Аты-баты, мы солдат поставим на учет

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Рассмотрим основы организации и ведения воинского учета в учреждении.

В соответствии с законом

Ответственность за ведение воинского учета в учреждении несет ее руководитель. Конечно, в большинстве случаев непосредственно эту обязанность выполняет иной сотрудник. Для того чтобы учет был поставлен на правильные рельсы, необходимо его организовать и вести в соответствии с законом.

Основными документами, регламентирующими ведение воинского учета, являются:

  • закон от 31 мая 1996 г. № 61?ФЗ «Об обороне»;
  • закон от 26 февраля 1997 г. № 31?ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • закон от 28 марта 1998 г. № 53?ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53?ФЗ);
  • Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 (далее — Положение);
  • приказ Минобороны России от 19 ноября 2007 г. № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719» (далее — Приказ № 500);
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 апреля 2008 г. (далее — Рекомендации).

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. № 144.

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных в пункте 12 Положения:

  • при наличии на воинском учете менее 500 граждан — один работник, выполняющий обязанности по совместительству;
  • при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан — один освобожденный работник;
  • при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан — два освобожденных работника;
  • на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете, — один освобожденный работник.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения). То есть ежегодно на 31 декабря необходимо определять количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, включая женщин, имеющих военно-учетные специальности.

Определившись с количеством и персоналиями работников, на которых возлагаются обязанности по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, руководителем организации издается приказ по форме, приведенной в приложении № 4 к Рекомендациям. Приказ согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления сельского поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов (п. 22 Рекомендаций). Обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета, обязательно включаются в его должностную инструкцию и трудовой договор.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

В соответствии с пунктом 30 Положения работник, осуществляющий воинский учет в организации, обязан проверить у граждан, принимаемых на работу:

  • наличие в паспорте отметки об отношении к воинской обязанности;
  • подлинность документов и записей воинского учета (удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета)), наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства (регистрации);
  • сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), занимаемой должности, месте жительства или временного пребывания.

Согласно записям в документах воинского учета необходимо заполнить личные карточки. В обязанности сотрудников, ведущих воинский учет, входит разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, информирование военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Воинский учет в организациях оформляется документами, изготовленными по формам, установленным Минобороны России. Согласно пункту 39 Рекомендаций каждая организация должна ежегодно разрабатывать и вести:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом № 500;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.

К другим документам могут относиться планы работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (разрабатывается по форме приложения № 17 к Рекомендациям и согласовывается с военкоматом), акты приема-передачи документов, необходимых для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций) и тому подобные.

Переписка по воинскому учету работников должна храниться в организации в течение трех лет (п. 690 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558). Исчисление срока производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства.

Руководитель учреждения должен помнить, что в его обязанности входит обеспечение сохранности документов, в том числе и по воинскому учету. Также руководители отвечают за состояние воинского учета в организации в целом (п. 9 Положения).

Порядок учета

Воинский учет подразделяется на две категории — общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военно­обязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Военнообязанные, работающие в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоят на общем воинском учете и планируются к направлению для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (п. 14 Рекомендаций, п. 16 Положения).

Перечень лиц, подлежащих воинскому учету, приведен в пунктах 12 Рекомендаций и 14 Положения:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные):

  • мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас;
  • успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные учреждения;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учетные специальности. Перечень военно-учетных специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, приведен в приложении к Положению.

Категории граждан, которые не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, установлены в пунктах 13 Рекомендаций и 14 Положения:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом № 53?ФЗ;
  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Если военнообязанные лица достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья, то они переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).

В соответствии с пунктами 23 Рекомендаций и 27 Положения организации осуществляют воинский учет сотрудников по личным карточкам работников (ф. № Т-2, разд. 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (ф. № Т-2 ГС (МС), разд. 2) (далее именуются — личные карточки). В личные карточки вносятся сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Указанные изменения в двухнедельный срок сообщаются в военные комиссариаты.

Заполненные личные карточки в организации сортируются по соответствующим разделам:

1 раздел — личные карточки офицеров запаса;

2 раздел — личные карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов;

3 раздел — личные карточки военнообязанных запаса женского пола, имеющих военно-учетные специальности;

4 раздел — личные карточки призывников.

Картотека выстраивается по алфавиту.

Личные карточки на сотрудников, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив (приложение № 7 к Рекомендациям).

Воинский учет ведется на основании удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для призывников), и военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) (для военнообязанных).

Сведения, содержащиеся в личных карточках, должны поддерживаться в актуальном состоянии. При принятии (поступлении) или увольнении (отчислении) лиц, подлежащих воинскому учету, с работы (из образовательных учреждений) сведения об этом должны быть направлены в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления в двухнедельный срок. В такой же срок работники, осуществляющие воинский учет, обязаны по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления предоставить необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения). Кроме того, им следует ежегодно в сентябре передавать в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

А еще не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан.

Контроль на линии

Организация и ведение воинского учета организациями контролируется органами военного управления Вооруженных Сил России, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны России. Показатели и критерии оценки деятельности организаций по осуществлению воинского учета также определяются военным ведомством (п. 33 Рекомендаций).

Порядок проведения контрольных мероприятий по осуществлению первичного воинского учета органами местного само­управления определен в приложении 1 к Приказу № 500. Контроль за ведением воинского учета организациями осуществляется в соответствии с нормами приложения 2 к Приказу № 500.

Периодичность проверки зависит от числа работающих (учащихся) в организации граждан:

  • с численностью граждан свыше 500 человек — ежегодно;
  • в остальных — не реже одного раза в три года.

Цель проверки — определить полноту охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках работников, подлежащих воинскому учету, организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами требований Закона № 53?ФЗ и Положения.

Результаты проверки доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, форма которых приведена в приложении к Приказу № 500. О выявленных проверкой серьезных недостатках военные комиссары или руководители органов местного самоуправления сообщают в военные комиссариаты субъектов и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация.

При недобросовестном отношении к ведению воинского учета военный комиссар может принять решение о возбуждении в отношении руководителя или должностных лиц, осуществляющих воинский учет, дела об административном правонарушении. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за:

  • непредставление в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на учет, — штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение возможности своевременной явки по вызову по повестке — штраф от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • непредставление в двухнедельный срок сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих на воинском учете, — штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ);
  • несообщение в двухнедельный срок сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

Таким образом, правильно организованный воинский учет, аккуратное и своевременное оформление документации позволят избежать претензии контролирующих органов и как следствие — штрафов. 


Реклама