Медицинское обеспечение работников: аптечка первой помощи
Согласно нормам действующего законодательства, руководитель учреждения обязан организовать медицинское обеспечение работников. Одной из норм является приобретение аптечки, стоимость которой может быть компенсирована из средств СФР.
Н. П. Нестеренко, консультант
Cтатьей 216.3 Трудового кодекса в число обязанностей работодателя в области охраны труда включено обеспечение рабочих мест аптечками для оказания работниками первой помощи (далее — аптечки), укомплектованными в соответствии с установленными требованиями.
Приказом Минздрава России от 24 мая 2024 г. № 262н (далее — Приказ № 262н) утверждены требования к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи (далее — Требования к комплектации), заменив 1 сентября 2024 года требования к комплектации, утвержденные приказом Минздрава России от 15 декабря 2020 г. № 1331н.
Существенной разницы в составе аптечек не произошло. Уменьшено число медицинских нестерильных одноразовых масок с десяти штук до двух, что, видимо, связано с окончанием пандемии, увеличилось с одного до двух количество устройств для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот». Ножницы для разрезания перевязочного материала и ткани по-прежнему должны быть одни, но уменьшилось количество разновидностей, из которых нужно было выбрать требуемый инструмент. Исключены ножницы для разрезания тонкой гипсовой повязки и ножницы диссекционные.
Согласно Требованиям к комплектации, в аптечке в числе прочих средств, кроме Инструкции по оказанию первой помощи с использованием аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий, должны быть блокнот формата не менее A7, маркер черный (синий) или карандаш.
Аптечки, произведенные (укомплектованные) до дня вступления в силу Приказа № 262н, могут применяться до истечения срока годности содержащихся в них медицинских изделий, но не позднее 1 сентября 2027 года (п. 2 Приказа № 262н). Приказ № 262н будет действовать до 1 сентября 2030 года (п. 4 Приказа № 262н).
Приобретением укомплектованной аптечки обязанности работодателя не ограничиваются. Она должна размещаться, храниться и использоваться в соответствии с требованиями (далее — Требования), утвержденными приказом Минтруда России от 9 августа 2024 г. № 398н. Указанный документ вступил в силу с 1 марта 2025 года и будет действовать до 1 марта 2031 года.
Исходя из среднесписочной численности организации, специфики ее деятельности, результатов оценки профессиональных рисков с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии) работодатель должен определить требуемое количество аптечек и места их размещения, учитывая при этом следующие условия:
- наличие беспрепятственного доступа к аптечкам;
- возможность обеспечить сохранность аптечек в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей медицинских изделий (п.
7–9 Требований).
Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.