Отражение штрафных санкций

Об отражении в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств, расскажет С. О. ПУТЮТИНА.

Отметим, что бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, не являются получателями бюджетных средств. При этом в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) бюджетные учреждения вправе заключать договоры гражданско-правового характера.

Согласно положениям статьи 9 Закона № 94-ФЗ установлено право заказчика (кредитора) требовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного договором (контрактом).

Все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие на иные цели (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения.

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности).

Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее — лицевой счет с кодом 20), и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Согласно положениям части 8 статьи 30 Закона № 83-ФЗ операции с целевыми субсидиями, поступающими федеральному бюджетному учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее — лицевой счет с кодом 21).

Таким образом, в случае, если оплата договора на приобретение нефинансовых активов была осуществлена федеральным бюджетным учреждением за счет средств целевой субсидии в размере оплаты поставщику (исполнителю) суммы, уменьшенной на сумму неустойки, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, отражается на лицевом счете с кодом 20 на основании представленной учреждением в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) (далее — Заявка), оформленной в установленном порядке.

Указанная Заявка не направляется органом Федерального казначейства в учреждение Банка России, в котором ему открыт счет на балансовом счете 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации».

Бухгалтерский учет и отчетность

Перевод денежных средств (неустойки), отраженных на лицевом счете с кодом 21, на лицевой счет с кодом 20 отражается в бухгалтерском учете с оформлением бухгалтерской Справки (ф. 0504833) следующими записями:

Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит2 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами».

При этом согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н), при заполнении Отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по переводу денежных средств (неустойки), отраженные на лицевом счете с кодом 21, на лицевой счет с кодом 20 следует отразить в графе 5 разделов «Доходы учреждения», «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (стр. 710); «Расходы учреждения», «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (стр. 720).

В указанном случае операции по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по гражданско-правовому договору, источником финансового обеспечения которого является субсидия на иную цель, а также операции по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению указанных требований отражаются в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 5 506 10 310
«Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по приобретению основных средств»
Кредит 5 502 11 310
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств»
— принятие обязательств в сумме заключенного гражданско-правового договора на приобретение медицинского оборудования в сумме 10 000 рублей;

Дебет 5 106 Х11 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 5 502 12 310
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств»
— принятие к учету сумм вложений в объекты нефинансовых активов в сумме 10 000 рублей;

Дебет 5 502 11 310
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств»
Кредит 5 502 12 310
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств»
— принятие денежного обязательства согласно гражданско-правовому договору в объеме произведенной поставки медицинского оборудования в сумме 10 000 рублей;

Дебет 2 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— предъявление неустойки (пени, штрафы) по условиям гражданско-правового договора в сумме 1500 рублей;

Дебет 5 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление исполнителю согласно заключенному гражданско-правовому договору денежных средств (с учетом встречного требования) в сумме 8500 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Прекращение встречного требования зачетом согласно акту, иному документу отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 5 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 5 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— в сумме исполненного денежного обязательства (1500 рублей);

Дебет 5 304 06 830
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 5 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— в сумме исполненного требования по санкциям (1500 рублей).

В случае принятия решения учреждением о перечислении средств от предъявленных санкций в доход федерального бюджета указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 5 506 10 290
«Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по прочим расходам»
Кредит 5 502 11 290
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по прочим расходам»
— принятие обязательств в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет в сумме 1500 рублей;

Дебет 5 502 11 290
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по прочим расходам»
Кредит 5 502 12 290
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по прочим расходам»
— принятие денежного обязательства в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет в сумме 1500 рублей;

Дебет 2 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 2 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начисление обязательств по перечислению в соответствующий бюджет в сумме 1500 рублей.

Перечисление денежных средств в доход федерального бюджета отражается записями:

Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление денежных средств с л/счета 21 в сумме 1500 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по коду 290 «Прочие расходы»;

Дебет 2 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 2 304 06 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— исполнение обязательства по перечислению денежных средств в доход федерального бюджета в сумме 1500 рублей. 

1 Аналитический код группы


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама