Офисное сарафанное радио

Все мы люди, и мало кто никогда не перемывал косточки соседям, знакомым, коллегам. Сплетни — наследство, доставшееся нам еще от первобытных людей. Ведь это естественно: интересоваться жизнью окружающих. Но уместно ли такое любопытство на работе и как самому не стать объектом пересудов?

Хуже, чем сплетни о вас, может быть только их отсутствие.
Оскар Уайльд

Как уже было сказано, специалисты считают, что любовь к сплетням досталась нам по наследству от первобытных предков. Общество существовало в виде большого количества малочисленных групп, все участники которых знали друг друга в лицо, и само собой подразумевалось, что информация об отсутствующем — общее достояние. Со временем женщины начали подрывать социальный статус соперниц, сообщая о них малоприятные сведения, дабы занять более высокое место в иерархии.

В наше время по большей части сплетни — это повод для общения и способ создания доверительных отношений. Они заполняют информационный вакуум, а во времена перемен (сокращения штата или смены руководства) служат «энергетической подпиткой» для сотрудников. Для новичков в организации пересуды являются способом адаптации в незнакомой среде. Сплетни могут помочь ему разобраться в том, как принято вести себя в той или иной ситуации. Например, услышав, что некую Дашу, которая носила слишком откровенные наряды и постоянно сидела в столовой с чашкой чая, наконец-то уволили, легко догадаться, что в этой организации принято одеваться в строгом офисном стиле, а слишком частые перерывы в работе не приветствуются руководством.

Надо сказать, немецкие исследователи обнаружили, что сплетни могут больше повлиять на формирование мнения человека, чем факты. Даже если заранее известна подлинность данных или очевидно, что наговор противоречит реальности. Чтобы выявить роль неверной информации в создании суждений, исследователи провели эксперимент: 126 студентов участвовали в ряде компьютерных игр с анонимными партнерами или противниками. Участникам выделяли 10 евро и предоставляли возможность выбрать, дать ли «партнерам» установленное пожертвование (1,25 евро) или отказать в деньгах. В более поздних раундах у игроков появились примечания о том, как их противники вели себя до этого, и о том, были они щедрыми или нет. Те, кто прочел о положительной ответной реакции своих партнеров, показали тенденцию вознаграждать их пожертвованиями. Предполагается, что мнение группы, или «сплетня», оказали сильное воздействие на их решения.

И, наконец, исследователи пробовали различные сценарии, обеспечивая игроков списком решений их партнера в самом последнем раунде игр, и добавляли ложную информацию, которая противоречила фактам. Удивительно, но факт: в этом случае решения испытуемых, казалось, управлялись скорее противоречащей реальности сплетней, чем очевидными выводами.

Согласно полученным результатам люди привыкли основывать свои решения на сплетнях или другой информации, передающейся устно.

Причины и последствия
Ловко запущенная неприглядная история часто помогает устранить со своего пути коллегу, мешающего продвинуться вверх. Но продуманная, хорошо подготовленная сплетня — оружие сильных и циничных натур (а таковых не так много). В основном же перемыванием косточек занимаются слабые, не уверенные в себе люди, и вовсе не с намерением подорвать авторитет другого. Они преследуют этим другую цель: осудив, принизив, осмеяв более успешного коллегу, такие люди повышают собственную самооценку. Иногда злословят и для того, чтобы привлечь внимание к собственной персоне.

Сплетни вообще — отличная информационная поддержка карьеры. Это личный офисный радар, который способен предупредить о важных переменах в компании еще до того, как о них станет известно из официальных источников. Разумеется, нельзя воспринимать информацию, почерпнутую из сплетен, буквально. Сплетня — это намек. Не побуждение к действию, но сигнал о возможной опасности или, наоборот, возможности для продвижения.

Сплетни часто воспринимают как повод для общения и создания доверительных отношений. Когда два сотрудника злословят о третьем, они проникаются взаимной симпатией. Сплетня делит людей на «своих» и «чужих», укрепляет чувство собственного достоинства и собственной значимости у «посвященных». Тех, кто не желает этим заниматься, могут посчитать «отщепенцами» и выбрать объектом сплетен. Вот здесь-то все положительное в части сплетен и заканчивается. Быть их объектом — не самое приятное положение.

Вы не жертва
Тех, кто не желает заниматься перемыванием косточек сослуживцам, и тех, кто ярче и талантливее, могут выбрать объектом сплетен.
Если вы поняли, что про вас сплетничают, можно игнорировать эту ситуацию, но лишь в том случае, когда это не вредит вашей семейной жизни или карьере. В противном случае следует поговорить со сплетником: после этого он скорее всего перестанет зло­словить. Поговорить лучше при свидетелях. Ведите себя спокойно, уверенно, а если сможете — весело.

Вообще, старайтесь поддерживать с коллегами нормальные отношения. Не конфликтуйте. Однако и не рассказывайте историй из своей жизни, которые потом могут стать поводом для сплетен. Каким бы доброжелательным коллектив ни казался, меньше рассказывайте о себе, о семье, о своей жизни. В результате не будет предлога для обсуждения. А если уж хочется поговорить, то беседы о фильмах, о политике, о новостях моды и культуры, о телепередачах никак не навредят вашей репутации. Напротив, вы прослывете хорошо информированным человеком.

Еще один метод борьбы — профилактика слухов. Например, коллеги шепчутся, что у вас роман с шефом, а вам нужно к нему на прием. Что делать? Войдя в кабинет, можно оставить дверь открытой. И тогда повода для слухов не будет.

Кроме того, слухи можно опередить. Допустим, одна из сотрудниц увидела вас на улице не с мужем, а с бывшим одноклассником. Она нафантазирует себе неизвестно что и разнесет это по всему офису! Но вам нужно, во-первых, рассказать о встрече мужу, а во-вторых, придя на работу, поделиться «невзначай» с коллегами, рассказав свою версию.

Если сплетни замучили вас, заведите дневник и записывайте туда все, что произошло с вами за день. Проанализировав записанное, сделайте вывод: о чем именно говорят сослуживцы, что в вашем поведении могло спровоцировать эти разговоры и может ли эта ситуация быть кому-нибудь выгодна. Исследование записей поможет понять, кто настраивает коллектив и руководство против вас. Возможно, у вас когда-то был конфликт с этим человеком и теперь вам мстят за нанесенные обиды. Иногда бывает полезно откровенно поговорить с зачинщиком интриги и выяснить отношения. Как правило, интриганы предпочитают не ввязываться в открытый конфликт, и есть шансы, что вас оставят в покое.

Иногда, для того чтобы дискредитировать вас, враги используют откровенную клевету. Если вы заметили, что коллеги стали относиться к вам хуже, чем прежде, обязательно постарайтесь выяснить, что происходит. Скорее всего кто-нибудь из сослуживцев расскажет вам содержание слухов, запущенных вашим врагом, и вы сумеете оправдаться.

Если вы слышите за своей спиной шушуканье, иногда имеет смысл обратить внимание на свое поведение. Возможно, вы нарушаете какое-то негласное правило поведения в данном коллективе. Надо сказать, анализ того, о чем говорят, может помочь разобраться в самом себе. Говорят о вашей некомпетентности? Осуждают манеру одеваться? Намекают на роман с начальником? Какая-то из сплетен может стать той, что заденет болевую точку, при том что сплетник мог этого вовсе и не хотеть. Отдышавшись и отозлившись (лучше не на людях), можно спокойно подумать о том, почему именно это вызвало такие сильные эмоции. Возможно, спустя несколько дней вы почувствуете к распространителю неверной информации что-то похожее на благодарность за то, что он помог вам узнать себя лучше.

Если раздражение, тревогу и грусть вызывает сам факт выискивания изъянов в вашем поведении и сладострастного их обсуждения, это может говорить о желании быть идеалом — всегда и для всех. Это так называемый синдром (комплекс) отличницы(ка). Возможно, родители с самого детства требовали от вас совершенства и непогрешимости во всем: любой промах осуждался, любая ошибка тщательно и сурово разбиралась на семейном совете, а фраза «что люди-то скажут» произносилась регулярно. И теперь, когда люди говорят не то, что вам хотелось бы, это вызывает боль: вы не оправдали родительских надежд. Главный способ борьбы с ним — осознать, что вы во всем пытаетесь быть лучшим, и отпустить эту ситуацию. Иногда можно и побыть бездельником, и не знать чего-то.