Аренда  без права выкупа

О порядке отражения операций в бюджетном учете по договорам о передаче объектов государственного недвижимого имущества в аренду без права выкупа учреждением рассказывают

С. О. ПУТЮТИНА, О. В. ВДОВИНА

Рассмотрим следующую ситуацию. Учреждение подписало договор, предусматривающий осуществление за счет средств от аренды государственного имущества расходов по содержанию имущества, переданного в аренду, при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств (утвержденных бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств) бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год).

Нормы законодательства

При рассмотрении вопроса о порядке исполнения бюджета в части поступлений арендных платежей по договорам аренды государственного имущества, а также выплат по расходам на содержание государственного имущества, переданного в аренду, необходимо учитывать следующие положения бюджетного законодательства.

Согласно статьям 6 и 161 Бюджетного кодекса заключение и (или) оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств — объема прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде. При этом обязанности сторон по содержанию арендованного имущества регулируются Гражданским кодексом. Согласно статье 616 Гражданского кодекса: 

  • арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды;
  • арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. 

Бюджетным кодексом определены в составе принципов бюджетной системы Российской Федерации принципы полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, принятие учреждением бюджетных обязательств путем подписания договора, пре-дусматривающего осуществление за счет средств государственного имущества расходов по содержанию имущества, переданного в аренду, при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств (утвержденных бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год), по нашему мнению, неправомочно.

Бюджетное законодательство регламентирует порядок исполнения бюджетов по доходам (ст. 40, 218 БК РФ) путем оплаты поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе арендных платежей), на счета органов Федерального казначейства для их распределения в установленном порядке этими органами. При этом денежные средства считаются поступившими в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Пункт 4 постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» регламентирует обязанность арендатора внесения ежемесячных арендных платежей за пользование арендуемым федеральным недвижимым имуществом не позднее 10-го числа отчетного месяца на лицевой счет соответствующего территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, открытый им в органах Федерального казначейства по месту регистрации организаций (балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного (тождественного) требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования, при этом требования по уплате доходов от передачи объектов федерального недвижимого имущества в аренду и требования по оплате бюджетных обязательств не являются однородными обязанностями и требованиями.

Таким образом, действующее бюджетное и гражданское законодательство не создает правовой основы для осуществления зачетов указанных требований (способом, установленным для прекращения гражданско-правовых обязательств), в связи с чем договор, предусматривающий проведение зачетов, не соответствует действующему законодательству.

Учитывая, что в силу действия статьи 160.1 Бюджетного кодекса бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета, Учреждению следовало при заключении договора о передаче объектов государственного недвижимого имущества руководствоваться положениями законодательства (в том числе бюджетного).

Бухгалтерский учет

С 1 января 2011 года единый порядок ведения бухгалтерского учета организациями государственного сектора утвержден приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», который предусматривает обязательное применение принципа начисления (п. 3).

В связи с изложенным, в бюджетном учете и отчетности учреждения подлежат отражению операции по принятию (начислению) обязательств, доходов бюджета в рамках заключенного договора передачи объектов государственного недвижимого имущества в аренду без права выкупа с момента возникновения требований, вне зависимости от их исполнения.


Реклама