Вопросы формирования бюджетной отчетности

Рассмотрим отдельные вопросы формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций в территориальных органах Федерального казначейства.

Одной из основных функций Федерального казначейства является сбор и формирование бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

Итоги сдачи отчетности

Бюджетная отчетность за 2013 год, а также за I квартал и 1-е полугодие 2014 года всеми территориальными органами Федерального казначейства представлена в Меж­региональное операционное управление Федерального казначейства (далее — МОУ ФК) в установленные сроки. В бюджетной отчетности были выполнены контрольные соотношения, а также обеспечено единство отчетных данных территориальных органов Федерального казначейства и главных распорядителей средств федерального бюджета. На основании отчетов органов Федерального казначейства и отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета сформирован Отчет об исполнении федерального бюджета, который представлен в установленные сроки в Федеральное казначейство, а затем — в Минфин России.

Типовые ошибки

Рассмотрим типовые ошибки, из-за которых происходит направление коррекционных отчетов.

Годовая отчетность за 2013 год

Отметим значительное улучшение качества бюджетной отчетности, представляемой территориальными органами Федерального казначейства. Коррекции годовой бюджетной отчетности за 2013 год были связаны с обращениями главных распорядителей средств федерального бюджета и финансовых органов, вследствие чего территориальным органам приходилось вносить изменения в свои учетные данные и, следовательно, переформировывать бюджетную отчетность. Это были единичные случаи представления коррекционных отчетов.

Бюджетная отчетность в 2014 году

Одна из распространенных ошибок — отражение в отчетности (как в месячной, так и в оперативной) показателей по кодам бюджетной классификации по расходам федерального бюджета, не действующим в текущем финансовом году. Как правило, это касается возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Поэтому, если в платежном поручении указаны неактуальные коды бюджетной классификации, то есть коды бюджетной классификации, не установленные Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), территориальный орган Федерального казначейства учитывает их как невыясненные поступления. В противном случае как отчет от территориального органа Федерального казначейства не будет принят МОУ ФК, так и сводный отчет об исполнении федерального бюджета от МОУ ФК не будет принят Федеральным казначейством и Минфином России. Данная проблема очень актуальна в начале финансового года.

Еще одна подобная ошибка — это отражение в отчетности показателей по кодам бюджетной классификации доходов бюджетов, не установленным Указаниями № 65н. Данная проблема также очень актуальна в начале года, но и сейчас встречаются единичные случаи. Здесь аналогичная ситуация. В случае отражения показателей по несуществующим кодам бюджетной классификации по доходам бюджета территориальным органам Федерального казначейства также необходимо осуществить корректировку учетных данных по доходам, зачисленным на соответствующие единые счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, путем их переноса с отмененных (замененных) КБК на существующие КБК либо на невыясненные поступления, зачисляемые в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (письмо Федерального казначейства от 19 февраля 2014 г. № 42-7.4-05/2.2-115).

Следующая ошибка — это некорректное отражение (либо неотражение) в бюджетной отчетности средств бюджета, находящихся на отчетную дату на счете территориального органа Федерального казначейства, открытом на балансовом счете 40101, для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов в следующем отчетном периоде в части межбюджетных трансфертов, возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, а также процентов, штрафных санкций, пеней по бюджетным кредитам между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее — суммы в пути по соответствующим КБК).

Обратите внимание, что в соответствии с приказом Федерального казначейства от 11 ноября 2014 г. № 266 «Об утверждении Особенностей формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций территориальными органами Федерального казначейства»1 (далее — Приказ № 266) указанные суммы в пути по соответствующим КБК должны быть отражены в Отчете о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124) и в Отчете о поступлениях в федеральный бюджет в разрезе администраторов доходов федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531340).

Но при этом указанные суммы в пути не отражаются в оперативном Отчете о поступлениях в федеральный бюджет (ф. 0521432). Поэтому при получении протокола МДК за последний рабочий день и первый рабочий день месяца с расхождениями по Главной книге (ф. 0504072) с Отчетом о поступлениях в федеральный бюджет (ф. 0521432) в части сумм в пути по соответствующим КБК данное расхождение является допустимым.

Внутриказначейские расчеты

Остановимся на проблеме несоответствия внутриказначейских расчетов в части передачи поступлений, ошибочно зачисленных на счет ТОФК и предназначенных для уплаты на счет другого ТОФК, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет (далее — невыясненные поступления).

Приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» предусмотрена норма передачи поступлений, ошибочно зачисленных на счет ТОФК и предназначенных для уплаты на счет другого ТОФК, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, или передачи невыясненных поступлений, учтенных по коду бюджетной классификации 100 117 01010 01 6000 180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», между ТОФК с целью их последующего уточнения на лицевые счета соответствующих администраторов доходов.

Операции по передаче невыясненных поступлений между территориальными органами Федерального казначейства отражаются в бюджетном учете в соответствии с письмом Федерального казначейства от 28 мая 2014 г. № 42-7.4-05/2.2-328.

В данном письме указаны бухгалтерские записи, которые оформляют территориальные органы Федерального казначейства, при этом бухгалтерские записи по передаче и принятию сумм невыясненных поступлений должны быть произведены ТОФК-отправителем и ТОФК-получателем в одном отчетном периоде. В данном случае один отчетный период — месяц. То есть бухгалтерские записи должны быть оформлены в одном месяце.

Расхождений по внутриказначейским расчетам между ТОФК-отправителем и ТОФК-получателем в данном случае быть не должно. В случае если указанные операции в ТОФК будут отражены в разных отчетных периодах, то при составлении отчета об исполнении федерального бюджета в целом по Российской Федерации будут уменьшены (либо увеличены) доходы федерального бюджета, что недопустимо.

При этом в Справках по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по счетам 1 308 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям» и 1 211 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям» операции по передаче невыясненных поступлений между ТОФК подлежат отражению по строке «неденежные расчеты».

Кроме этого, письмом Федерального казначейства от 25 июля 2014 г. № 42-7.4-05/2.2-458 рекомендовано начиная с 1 августа 2014 года осуществлять сверку расчетов по операциям по передаче невыясненных поступлений между территориальными органами Федерального казначейства путем формирования Акта сверки внутриказначейских расчетов (ф. 0521416). Сверку по расчетам по передаче невыясненных поступлений следует осуществлять до 7 числа месяца, следующего за отчетным (рис. 1).

Соответствующие изменения включены Приказом № 266.

Годовая отчетность за 2014 год

1. В декабре 2014 года до территориальных органов Федерального казначейства будет доведено письмо со сроками представления бюджетной отчетности за 2014 год. В установленные сроки (в январе 2015 года) необходимо будет представить в МОУ ФК весь комплект месячной бюджетной отчетности. На основании представленной территориальными органами Федерального казначейства месячной отчетности МОУ ФК будет формировать предварительный отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год. 5 февраля предварительный отчет об исполнении федерального бюджета будет направлен в Минфин России.

Кроме того, Федеральным казначейством издан приказ от 11 августа 2014 г. № 170 «О сроках представления годовой бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций, кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства за 2014 год территориальными органами Федерального казначейства». 

 

В соответствии с вышеуказанным приказом в МОУ ФК в обязательном порядке должны быть представлены в электронном виде формы, срок представления которых в соответствии с приказом Федерального казначейства № 266 установлен ежегодно. Формы с ежемесячной периодичностью представляются в МОУ ФК только в случае внесения изменений в формы, уже представленные в январе 2015 года.До срока сдачи годовой отчетности, а для сдачи годовой отчетности за 2014 год он установлен 26 февраля 2015 года, то есть не позднее 26 февраля 2015 года, показатели отчетности на 1 января 2015 года территориальных органов должны быть выверены с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета. И в любой день до 26 февраля 2015 года территориальные органы Федерального казначейства могут внести изменения в свои учетные данные и в случае необходимости перенаправить бюджетную отчетность.Но после представления годовой бюджетной отчетности ТОФК, то есть после 26 февраля 2015 года, корректировка учетных данных отчетного финансового года осуществляется в исключительных случаях на основании письменных обращений главных администраторов средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в Федеральное казначейство с обоснованием необходимости внесения корректировок в учетные данные. В случае положительного решения вопроса о внесении изменений в учетные данные Федеральным казначейством направляется соответствующее поручение ТОФК.Остановимся на некоторых отличиях между Приказами 266 и 249.1. Начиная с отчетности по состоянию на 1 февраля 2015 года отчетность территориальными органами будет представляться в МОУ ФК в виде единого отчета (без разбивки на отчеты открытого и закрытого контура) средствами Системы удаленного финансового документооборота Федерального казначейства (по открытым каналам связи), за исключением Отчета о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124), Отчета о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0521413), Справки по внутренним расчетам (ф. 0521463), Отчета об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981), Сведений о входящих остатках по счетам Главной книги (ф. 0531982).Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124), Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0521413), Справка по внутренним расчетам (ф. 0521463) будут формироваться территориальными органами Федерального казначейства по учетным данным, как содержащим сведения, составляющие государственную тайну, так и не содержащим сведений, составляющих государственную тайну, и представляться в Межрегиональное операционное УФК в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.2. Внесены изменения в части Пояснительной записки (ф. 0503160). А именно: у Пояснительной записки (ф. 0503160) изменятся периодичность ее представления и содержание. Ранее у нее был срок представления только ежемесячно, теперь будет и ежегодно.Кроме того, Пояснительная записка (ф. 0503160) состояла из трех разделов. В форму Пояснительной записки (ф. 0503160) будет добавлен Раздел 4 «Информация о результатах исполнения соблюдения нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов в федеральный бюджет с указанием причин, повлиявших на наличие отклонений по несоблюдению фактического норматива от законодательно установленного».Кроме этого, Отчет «Сведения о соблюдении нормативов отчислений в федеральный бюджет налогов и сборов» (ф. 0521160) территориальными органами в 2015 году формироваться и представляться в МОУ ФК не будет. Этот отчет являлся «вспомогательным» для проведения анализа соблюдения нормативов отчислений в федеральный бюджет налогов и сборов. Анализ соблюдения нормативов отчислений в федеральный бюджет налогов и сборов будет проводиться с использованием показателей Отчета об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153).При этом заполнение Раздела 4 Пояснительной записки (ф. 0503160) осуществляется отделом доходов территориального органа Федерального казначейства.3. При приеме годовой отчетности за 2013 год от главных распорядителей средств федерального бюджета в первоначально представленной отчетности имели место расхождения по средствам во временном распоряжении, а именно остатки денежных средств на счетах по средствам во временном распоряжении, отраженные в отчетности главных распорядителей, не соответствовали аналогичным остаткам средств, отраженных в отчетности территориальных органов Федерального казначейства. Поэтому для обеспечения осуществления аналогичной сверки по средствам во временном распоряжении начиная с отчетности по состоянию на 1 октября 2014 года территориальные органы Федерального казначейства формируют и направляют в МОУ ФК Расшифровку остатков средств во временном распоряжении к Балансу по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140) (ф. 0531341). Расшифровка (ф. 0531341) формируется ежемесячно на основании показателей, отраженных на лицевых счетах для учета со средствами, поступившими во временное распоряжение получателя бюджетных средств.При этом в целях подготовки к приему и проверке отчетности, начиная с отчетности за 9 месяцев 2014 года, на уровне МОУ ФК со стороны приема отчетности от главных распорядителей средств установлен контроль по сверке: 

  • формы 0503178 «Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств» во временном распоряжении с формой 0531341 «Расшифровка»;
  • формы 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» с формой 0503155 «Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций».

 Контроль будет осуществляться в разрезе каждого главного распорядителя средств федерального бюджета (рис. 2).4. Вводится новый Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций в разрезе учреждений и организаций (ф. 0531342). Срок представления в МОУ ФК указанного отчета будет установлен 7 числа месяца, следующего за отчетным. Показатели данного отчета должны быть равны соответствующим показателям Отчета о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155).

Кассовый план исполнения федерального бюджета

Начиная с 1 апреля 2014 года изменился порядок составления и ведения Федеральным казначейством кассового плана исполнения федеральногобюджета.В настоящее время составление и ведение кассового плана осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. № 117н «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году». На основании данного приказа Федеральное казначейство издало приказ от 4 апреля 2014 г. № 67н «Об утверждении порядка организации работы в Федеральном казначействе по исполнению приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2013 № 117 «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» (далее — Приказ № 67).В соответствии с Приказом № 67 Межрегиональное операционное УФК назначено ответственным за формирование Информации об исполнении федерального бюджета (ф. 0501093) в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета и передачу их в адрес главных распорядителей средств федеральногобюджета.Отдел отчетности о кассовом исполнении бюджетов МОУ ФК формирует Информацию об исполнении федерального бюджета (ф. 0501093) в разрезе каждого главного распорядителя средств федерального бюджета: 

  • на четвертый рабочий день текущего месяца в период с февраля по сентябрь текущего финансового года по состоянию на первое число месяца;
  • на четвертый рабочий день текущей декады месяца в период с октября по декабрь текущего финансового года по состоянию на первое число текущей декады месяца.

 Показатели в части кассового исполнения федерального бюджета формируются на основании сводной Главной книги (ф. 0504072), которая в свою очередь формируется на основании Главных книг территориальных органов Федерального казначейства.Обратите внимание, что МОУ ФК важно своевременно иметь от территориальных органов Федерального казначейства Отчеты об операциях по данным Главной книги (ф. 0531981), а также корректные Отчеты об операциях по данным Главной книги (ф. 0531981), для того чтобы своевременно и корректно сформировать Информацию об исполнении федерального бюджета (ф. 0501093) для каждого главного распорядителя средств федерального бюджета (рис. 3).

 

Приказ вступает в силу с 1 января 2015 года. Данным документом приказ от 1 ноября 2013 г. № 249 (далее — Приказ № 249) признается утратившим силу.

 


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама