Мероприятия по созданию Реестра участников и неучастников бюджетного процесса

Об организации финансовыми органами субъектов Российской Федерации работы по формированию информации для включения в Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, пойдет речь в данной статье.

 

Порядок формирования и ведения реестра

В настоящее время одной из самых важных задач, стоящих перед финансовой системой Российской Федерации, является переход к работе в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Система «Электронный бюджет» состоит из разных подсистем: «Управление доходами», «Управление расходами», «Управление закупками», «Управление кадрами», «Управление денежными средствами», «Учет и отчетность» и прочие подсистемы. Но так называемым окном в электронный бюджет является подсистема «Ведение нормативно-справочной информации» и ее часть — «Реестр участников бюджетного процесса, а также отдельных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса».

Приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» (далее — Приказ № 163н) определено, что информация обо всех участниках и неучастниках бюджетного процесса любого из уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и муниципального уровня) должна храниться в едином справочнике, который называется «Свод­ный реестр».

Установлены разные сроки обеспечения включения информации в Сводный реестр для бюджетов разного уровня.

Для главных распорядителей бюджетных средств федерального уровня, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, федеральных органов государственной власти (государственных органов), осуществляющих права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, Центрального банка Российской Федерации установлен срок не позднее 1 июля 2015 года.

Для финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований и органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов установлен срок не позднее 1 января 2016 года.

Таким образом, до 1 января 2016 года необходимо было сформировать Сводный реестр, включающий в себя участников и не­участников бюджетного процесса уровня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. И уже в 2016 году Федеральное казначейство планирует приступить к открытию (переоформлению) лицевых счетов участников и неучастников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечивать работу во всех подсистемах системы «Электронный бюджет» на основании информации, содержащейся в Сводном реестре.

Информация, содержащаяся в Сводном реестре, позволит сократить перечень документов, представляемых в настоящее время для открытия (переоформления) лицевых счетов участников и неучастников бюджетного процесса.

Так, после формирования Свод­ного реестра предполагается в 2016 году внести изменения в приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» и исключить обязанность представлять в органы Федерального казначейства Перечень участников бюджетного процесса (код формы по КФД 0531751).

Это та цель, к которой мы все должны стремиться.

Пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом № 163н, установлено, что в Сводный реестр включается информация о следующих организациях:

а) участниках бюджетного процесса и их обособленных подразделениях;

б) о юридических лицах, не являющихся участниками бюджетного процесса, и их обособленных подразделениях:

  • государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждениях;
  • государственных (муниципальных) унитарных предприятиях — получателях субсидий из соответствующих бюджетов;
  • государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, которым государственными (муниципальными) заказчиками переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов;
  • неучастниках бюджетного процесса, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, получающих субсидии, бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) открывающих лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — иные неучастники бюджетного процесса).

Говоря про включение в Свод­ный реестр иных неучастников бюджетного процесса, стоит отметить, что пока речь идет только о тех юридических лицах, у которых в органах Федерального казначейства открыты или будут открыты лицевые счета.

Ведение Сводного реестра осуществляется Федеральным казначейством (территориальными органами Федерального казначейства) в электронной форме в государственной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» путем заполнения экранных форм веб-интерфейса и формирования и изменения реестровых записей.

Наполнением Сводного реестра занимаются уполномоченные организации. Для федерального бюджета это главные распорядители бюджетных средств, а для бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов — соответствующие финансовые органы.

При этом включение организаций в Сводный реестр осуществляется последовательно, поэтапно — от вышестоящих (уполномоченных организаций) к нижестоящим организациям (до обособленных подразделений).

Для включения информации в Сводный реестр уполномоченные организации должны представить в орган Федерального казначейства Заявку на включение, сформированную непосредственно в системе «Электронный бюджет». При этом необходимо знать:

1. Значительная часть реквизитов Заявки на включение автоматически заполняется на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и не может быть изменена. Большинство остальных реквизитов или выбирается уполномоченными организациями из заранее заполненных справочников с закрытым перечнем допустимых значений, или формируется автоматически из имеющихся информационных систем Федерального казначейства (например, информация о лицевых счетах).

2. Учредительные документы уполномоченными организациями не представляются (за исключением отдельно оговоренных случаев).

3. При изменении ЕГРЮЛ Федеральное казначейство самостоятельно, без участия уполномоченных организаций, вносит изменения в Сводный реестр.

4. Лишь незначительная часть реквизитов Заявки вводится вручную уполномоченным органом.

Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в данный момент находится на острие процесса формирования Сводного реестра федерального уровня, и, исходя из нашего опыта, можно констатировать, что самыми распространенными проблемами, с которыми столкнулись уполномоченные организации, это неверные (отсутствующие) данные в ЕГРЮЛ. Например, отсутствие ИНН руководителя, неправильный код ОКВЭД и т. д.

Какие же подготовительные мероприятия необходимо выполнить до момента формирования Заявок на включение? Первый шаг — выверка данных ЕГРЮЛ.

Вопросы организации информационного обмена между ФНС России и Федеральным казначейством при формировании и ведении Сводного реестра

Первый шаг — актуализация данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Электронный бюджет — это настолько жесткая система по вводу информации, что обойти установленный в системе контроль нельзя никаким образом, не исправив первичные источники информации, главным из которых является ЕГРЮЛ.

Финансовым органам (совместно с территориальными органами Федерального казначейства) необходимо проанализировать всю свою подведомственную сеть, проверить реквизиты каждой организации на соответствующем сайте Федеральной налоговой службы и при необходимости в срочном порядке актуализировать данные ЕГРЮЛ.

Ключевые моменты, на которые надо обратить особое внимание, следующие:

1. Мероприятия по приведению реквизита «код ОКОПФ» ЕГРЮЛ в соответствие ОКОПФ (ОК 028-2012, ред. 2014) будут проведены ФНС России централизованно до конца 2015 года. До завершения указанного периода будет возможность указывать в Заявках на включение коды ОКОПФ, указанные в ЕГРЮЛ и отличные от действующего классификатора (ОК 028-2012, ред. 2014), без блокирования заявок. При этом отсутствие кода ОКОПФ в ЕГРЮЛ является препятствием для включения организации в Сводный реестр.

2. Сформировав специально разработанные диагностические отчеты и выявив ошибки в сведениях ЕГРЮЛ, территориальные органы Федерального казначейства представят как уполномоченным организациям, так и в территориальные органы ФНС России перечни юридических лиц по соответствующим субъектам Российской Федерации, в сведениях о которых выявлены ошибки, с указанием выявленных ошибок для последующего их исправления. Именно такое решение зафиксировано в пункте 6 протокола совещания Минфина России, Федерального казначейства и ФНС России от 3 июня 2015 года.

3. В соответствии с Приказом № 163н все реквизиты Сводного реестра в части сведений ЕГРЮЛ обязательны для заполнения, за исключением реквизитов, содержащих пометку «при наличии». В случае отсутствия сведений в ЕГРЮЛ, соответствующих реквизитам Сводного реестра без пометки «при наличии», соответствующему юридическому лицу необходимо представить в территориальный орган ФНС России по месту нахождения заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Особенно часто в ЕГРЮЛ отсутствуют данные о руководителе (Ф. И. О. и ИНН руководителя), почтовый индекс и код ОКВЭД организации.

Подключение уполномоченных организаций к системе «Электронный бюджет»

Второй шаг — подключение уполномоченных организаций к системе «Электронный бюджет» и получение доступа к Сводному реестру.

Основные документы, регламентирующие подключение уполномоченных организаций к системе «Электронный бюджет», представлены на рисунке 1.

Подключение к системе «Электронный бюджет» уполномоченными организациями осуществляется в указанной ниже последовательности:

1. Определение ответственного за подключение пользователей к системе «Электронный бюджет».

2. Оформление доверенности на получение средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ).

3. Определение ответственных за работу с конкретной компонентой системы «Электронный бюджет» (в нашем случае — за ведение Реестра участников и неучастников бюджетного процесса).

4. Обеспечение наличия у пользователей усиленной квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, выданных любым аккредитованным удостоверяющим центром. В случае необходимости сертификаты могут быть получены в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с Регламентом Удостоверяющего центра Федерального казначейства.

5. Представление в территориальный орган Федерального казначейства соответствующих заявок на подключение к компонентам системы «Электронный бюджет».

Министерством финансов Российской Федерации установлен следующий перечень документов, необходимых для получения доступа к компонентам системы «Электронный бюджет»:

1. Заявка на подключение к компонентам системы «Электронный бюджет», подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом финансового органа.

2. В случае если заявка на подключение подписана уполномоченным лицом, то представляется заверенная в установленном порядке копия распорядительного документа или доверенность, подтверждающая право уполномоченного лица действовать от имени финансового органа (в части подписания заявок на подключение).

3. Файл действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи каждого подключаемого пользователя (на съемном носителе).

4. Документ, подписанный руководителем или уполномоченным лицом финансового органа, определяющий ответственного за подключение пользователей к компонентам системы «Электронный бюджет» (доверенность, распорядительный акт).

5. Согласие на обработку персональных данных каждого подключаемого пользователя.

6. Заявка на получение СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ.

7. Доверенность на получение СКЗИ, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом финансового органа.

Пример оформления заявки на подключение приведен на рисунках 2, 3.

Особенности оформления документов

Следует обратить должное внимание на отдельные установленные Минфином России особенности оформления документов.

Документ, определяющий ответственного за подключение пользователей (доверенность, приказ) к компонентам системы «Электронный бюджет»:

  • оформляется на бланке организации;
  • подписывается руководителем организации или иным уполномоченным лицом.

Согласие на обработку персональных данных:

  • оформляется по форме согласно приложению к письму Минфина России;
  • подписывается собственноручной подписью соответствующего пользователя.

Заявка на выдачу СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ:

  • оформляется на бланке письма организации по форме согласно приложению 4 к письму Минфина России;
  • подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом (ТОФК полномочия не проверяет);
  • в заявке указывается количество лицензионных ключей, равное количеству пользователей, подключаемых к системе «Электронный бюджет».

Доверенность на получение СКЗИ:

  • оформляется на бланке письма организации по форме согласно приложению 5 к письму Минфина России от 21 апреля 2015 г.
  • № 21-03-05/22801;
  • заверяется гербовой печатью.

Подводя итоги вышеизложенного, рекомендуется провести следующие дополнительные мероприятия для повышения эффективности работы по формированию информации для включения в Сводный реестр:

1. Сформировать на уровне субъекта Российской Федерации рабочую группу, включающую представителей:

  • финансовых органов субъекта Российской Федерации, наиболее крупных муниципальных образований;
  • территориальных органов Федерального казначейства и ФНС России;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих наибольшее количество подведомственных организаций.

2. Обеспечить сбор:

  • данных об организациях, информация о которых подлежит включению финансовым органом субъекта Российской Федерации в Сводный реестр;
  • сведений по указанным организациям, которые необходимо изменить в ЕГРЮЛ;
  • сведений, по которым необходимо обеспечить ввод данных при формировании Сводного реестра (письмо Минфина России от 5 июня 2015 г. № 21-03-05/33819).

3. Разработать регламент формирования и ведения Сводного реестра в отношении организаций, созданных субъектом Российской Федерации, а также иных неучастников бюджетного процесса, получающих средства из бюджета субъекта Российской Федерации.

4. Обеспечить мониторинг формирования Сводного реестра в отношении организаций, созданных субъектом Российской Федерации, а также иных неучастников бюджетного процесса, получающих средства из бюджета субъекта Российской Федерации.

5. Рекомендовать проведение мероприятий, аналогичных вышеуказанным (пункты 1–4), соответственно на уровне муниципальных образований.

Включение организаций в Свод­ный реестр — первый шаг в новое информационное пространство — мир системы «Электронный бюджет», и от того, как быстро и правильно мы этот шаг сделаем, напрямую зависит дальнейшее функционирование всей системы «Электронный бюджет».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама