Организация работы с просроченной кредиторской задолженностью учреждений Оренбургской области

ВОренбургской области функционируют 3728 учреждений. Из них — 448 государственных и 3280 муниципальных. Учреждения, осуществляя хозяйственную деятельность и выполняя свои функции, принимают на себя обязательства перед физическими лицами в части начисления им сумм заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, пособий, иных выплат. Также принимаются обязательства перед субъектами гражданских прав, в том числе в рамках исполнения организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений. Принятые обязательства должны выполняться в срок, указанный в договоре.

У учреждений в момент отражения в бухгалтерском учете операций по принятию обязательств возникает кредиторская задолженность, которую можно назвать текущей кредиторской задолженностью. Если обязательство не выполняется в срок, указанный в договоре, то кредиторская задолженность считается просроченной. Установление критериев отнесения задолженности к просроченной относится к компетенции Министерства финансов РФ. Так, согласно пункту 167 приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» задолженность будет являться просроченной, если в срок, пре­дусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором не исполнены.
Контроль над задолженностью
Казенные учреждения и органы власти
Состояние просроченной кредиторской задолженности — это один из критериев оценки эффективности деятельности учреждений. Правительством области в целях совершенствования системы мониторинга и управления кредиторской задолженностью государственных казенных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области, принято постановление от 30 апреля 2009 г. № 191-п «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и урегулирования кредиторской задолженности государственных казенных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области» (в редакции постановлений правительства Оренбургской области от 14 сентября 2012 г. № 792-п, 10 декабря 2012 г. № 1035‑п) (далее — Порядок).
В прежней редакции Порядок распространялся на областные бюджетные учреждения старого типа. В новой редакции Порядок распространяется на казенные учреждения и исполнительные органы государственной власти Оренбургской области.
В соответствии с Порядком осуществляется оперативный контроль (мониторинг) за состоянием текущей и просроченной кредиторской задолженности, проводится ее инвентаризация. Проводимая работа направлена на минимизацию просроченной кредиторской задолженности исполнительных органов государственной власти и подведомственных им казенных учреждений и снижение рисков возникновения негативных для областного бюджета последствий от ее наличия. Так, по состоянию на 1 января 2014 года и на 1 января 2015 года просроченная кредиторская задолженность в областном бюджете отсутствует.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также приняли аналогичные муниципальные правовые акты, направленные на совершенствование системы мониторинга и управления кредиторской задолженностью органов местного самоуправления и подведомственных им казенных учреждений. Просроченная кредиторская задолженность муниципальных образований по состоянию на 1 января 2014 года составляет 26,3 млн рублей, на 1 января 2015 года — 3,5 млн рублей.
Бюджетные и автономные учреждения
В отношении государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений одним из основных направлений контроля их финансово-хозяйственной деятельности органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является оценка состояния кредиторской задолженности, установление превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности.
Согласно пункту 27 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в трудовом договоре в обязательном порядке предусматривает случаи, при наступлении которых по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор с руководителем бюджетного учреждения, в том числе при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В отношении руководителя автономного учреждения отсутствует обязательное требование включать в трудовой договор, заключаемый с ним учредителем, показатели оценки эффективности и результативности его деятельности, а также условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ при наличии у учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Но орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в отношении руководителя автономного учреждения выступает в качестве работодателя и, соответственно, вправе осуществлять права, предоставленные законом работодателю, в том числе право заключать трудовой договор с лицом (работником) на тех условиях, по которым достигнуто соглашение, и соответственно устанавливать в трудовых договорах, заключенных с руководителями автономных учреждений, дополнительные основания для их расторжения в случае наличия просроченной кредиторской задолженности. В связи с этим некоторые органы местного само­управления приняли нормативный акт о предельно допустимых значениях просроченной кредиторской задолженности как в отношении бюджетных учреждений, так и в отношении автономных учреждений.
Нужно отметить, что не все руководители бюджетных и автономных учреждений понимают повышенную степень ответственности за принимаемые финансовые решения, которые приводят к возникновению просроченной кредиторской задолженности.
Объем просроченной кредиторской задолженности государственных бюджетных и автономных учреждений по состоянию на 1 января 2015 года составляет 57,4 млн рублей, муниципальных бюджетных и автономных учреждений — 78,0 млн рублей, в том числе в структуре видов финансового обеспечения (рис. 1 и 2).
рисунки

Отчетность
Из регламентированных инструкциями по представлению бюджетной и бухгалтерской отчетности форм располагать данными по задолженности казенных, бюджетных и автономных учреждений возможно только на квартальную дату. В связи с этим министерством финансов разработаны дополнительные формы отчетности (с указанием причин возникновения задолженности и прогнозом сложившейся ситуации), которые позволяют оперативно (ежемесячно) анализировать состояние просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета области, а также государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
Результаты контроля
В министерстве финансов Оренбургской области введено в практику систематическое заслушивание на коллегии руководителей муниципальных образований области и руководителей финансовых органов, допустивших по итогам исполнения бюджетов нарушение бюджетного процесса, невыполнение мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, наличие просроченной кредиторской задолженности.
Осуществление постоянного контроля министерством финансов Оренбургской области за наличием и объемами просроченной кредиторской задолженности приводит к ее снижению и недопущению наращивания.

Реклама