Ремонт прошел, но кое-что осталось

Материалы, оставшиеся после ремонта, не должны быть бесхозными. Бюджетное учреждение обязано принять их к учету. При этом следует обратить внимание на источник приобретения материалов для ремонта.

Бюджетное учреждение заключило государственный контракт на проведение ремонта. Работы были проведены в соответствии со сметой. После исполнения контракта выявился излишек материалов, а также материалы, не пригодные для выполнения ремонта.
Какие действия в отношении этих материалов следует предпринять, учитывая, что у бюджетного учреждения нет в них потребности?

Материалы заказчика

В контракте на проведение ремонта может быть указано, что заказчик обязуется предоставить исполнителю материалы согласно утвержденной смете. В этом случае учреждение самостоятельно приобретает требуемые материальные запасы и принимает их к учету.

Статьей 713 Гражданского кодекса при выполнении работы с использованием материала заказчика указано, что подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо. После окончания работы исполнитель обязан отчитаться о расходовании материала. Если они использованы не полностью (с минимальной погрешностью), то подрядчик по согласованию с заказчиком может воспользоваться одним из вариантов:

  • возвратить остаток заказчику;
  • с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Из вопроса следует, что материалы находятся у учреждения (заказчика), то есть возвращены исполнителем.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями. Для выполнения ремонтных работ материалы передаются исполнителю, что фиксируется в Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Операция отражается записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н):

Дебет 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— переданы исполнителю строительные материалы.

Расходование материалов подтверждается Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт о списании (ф. 0504230)). Документ является основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов.

В Акте о списании (ф. 0504230) следует указать, какой объект основных средств отремонтирован и какие материалы, запасные части были использованы. Если по согласованию с заказчиком исполнитель возвращает неизрасходованные материалы в учреждение, то в учете это отражается записью:

Дебет 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— переданы исполнителем неизрасходованные строительные материалы по окончании ремонтных работ.

Внимание

Для аналитического учета нефинансовых активов, в том числе строительных материалов, применяется Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (далее — Карточка (ф. 0504041)). Записи в Карточке (ф. 0504041) ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении, с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому материально ответственному лицу отдельно.

Приобретение материалов исполнителем

Если иное не предусмотрено договором подряда, то работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами. В этом случае подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования (ст. 704 ГК РФ).

В соответствии с Инструкцией № 174н оставшиеся после ремонта, выполненного иждивением подрядчика, материалы должны быть приняты к учету по текущей рыночной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. Согласно пункту 34 Инструкции № 174н принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, оставшихся в распоряжении учреждения по результатам проведения ремонтных работ, отражается на основании первичных учетных документов и оформляется записью:

Дебет 2 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— оприходованы излишки строительных материалов, оставшиеся после проведения ремонтных работ.

Не нужны — продайте

Если бюджетное учреждение не планирует использовать оприходованные строительные материалы, оставшиеся после проведения ремонтных работ, то оно может их реализовать, при наличии соответствующей записи в уставной деятельности. В этом случае списание стоимости материалов производится на основании Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). В учете бюджетного учреждения операция отражается записью:

Дебет 2 401 10 180
«Прочие доходы
Кредит 2 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— списана с баланса стоимость реализованных строительных материалов;

 

Дебет 2 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от реализации строительных материалов;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— на лицевой счет учреждения поступили денежные средства за реализованные строительные материалы с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Налог на добавленную стоимость

Реализация бюджетным учреждением материалов, как и прочего имущества, подлежит обложению НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок определения налоговой базы предусмотрен пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса. В учете бюджетного учреждения начисление НДС отражается записью:

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— начислен НДС при реализации строительных материалов.

Налог на прибыль

Согласно положениям пункта 20 статьи 250 Налогового кодекса стоимость реализованных материалов, оставшихся после ремонта и принятых к учету, признается внереализационным доходом учреждения, который является объектом налогообложения по налогу на прибыль. Начисление дохода отражается записью:

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций».

Если организация осуществляет образовательную и (или) медицинскую деятельность, то в соответствии со статьей 284.1 Налогового кодекса она вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1, 3 этой статьи.

Внимание к сметам

Из вопроса следует, что ремонтные работы были проведены в соответствии со сметой. То есть и приобретение строительных материалов (их наименование, количество) было обоснованным. При правильно составленной смете, проведении ремонтных работ в соответствии со строительными нормами излишек материалов, а тем более неиспользованные материалы, появиться не должен.

Произойти такая ситуация могла по ряду причин. Если учесть, что сумма заключенного договора основывается на сметных расчетах, то возможно, что:

  • смета составлена правильно, но были выполнены не все планируемые работы. Это может произойти в двух случаях. Один из них: в смету включены излишние работы. Например — укладка паркета (коврового покрытия). Предполагалось перед этим отшлифовать и покрыть пропитывающим слоем грунтовки фанерные листы, подложенные под основное покрытие. Но фанера в данном случае не нуждается в подобной обработке. Можно, конечно, счесть это рациональным использованием материалов и как результат — экономией денежных средств. Но все равно останутся вопросы к составу работ, определенных сметой, и к обоснованности цены заключенного контракта. Другой случай: не были выполнены необходимые работы или была нарушена технология их проведения. Это свидетельствует об отсутствии контроля над проведением ремонта;
  • смета была составлена неверно, и материала было закуплено больше, чем требовалось.

Независимо от причины наличие неизрасходованных материалов свидетельствует о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Согласно статье 34 Бюджетного кодекса этот принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Несмотря на то что в рамках статьи 34 Бюджетного кодекса понятие «эффективность использования бюджетных средств» касается получателей бюджетных средств, контролеры при проверке финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений обращают внимание на факты неэффективного использования учреждениями средств и имущества. Особое внимание уделяют ремонтным работам, проводят контрольные обмеры. Наличие излишков по окончании ремонтных работ необходимо обосновать.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама