в графах Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее — Отчет (ф. 0503723)) указываются:

  • строка 501 — сумма показателей, отраженных по строке 710 графы 9 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)), представленного на отчетную дату, и поступления денежных средств во временное распоряжение, без учета некассовых операций;
  • строка 502 — сумма показателей по строке 720 графы 9 Отчета (ф. 0503737), представленного на отчетную дату, и показателя выбытия денежных средств во временном распоряжении, без учета некассовых операций.

По факту формирования показателей Отчета (ф. 0503723) необходимо сопоставить их с показателями Отчета (ф. 0503737), поскольку указанные показатели отражают движение денежных средств на счетах учреждения (п. 55.1 Инструкции № 33н).

Показатель Отчета о движении денежных средств (ф. 0503723) в части сумм строк 501 и 502 за вычетом строки 440 равен сумме строки 700 граф 5, 6 и 7 Отчета (ф. 0503737).

Вместе с тем целесообразно применять в работе Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, размещенные на сайте Казначейства России по адресу: http://www.roskazna.ru/dokumenty/byudzhetnyy-uchet-i-otchetnost/).

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Изменился ли в 2019 году порядок учета приобретенных бланков строгой отчетности (БСО) и подарочной продукции (ПП) (поздравительных открыток), а именно: при приобретении БСО и ПП принимаются к учету на счет 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»?
При каких обстоятельствах (в какой момент) БСО и ПП должны быть отражены на забалансовых счетах 03 «Бланки строгой отчетности» и 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» соответственно? Появились комментарии, что списание со счета 105 36 и принятие к забалансовому учету проводится одномоментно при принятии к учету либо при выдаче в структурное подразделение для дальнейшей выдачи.

Согласно положениям Инструкции № 157н объекты БСО и ПП подлежат учету на забалансовых счетах 03 «Бланки строгой отчетности» и 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» соответственно (п. 337, 345 Инструкции № 157н). В то же время Порядком № 209н БСО и ПП отнесены к материальным запасам однократного применения. Расходы на приобретение (изготовление) ПП, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, а также БСО отражаются по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

По вопросу отражения в учете организаций государственного сектора БСО и ПП при их приобретении (изготовлении) и выдаче (вручении) Минфин России в письме от 14 марта 2019 г. № 02-06-10/16864 дал следующие разъяснения.

58_1.png

Принимая во внимание положения СГС «Концептуальные основы», Инструкции № 157н, приобретенные учреждением материальные ценности, поступившие на склад, являются активом и подлежат отражению на балансе на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Таким образом, поступившая на склад ПП, а также БСО отражаются на счете 0 105 36 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

При этом с момента выдачи со склада ПП (с момента приобретения в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад) работнику учреждения, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия, ценные подарки (сувениры) отражаются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» до момента их вручения.

Вместе с тем при одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) подарков, документов, подтверждающих их приобретение и вручение, информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» не отражается.

В этом случае стоимость подарков (сувениров) относится на расходы текущего финансового периода с отнесением на счет 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов» по факту документального подтверждения их вручения.

При выдаче со склада в рамках хозяйственной деятельности учреждения материально ответственному лицу бланков строгой отчетности (бланков трудовых книжек, вкладышей к ним, аттестатов, дипломов, свидетельств, сертификатов, бланков листков нетрудоспособности, квитанций и иных бланков строгой отчетности) их учет осуществляется на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» до момента их оформления (передачи) по назначению либо списания.

БСО принимается в условной оценке один бланк — один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики: по стоимости приобретения бланков (п. 337 Инструкции № 157). Награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет — один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения (п. 345 Инструкции № 157н).

58_2.png

Применение и порядок списания объектов БСО и ПП утверждается в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н, п. 9 СГС «Учетная политика»). Объекты списываются с балансового учета на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) с одновременным отражением на забалансовых счетах 03 «Бланки строгой отчетности» и 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» соответственно (п. 337, 345 Инструкции № 157н).

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Можно ли монтировать ОПС (охранно-пожарную систему) в помещениях, переданных в безвозмездное пользование?

Согласно положениям пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса, при заключении договора безвозмездного пользования участвуют две стороны: одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Из содержания вопроса следует, что ссудодатель планирует установить ОПС в принадлежащем ему помещении, которое передано в пользование другому лицу.

В пункте 23 статьи 2 Закона от 22 июля 2008 г. № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты, то есть является объектом пожарной безопасности.

58_3.png

В соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности»).

В случае заключения договора аренды (передачи в безвозмездное пользование) вопросы внесения в помещения каких-либо улучшений, в том числе обеспечения правил пожарной безопасности (монтаж ОПС), могут быть оговорены сторонами. При этом возложение на основании договора на ссудополучателя (арендатора) указанной ответственности не освобождает ссудодателя (арендодателя) от ответственности перед государством за нарушение правил пожарной безопасности.

Таким образом, собственник помещений (ссудодатель) вправе монтировать ОПС (охранно-пожарную систему) в принадлежащих ему помещениях, переданных в безвозмездное пользование, предварительно уведомив ссудополучателя (арендатора).

Отвечала Н. П. Нестеренко, консультант

В связи с вступлением в силу с 2019 года СГС «Доходы» прошу пояснить, как администратору доходов бюджета отражать операции с доходами от предоставления бюджету городского округа межбюджетных трансфертов в форме субвенций.
Средства являются целевыми, но в целях их предоставления не заключается соглашение с краевым администратором, цели использования определены в краевом законе о передаче конкретного полномочия. Единственное условие — на осуществление определенной функции (например, на регистрацию актов гражданского состояния), которая не может быть оценена иначе, как только «функция выполняется» или «функция не выполняется».
Означает ли это, что признавать доходы от поступления субвенции надо в момент принятия закона о краевом бюджете в составе доходов текущего периода (на счет 401 10) или в составе доходов будущих периодов (на счете 401 40)?
На основании какого документа и с какой периодичностью необходимо признать такие доходы в составе доходов текущего периода?

Согласно пункту 25 СГС «Доходы» доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы России относятся к доходам от безвозмездных поступлений от бюджетов.

Признание в бухгалтерском учете доходов от безвозмездных поступлений из бюджетов осуществляется субъектами учета, осуществляющими в соответствии с бюджетным законодательством полномочия администратора доходов бюджетов по поступлениям от бюджетов бюджетной системы России.

Доходы от межбюджетных трансфертов, предоставляемых без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение:

  • в части, относящейся к текущему периоду, — доходами текущего отчетного периода;
  • в части, относящейся к будущим периодам, — доходами будущих периодов.

Доходы от межбюджетных трансфертов, предоставляемых с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов. Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.

Обратите внимание, что согласно разделу II СГС «Аренда» условия при передаче активов — условия, устанавливаемые передающей стороной при передаче активов, согласно которым будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем активов по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, при невыполнении которых передаваемые активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне.

58_4.png

Таким образом, с учетом изложенного, а также принимая во внимание, что операции с доходами от предоставления бюджету городского округа межбюджетных трансфертов в форме субвенций по экономической сущности являются активом с целевым назначением (например, на регистрацию актов гражданского состояния), возможно признать доходами от межбюджетных трансфертов, предоставляемых с условиями при передаче активов.

Следуя методологии бухгалтерского (бюджетного) учета, изложенной в Инструкции № 157н для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, с учетом положений СГС «Доходы» применяется счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Согласно пункту 90 Инструкции № 162н поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), Выписки из лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0531764), предоставляемой органом казначейства соответствующему администратору.

Кроме того, при оформлении операций по межбюджетным трансфертам, предоставляемым (получаемым) в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, применяется Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) (Методические рекомендации № 52н).

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Как провести инвентаризацию (про­верить фактическое наличие) объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей, которые числятся на забалансовом счете, если в соответствии с пунктом 46 Инструкции № 157н данным объектам не присваивается инвентарный номер?

Согласно СГС «Концептуальные основы», пункту 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, в том числе:

  • имущество (право пользования) и обязательства, учтенные на балансовых счетах;
  • имущество (право пользования) и обязательства, учтенные на забалансовых счетах;
  • имущество, не учтенное по каким-либо причинам (излишки).

Отсутствие инвентарного номера на объекте не препятствует проведению инвентаризации (проверке фактического наличия) объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей.

Для учета и в целях обеспечения надлежащего контроля за движением находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества применяется забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 373 Инструкции № 157н). Последующее их внутреннее перемещение отражается по забалансовому счету 21 «Основные средства в эксплуатации» путем изменения материально ответственного лица или места хранения (п. 373 Инструкции № 157н). Основанием служит Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102).

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (далее — Карточка (ф. 0504041)) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 374 Инструкции № 157н).

Порядок ведения Карточки (ф. 0504041) закреплен в Методических рекомендациях № 52н и осуществляется по ряду признаков, в том числе по наименованию, количеству, стоимости.

Записи в Карточке (ф. 0504041) оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к журналам операций, в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому ответственному лицу отдельно.

В свою очередь лица, ответственные за хранение (использование) основных средств, ведут Инвентарный список нефинансовых активов (ф. 0504034), за исключением объектов библиотечного фонда, предметов мягкого инвентаря и посуды.

В целях контроля соответствия учетных данных по объектам основных средств, формируемых ответственными лицами, данным на соответствующих счетах аналитического учета составляется Оборотная ведомость по нефинансовым активам (ф. 0504035) (п. 54 Инструкции № 157н).

При проведении инвентаризации информация из этих документов станет основой для сличения с фактическим наличием объектов.

Также учреждение вправе самостоятельно разработать порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. В документе можно закрепить и особенности инвентаризации объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей, учтенных на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отвечала Н. П. Нестеренко, консультант

Вопросы по бюджетной классификации

Контрагент допустил нарушение исполнения заключенного договора (госконтракта) выполнения услуг (услуги оказаны позже согласованного срока). Казенным учреждением осуществлена оплата за вычетом рассчитанной неустойки (пени), которые должны быть перечислены в доход бюджета. По каким кодам вида расходов и КОСГУ необходимо произвести перечисление пени в доход бюджета за контрагента?

Согласно нормам Гражданского кодекса в госконтракте по соглашению сторон возможно закрепить следующую норму — при нарушении со стороны исполнителя заказчик имеет право уменьшить оплату на сумму пени или штрафа. Государственные и муниципальные заказчики должны перечислить пени (штрафы) в доход бюджета соответствующего уровня.

Доходы учреждения в виде задолженности поставщика в сумме неустойки, начисленной за нарушение условий контракта, относятся на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (Порядок № 132н, Порядок № 209н).

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Администратор до­ходов (казенное учреждение) должен отразить в учете начисление пени по договору аренды. Какой применить код бюджетной классификации (вид расходов и КОСГУ), а также счет для отражения учреждением указанной операции?

Согласно положениям Порядков № 132н и № 209н администратор доходов (казенное учреждение) при отражении в учете начисления пени по договору аренды применяет статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администраторами доходов бюджета в соответствии с положениями Инструкций № 157н и № 162н.

Дебет 1 209 41 564
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 1 401 10 141
«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
— начислена сумма неустойки в виде пени за нарушение договорных обязательств;

Дебет 1 304 04 141
«Внутриведомственные расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 209 41 664
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»
— поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту.

Аналитический учет расчетов по поступлениям необходимо вести в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (п. 200 Инструкции № 157н).

Отвечала А. В. Кондратьева, бухгалтер

Программный продукт «Система управления доступом» устанавливался в 2012 году с отражением расходов по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Расходы на приобретение неисключительного права пользования программным продуктом в течение нескольких отчетных периодов отражены как расходы будущих периодов.
Возникла необходимость переустановки программного обеспечения (без приобретения), можно ли данную услугу провести как переустановку программного обеспечения с отражением расходов по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 226 «Прочие работы, услуг» КОСГУ?

Согласно положениям Порядка № 209н расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне, отражаются на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ и 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

58_5.png

Вместе с тем согласно Порядку № 209н с 1 января 2021 года такие расходы следует относить на подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Отвечала А. В. Кондратьева, бухгалтер

Государственное бюджетное (автономное) учреждение арендует площади нежилых помещений. Кроме договора аренды государственное учреждение заключило договор на возмещение расходов по уплате налога на имущество организаций и налога на землю. На какой КВР и КОСГУ следует отнести расходы по возмещению налоговых платежей в связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года нового Порядка № 209н?

Если учреждение возмещает расходы на уплату налогов (например, налога на имущество организаций, земельного налога), то затраты отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с КОСГУ:

  • 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» — если расходы возмещены по договору аренды земельного участка;
  • 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» — в иных случаях.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 25 января 2019 г. № 02-05-10/4416.

Отвечала Н. П. Нестеренко, консультант

Какую подстатью КОСГУ следует применять при расчетах с зарубежными контрагентами (нерезидентами) в 2019 году в 24–26 разрядах счета 0 302 26 730 /830?

В соответствии с Порядком № 209н в 24–26 разрядах счета 0 302 26 730 /830 при расчетах с зарубежными контрагентами следует применять:

  • подстатью 739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами» КОСГУ, на которую относят операции по осуществлению расчетов с нерезидентами, увеличивающие кредиторскую задолженность;
  • подстатью 839 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами» КОСГУ, на которую относят операции по осуществлению расчетов с нерезидентами, уменьшающие кредиторскую задолженность.

Отвечала А. А. КУЧЕРЕНКО, консультант

По какой статье КОСГУ следует отражать приобретение бутилированной воды, штор, бахил, одноразовых стаканчиков в 2019 году?

Согласно требованиям Приказа № 209н операции по приобретению материальных запасов отражаются в разрезе подстатей, детализирующих статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». При этом, учитывая, что классификация операций сектора государственного управления применяется организациями государственного сектора для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы России, для корректного ее применения необходимо учитывать положения приказов Минфина России, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета. Так, Инструкцией № 157н (п. 118) определено, что на соответствующих аналитических счетах счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», содержащих аналитические коды вида синтетического счета, учитываются объекты материалов по видам.

В соответствии с пунктом 11.4.2 Порядка № 209н приобретение бутилированной питьевой воды учреждением при наличии системы централизованного питьевого водоснабжения и отсутствии заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора или лаборатории организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, о признании воды не соответствующей санитарным нормам подлежит отражению по подстатье 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ. Пунктом 11.4.8 Порядка № 209н определено, что приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам, отражается по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

По какой статье следует приобретать шторы зависит от предмета заключенного договора, а также от решения постоянно действующей комиссии учреждения по принятию и выбытию активов о включении штор в состав основных средств или материальных запасов. Если шторы принимать в состав основных средств, то расходы на их приобретение следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». Если в состав мягкого инвентаря — то по подстатье 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.

Бахилы и одноразовые стаканчики следует приобретать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)».

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Просим разъяснить порядок отнесения на раздел, подраздел, КВР расходов на ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, осуществляемые в соответствии с Указом Президента России от 30 мая 1994 г. № 1110 в органах местного самоуправления в 2019 году с учетом письма Минфина России от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735.

Порядком № 132н по подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» классификации расходов бюджетов подлежат отражению, в том числе расходы на предоставление мер социальной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей.

Согласно Порядку № 132н ежемесячные компенсационные выплаты в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет необходимо отразить по коду вида расходов (КВР) в зависимости от статуса учреждения:

  • казенные, бюджетные (автономные) учреждения применяет КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
  • государственные (муниципальные) органы применяют КВР 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;
  • в случае выплат военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, применяют КВР 134 «Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания»;
  • государственные внебюджетные фонды применяют КВР 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда».

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Вопросы по госзакупкам

По результатам трех проведенных подряд аукционов не подано ни одной заявки. Запрос предложений — такой же результат. Что нужно сделать казенному учреждению, чтобы закупить дизельное топливо для школьного автобуса?

Закупку топлива для служебного транспорта в большинстве случаев рациональнее всего осуществлять в порядке статьи 93 Закона № 44‑ФЗ у единственного поставщика, поскольку на практике добиться реальной конкуренции и снижения цены от поставщиков топлива не так-то просто. В силу того, что каждая заправка является, по сути, отдельной закупкой, осуществлять ее можно в порядке пункта 4 названной статьи. Для образовательной организации следующим пунктом 5 предусмотрены повышенные лимиты по таким закупкам. Но если заказчик уже пытался провести конкурентную процедуру и она не состоялась, то совсем не обязательно повторять ее снова и снова, а можно провести закупку у единственного поставщика в порядке пункта 25.3, и в этом случае закупка не будет входить ни в объем закупок по пункту 4, ни в объем закупок по пункту 5 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

Отвечал Д. А. КАЗАНЦЕВ,
руководитель Департамента нормативно-правового
регулирования, кандидат
юридических наук

Бюджетное учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг по приносящей доход деятельности. Положение о закупке предусматривает внесение изменений в План закупок согласно Закону № 223-ФЗ. Как вносить изменения (например, необходимость издания приказа в учреждении)?

План закупок товаров, работ, услуг (далее — План закупок) предназначен для заблаговременного информирования потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о закупке товаров, работ, услуг с целью надлежащей подготовки к такой закупке участников (письмо Минэкономразвития России от 6 декабря 2016 г. № Д28и-3186).

Согласно постановлению Правительства России от 17 сентября 2012 г. № 932, корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:

  • изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
  • в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

Если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

Срок размещения Плана закупки, информации о внесении в него изменений в единой информационной системе установлен Положением о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденным постановлением Правительства России от 10 сентября 2012 г. № 908, и осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения Плана закупки или внесения в него изменений.

Обязанность издания локального акта (приказа о внесении изменений в план закупки) возникает, если такой порядок утверждения изменений в План закупок предусмотрен Положением о закупке или иным локальным актом (приказом об утверждении первоначального плана).

В данном приказе целесообразно отразить:

  • суть вносимых изменений;
  • перечень должностных лиц (работников), ответственных за размещение изменений в Единую информационную систему;
  • реквизиты работников, ознакомленных с приказом.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор