Прокурорские проверки

Органы прокуратуры проводят проверку исполнения законов на основании поступившей информации о фактах их нарушения, требующих принятия мер, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проверки первичных учетных документов.

Л. А. Емельянова, консультант

Прокуратура России — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон № 2202‑1)).

Согласно полномочиям прокуратура вправе осуществлять проверки как выездные, так и документарные.

Поскольку при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, проверка проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Прокурорская проверка, как и любая иная, предусматривает комплекс мер, направленных на следующие обстоятельства:

  • выявление причин нарушений законодательства;
  • выявление виновных лиц;
  • привлечение к ответственности виновных лиц,

в результате которых осуществляется выработка и принятие мер по недопущению нарушений законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса России прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Полномочия прокурора предусматривают:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона № 2202-1;
  • иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с информацией о фактах нарушения закона, поступившей в органы прокуратуры;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, установленные указанным Законом № 2202‑1; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Порядок проведения прокурорской проверки установлен Законом № 2202-1, в рамках которого решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Меры прокурорского реагирования

Меры прокурорского реагирования также регламентированы Законом № 2202-1:

  • протест (ст. 23, 28);
  • представление (ст. 24, 28);
  • постановление о возбуждении административного производства (ст. 25);
  • предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1).
54_1.png

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором России или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора России (п. 4 ст. 21 Закона № 2202‑1).

Обязательность предоставления статистической и иной информации, документов (в том числе электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с законодательством), справок и других материалов или их копий, необходимых при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, установлена пунктом 2 статьи 6 Закона № 2202-1. Указанные документы предоставляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294‑ФЗ) Генеральная прокуратура России формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Вне плана

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 294‑ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

  • отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица;
  • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 Закона № 294‑ФЗ);
  • несоблюдение требований, установленных Законом № 294‑ФЗ, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;
  • осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента России, нормативным правовым актам Правительства России;
  • несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Обратите внимание, что при проведении внеплановой прокурорской проверки возможно привлечение должностных лиц контрольно-надзорных органов в качестве специалистов определенной области. При этом они не формируют акты проверок и не выдают предписания о выявленных нарушениях.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Прокурорские проверки в организациях государственного сектора экономики проводятся на предмет состояния законности и правопорядка и связаны со следующими аспектами:

  • использование государственного и муниципального имущества;
  • содержание и благоустройство территории объектов культурного наследия;
  • государственные закупки товаров, работ, услуг;
  • применение трудового законодательства.

Полученные предписания прокуратуры зачастую связаны с бухгалтерским (бюджетным) учетом, например, принятие к учету бесхозяйных объектов, прилегающей территории объектов культурного наследия. Выявленные бесхозяйные объекты, как правило, не числятся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (кадастровый учет). На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

54_2.png

Если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 (далее — Порядок № 931).

Согласно нормам Порядка № 931 принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

  • прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка № 931;
  • проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом от 13 июля 2015 г. № 218‑ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
  • внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

ЕГРН содержит следующую информацию:

  • наименование объекта;
  • реестровый номер объекта;
  • кадастровый номер объекта (при его наличии);
  • балансодержатель объекта;
  • местонахождение объекта;
  • основание для включения в реестр;
  • параметры, характеризующие физические свойства объекта;
  • местонахождение объекта (кадастровый номер при наличии);
  • другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

Для учета материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (бесхозяйное имущество), применяется счет 02 «Материальные ценности на хранении» (п. 335 Инструкции № 157н).

Справочно.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Согласно нормам Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

С целью учета финансово-хозяйственных операций с недвижимыми объектами имущества казны применяется счет 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну». Принятие бесхозяйного недвижимого имущества с момента признания права государственной (муниципальной) собственности осуществляется согласно первичному учетному документу, решению комиссии по принятию и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), иных документов.

Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой субъекта учета (п. 143 Инструкции № 157н).

ПРИМЕР 1

Согласно прокурорскому предписанию органу местного самоуправления надлежит организовать содержание и благоустройство территории объекта культурного наследия. Земельные участки, занимаемые объектами культурного наследия, переданы органу местного самоуправления в (бессрочное) пользование.

В целях осуществления правомерных расходов по благоустройству прилегающей территории культурного наследия необходима регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Бухгалтер сделает следующие записи:

— увеличение забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» при получении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

Дебет 1 103 11 330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 189
«Иные доходы»
— принятие к учету земельного участка с одновременным уменьшением забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Расходы по благоустройству прилегающей территории объекта культурного наследия относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Справочно.

Активы культурного наследия включают в себя объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью (СГС «Основные средства»).

Отдельный случай

Одним из векторов пополнения доходной части бюджета бюджетной системы является результат прокурорского надзора за выполнением законодательства в части имущественных отношений путем принятия в государственную (муниципальную) собственность бесхозяйных объектов, в том числе артезианских скважин, электро-, водо-, тепло- и газовых сетей. В связи с чем увеличивается состав объектов государственной (муниципальной) собственности и как следствие — эффективное использование прежнего бесхозяйного имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей:

  • органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований;
  • исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих городов (п. 5 Порядка № 931).

Отсутствие собственника бесхозяйных электро-, водо-, тепло- и газовых сетей, являющихся объектами повышенной опасности, нарушает права неопределенного круга лиц, может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций.

В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (п. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. № 190‑ФЗ «О теплоснабжении»).

ПРИМЕР 2

Согласно предписанию прокуратуры, решению суда муниципальным учреждением принят к бухгалтерскому (бюджетному) учету объект недвижимого имущества в состав имущества муниципальной казны.

Бухгалтер сделает следующие записи:

— увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» — с даты внесения записи в ЕГРП до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника;

Дебет 1 108 51 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— принят в состав имущества казны объект недвижимости с одновременным уменьшением забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении».

Справочно.

При отсутствии в Инструкции № 162н типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной Инструкции (п. 2 Инструкции № 162н).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама