Порядок отражения операций с начислением и уплатой налога на прибыль в учете

В статье мы продолжим рассматривать общие принципы начисления и уплаты налога на прибыль учреждениями. Ранее[1] были затронуты операции, встречающиеся у большинства учреждений — платные услуги (работы), сдача имущества в аренду. Далее мы рассмотрим менее типичные операции, при которых учреждению необходимо начислить налог, — такие как получение штрафов, пеней и неустоек, результаты инвентаризации, реализация имущества, добровольные пожертвования.

Налог на прибыль

При получении штрафных санкций за нарушение условий договоров

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате на основании решения суда, штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба относятся к внереализационным доходам. Таким образом, даже если учреждение не занимается предпринимательской деятельностью, у него может возникнуть база по налогу на прибыль.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), доходы от штрафов, сборов, санкций, возмещения ущерба, а также иных сумм принудительного изъятия отражаются по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия». Таким образом, налог на прибыль, возникающий в связи с появлением указанных доходов, начисляется в уменьшение статьи КОСГУ 140.

Пример 1[2]

Бюджетное учреждение заключило договор на поставку продуктов питания на сумму 100 000 рублей за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Поставщик нарушил условия договора (поставил некачественные продукты), и учреждение начислило штраф в соответствии с условиями договора — 15 000 рублей. Контрагент осуществил повторную поставку, а также согласился со штрафом и перечислил средства на лицевой счет учреждения.

Дебет 4 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету продукты питания (100 000 руб.);

Дебет 2 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислен штраф за нарушение условий договора поставки (15 000 руб.);

Дебет 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль (3 000 руб.);

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— отражена сумма неустойки, полученная на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» (15 000 руб.).

Обратите внимание! Дата начисления дохода от штрафов, пеней, неустоек может хронологически не совпадать с датой признания этого дохода для целей налогообложения прибыли. Указанные суммы признаются в налоговом учете либо на дату признания должником этого штрафа, либо на дату вступившего в законную силу решения суда. Подтверждением признания должником штрафов или иных неустоек может считаться:

  • положительный ответ на письменную претензию, направленную контрагенту для урегулирования вопроса в досудебном порядке;
  • подписанный акт сверки расчетов с указанной в нем суммой штрафа;
  • получение денег на лицевой счет учреждения;
  • письменное заявление о произведении зачета.

Порядок начисления и документ, являющийся основанием для начисления штрафных санкций (или их уменьшения) в рамках досудебного урегулирования спора, рекомендуется прописать в учетной политике. По мнению Минфина России (письмо от 29 мая 2015 г. № 02-07-10/31334), целесообразно предусматривать отражение пеней, штрафов, неустоек, возникающих в силу контрактов, договоров, соглашений, в момент возникновения требований к их плательщикам.

При начислении штрафных санкций казенными учреждениями

Порядок применения налога на прибыль в случае возникновения доходов от штрафов, пеней и неустоек в деятельности казенных учреждений неоднозначен.

Если казенное учреждение является заказчиком государственного контракта, то неустойка поставщиком выплачивается не казенному учреждению, а Российской Федерации как публично-правовому образованию. В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российская Федерация и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций. Если же казенное учреждение является заказчиком по гражданско-правовому договору, отличному от государственного контракта, то в этом случае неустойка, получаемая казенным учреждением, должна учитываться в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы на основании статьи 250 Налогового кодекса. Такое мнение приведено в письме Минфина России от 28 августа 2013 г. № 03-03-06/4/35325. Однако следует помнить, что мнение, приведенное в указанном письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует налоговым органам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в нем.

Видоизменим приведенный пример.

Продолжение примера 1

Договор на поставку продуктов питания был заключен казенным учреждением для собственных нужд. В учете учреждения будут сделаны записи:

Дебет 1 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету продукты питания (100 000 руб.);

Дебет 1 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислен штраф за нарушение условий договора поставки (15 000 руб.);

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль (15 000 × 20 % = 3 000 руб.).

Поступление средств в доход бюджета в учете отражается записями в зависимости от полномочий учреждения.

У учреждения есть полномочия администратора доходов бюджета

Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— отражена сумма неустойки, полученная в доход бюджета (15 000 руб.).

У учреждения нет полномочий администратора доходов бюджета

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— отражено исполнение обязательства по перечислению в доход бюджета сумм принудительного изъятия бюджета (15 000 руб.);

Дебет 1 304 04 140
«Внутриведомственные расчеты по доходам по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет
— отражена сумма задолженности перед бюджетом по суммам принудительного изъятия (15 000 руб.).

При реализации имущества

Доход учреждения, полученный от реализации имущества, относится к доходам от реализации в соответствии с пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса. При этом учреждение может уменьшить полученный доход:

  • при реализации амортизируемого (для целей налогового учета) имущества — на остаточную стоимость имущества (в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • при реализации прочего имущества — на цену приобретения или создания этого имущества, в случае если оно ранее было приобретено за счет собственных доходов или учтено в составе доходов при налогообложении прибыли (как, например, излишки по результатам инвентаризации);
  • иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Внимание!

Для признания расходов для целей налогового учета необходимо, чтобы он был произведен в связи с получением дохода и оплачен за счет собственных доходов учреждения. Оплаченные за счет средств целевого финансирования, а также за счет средств субсидий (или средств бюджета) расходы учреждений не могут быть отнесены на расходы для целей налогообложения прибыли.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы от реализации активов (основных средств, нематериальных, непроизведенных активов и материальных запасов) относятся на статью КОСГУ 172 «Доходы от операций с активами».

Рассмотрим ситуацию на практическом примере.

Пример 2

Учреждение реализовало оборудование (иное движимое имущество), приобретенное и используемое в приносящей доход деятельности. Цена продажи — 100 000 рублей. Балансовая стоимость реализованного имущества — 350 000 рублей, сумма начисленной амортизации — 300 000 рублей. Дополнительно учреждение понесло расходы, связанные с продажей (консультационные услуги по поиску покупателя и оформлению документов), — 5 000 рублей. В учете учреждения операция отразится записями:

Дебет 2 209 83 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от реализации основного средства (100 000 руб.);

Дебет 2 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списана начисленная амортизация при реализации основного средства (300 000 руб.);

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списана остаточная стоимость при продаже основного средства (350 000 — 300 000 = 50 000 руб.);

Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислены расходы, связанные с реализацией (5 000 руб.);

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
— отнесены расходы, связанные с реализацией, на уменьшение доходов (5 000 руб.);

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль при реализации основного средства ((100 000 — 50 000 — 5 000) × 20 % = 9 000 руб.).

Обратите внимание! В приведенном примере остаточная стоимость основного средства уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если данное имущество амортизировалось для целей налогового учета.

При реализации имущества казенным учреждением

Казенные учреждения являются плательщиками налога на прибыль при реализации имущества, переданного им в оперативное управление. Таким образом, база по налогу на прибыль возникает независимо от того, что доход от реализации подлежит зачислению в доход соответствующего бюджета. Указанное положение подтверждается, например, письмом Минфина России от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105.

Кроме этого, казенные учреждения не вправе уменьшить налоговую базу на величину остаточной стоимости имущества, так как оно (даже если и использовалось в приносящей доход деятельности) не амортизируется в налоговом учете. Одновременно казенные учреждения не вправе уменьшить доход также и на сумму дополнительных расходов, связанных с получением дохода от реализации, так как указанные расходы будут оплачены за счет средств бюджета.

Видоизменим предыдущий пример для казенного учреждения.

Продолжение примера 2

Предположим, что реализацией имущества занимается (по согласованию с ГРБС) казенное учреждение. В учете учреждения операция отразится записями:

Дебет 1 205 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от реализации основного средства (100 000 руб.);

Дебет 1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списание начисленной амортизации при реализации основного средства (300 000 руб.);

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списана остаточная стоимость при продаже основного средства (50 000 руб.);

Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислены расходы, связанные с реализацией (5 000 руб.);

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
— списаны расходы по реализации имущества (5 000 руб.);

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль при реализации основного средства (100 000 × 20 % = 20 000 руб.).

При возмещении ущерба по результатам инвентаризации

В случае обнаружения учреждением фактов хищений или порчи имущества необходимо провести инвентаризацию, определить виновное лицо и начислить его задолженность исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Для целей налогообложения по налогу на прибыль указанный доход трактуется как внереализационный исходя из положений пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса. Методика включения данного дохода в базу по налогу на прибыль аналогична доходам от штрафов, пеней, неустоек: на дату признания должником задолженности или на дату вступившего в силу решения суда. При этом документом, на основании которого можно признавать данную сумму как подтвержденную, будет объяснение причин недостачи, являющееся частью Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Пример 3

В ходе инвентаризации была обнаружена недостача производственного инвентаря, приобретенного для выполнения государственного (муниципального) задания. Первоначальная стоимость инвентаря — 80 000 рублей, сумма начисленной амортизации — 40 000 рублей. Руководством учреждения было определено виновное лицо, и с него должна быть взыскана оценочная стоимость производственного инвентаря в размере 45 000 рублей. Виновный согласился возместить ущерб добровольно. В учете были составлены следующие записи:

Дебет 4 104 36 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списана начисленная амортизация производственного инвентаря (40 000 руб.);

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списана остаточная стоимость производственного инвентаря (80 000 — 40 000 = 40 000 руб.);

Дебет 2 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислена задолженность по недостачам, хищениям, иным потерям, отнесенным за счет виновных лиц, по оценочной стоимости (45 000 руб.);

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль (45 000 × 20 % = 9 000 руб.).

Обратите внимание! В приведенном примере остаточную стоимость имущества нельзя использовать в уменьшение полученного дохода при определении базы по налогу на прибыль, так как указанное имущество было приобретено за счет средств субсидии для выполнения государственного (муниципального) задания. Если бы имущество ранее амортизировалось в налоговом учете, учреждение могло бы включить остаточную стоимость такого имущества во внереализационные расходы исходя из подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Если виновное лицо не согласно с ущербом или с оценкой его величины, у учреждения нет необходимости включать определенную ранее восстановительную стоимость имущества в расчет базы по налогу на прибыль. В таком случае получить возмещение ущерба учреждение сможет только в судебном порядке и налог будет начислен на дату вступившего в силу решения суда. При получении этого документа суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству (на основании пункта 220 Инструкции № 157н[3]).

Продолжение примера 3

Предположим, что виновник не согласился возместить ущерб добровольно. Учреждение подало на него в суд, который признал правоту учреждения, однако снизил размер взыскиваемого ущерба до 40 000 рублей. Процедура отразится записями:

Дебет 2 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислена задолженность по недостачам, хищениям, иным потерям, отнесенным за счет виновных лиц, по оценочной стоимости (45 000 руб.).

После получения решения суда

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— скорректирована величина начисленной задолженности на основании решения суда (45 000 — 40 000 = 5 000 руб.);

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль (40 000 × 20 % = 8 000 руб.).

Казенные учреждения начисляют и уплачивают налог на прибыль в случае начисления задолженностей по недостачам, хищениям, порче имущества в том же порядке, что и бюджетные. При этом остаточную стоимость имущества и дополнительные расходы, связанные с его списанием, не будут уменьшать базу по налогу на прибыль по причине того, что они будут оплачены за счет средств бюджета. Начисление налога будет отнесено на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

При выявлении излишков по результатам инвентаризации

Излишки материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленные в результате инвентаризации, относятся к внереализационным доходам согласно подпункту 20 статьи 250 Налогового кодекса. Положения этого подпункта распространяются на все учреждения — бюджетные, казенные и автономные, вне зависимости от того, для каких целей и в какой деятельности будет впоследствии использоваться данное имущество. В случае выявления излишков по результатам инвентаризации они должны быть приняты к учету по оценочной стоимости, определенной комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. Налогооблагаемый доход возникает на дату принятия такого имущества к учету.

Пример 4

В ходе проведения инвентаризации в 2016 году учреждение обнаружило излишки основных средств в виде компьютера. Текущая оценочная стоимость компьютера по решению комиссии по поступлению и выбытию активов составила, по данным оценщика, 25 000 рублей. В бухгалтерском учете операции были оформлены следующими записями:

Дебет 2 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— оприходованы излишки основных средств, выявленные при инвентаризации, по оценочной стоимости (25 000 руб.);

Дебет 2 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль (25 000 × 20 % = 5 000 руб.).

При получении пожертвований (грантов)

Имущество (в том числе денежные средства), полученное учреждением безвозмездно, по общему правилу подлежит учету в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса. При этом учреждение может отнести это имущество в необлагаемые доходы в случаях его получения:

  • в виде целевого гранта на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением отчета о целевом использовании гранта (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в качестве пожертвования с указанием цели использования — в случае использования по целевому назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, должны вести раздельный учет такого имущества и по окончании налогового периода представить в налоговые органы по месту своего учета в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (ф. 1151006) отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07).

Одновременно следует иметь в виду, что средства, использованные не по целевому назначению, которые ранее были получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, учитываются в составе внереализационных доходов согласно пункту 14 статьи 250 Налогового кодекса.

Имущество, полученное учреждением безвозмездно от физических лиц или коммерческих организаций, принимается к учету по оценочной стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов.

Пример 5

Бюджетное учреждение образования получило в дар от родителя ученика телевизор. Комиссия по поступлению и выбытию активов оценила телевизор в 15 000 рублей. Договор целевого пожертвования составлен не был. В учете учреждения операция отразится записями:

Дебет 2 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— оприходовано имущество, поступившее безвозмездно от физического лица (15 000 руб.);

Дебет 2 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль (15 000 × 20 % = 3 000 руб.).

Указанные выводы актуальны для всех типов учреждений — бюджетных, казенных и автономных.

Применение нулевой ставки по налогу на прибыль

В качестве меры по оптимизации налогообложения следует выделить переход на нулевую ставку по налогу на прибыль.

Внимание!

Применение нулевой ставки не означает освобождения от обязанностей плательщика налога на прибыль и не отменяет необходимости подавать налоговую декларацию в установленные сроки.

Перейти на применение нулевой ставки вправе медицинские и образовательные учреждения в соответствии со статьей 284.1 Налогового кодекса при одновременном выполнении следующих условий:

  • учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную в соответствии с законодательством;
  • доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, составляют не менее 90 процентов от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо, если учреждение за налоговый период не имело доходов, учитываемых при определении налоговой базы;
  • в штате учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  • учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Кроме этого на применение нулевой ставки вправе перейти учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан (ст. 284.5 НК РФ) при одновременном выполнении следующих условий:

  • учреждение включено в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ;
  • доходы учреждения за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от всех ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо если учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль;
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  • учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Применение нулевой ставки носит заявительный характер. Учреждение не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая ставка, подает в налоговый орган по месту своего нахождения заявление и копию лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

При несоблюдении учреждением любого из перечисленных условий оно теряет право на применение нулевой ставки и не вправе вновь перейти на ее применение в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором оно перешло на применение налоговой ставки. При этом сумма налога за период, в котором были нарушены условия, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Учреждения, применяющие нулевую ставку, по окончании каждого налогового периода в сроки, установленные для сдачи налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

  • о доле доходов от соответствующих видов деятельности;
  • о численности работников в штате учреждения;
  • о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, — для медицинских учреждений;
  • выписку из реестра поставщиков социальных услуг — для учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

При непредставлении в установленные сроки указанных сведений с начала налогового периода, данные за который не были доведены в установленном порядке, применяется стандартная налоговая ставка 20 процентов.

Если учреждение, осуществляющее медицинскую деятельность в соответствии с законодательством, применяло нулевую ставку, а затем перешло на применение упрощенной системы налогообложения, оно вправе повторно перейти на применение данной ставки при соблюдении перечисленных выше условий. Указанный вывод содержится в письме ФНС от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4687@.

Внимание!

Подавать сведения о применении нулевой ставки учреждение может либо согласно статье 284.1 Налогового кодекса — как образовательное (медицинское) учреждение, либо по статье 284.5 Налогового кодекса — как учреждение, осуществляющее социальное обслуживание граждан. Доли доходов, указанные в этих статьях для применения нулевой ставки, не суммируются. Указанный вывод установлен письмом Минфина России от 17 июля 2015 г. № 03-03-10/41223.

Подача налоговой декларации и расчет авансовых платежей по налогу на прибыль

Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу на прибыль установлены статьей 287 Налогового кодекса. Бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи. Указанные учреждения подают только годовую налоговую декларацию.

Казенные учреждения также уплачивают только квартальные авансовые платежи в случае, если доходы от реализации товаров и готовой продукции, учитываемые в целях налогообложения, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (напомним, что реализация работ и услуг казенными учреждениями не облагается налогом на прибыль).

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая декларация по итогам года представляется не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

[1] См. журнал «Бюджетный учет» № 4/2016. С. 32—39.

[2] При рассмотрении примеров опустим операции по начислению и принятию к вычету НДС. Эти операции будут рассмотрены в отдельной статье.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама