Изменения и основные правила контроля закупочной деятельности

Контроль закупок и финансирования в учреждениях — многоуровневая система надзора, охватывающая планирование, проведение закупок, исполнение контрактов и целевое расходование средств, реализуемая через государственный (Казначейство, ФАС России), ведомственный (учредители), общественный контроль, а также внутренний контроль заказчиков. Она позволяет снизить риски заказчика. Главное, знать, на какие моменты нужно обратить внимание.

Н. М. Гусева, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практик-эксперт

Контроль обеспечивает соблюдение Законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ, предотвращение нецелевого использования бюджетных средств и повышение эффективности их использования с акцентом на прозрачность и анализ данных в Единой информационной системе (ЕИС).

Новые правила для оплаты контрактов в 2026 году

Законом от 28 ноября 2025 г. № 431‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году» (далее — Закон № 431‑ФЗ) предусмотрены меры, направленные на совершенствование бюджетного процесса в 2026 году. Одно из ключевых нововведений — специальные правила оплаты контрактов после отзыва лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).

Контракты при отзыве ЛБО

Закон ввел специальный срок оплаты контрактов в 2025 и 2026 годах для ситуации, когда стороны подписали документ о приемке после отзыва ЛБО. В этом случае заказчик оплачивает товары, работы, услуги или отдельный этап исполнения контракта в срок до семи рабочих дней после того, как получит новые ЛБО из резервного фонда Правительства России (п. 18 ст. 14 Закона № 431‑ФЗ).

Правительство России определяет ситуации, на которые распространяется это правило. Цель таких поправок — снизить расходы федерального бюджета на уплату пеней и штрафов за просрочку оплаты по контрактам, которая вызвана кассовыми разрывами.

Казначейское сопровождение

Закон № 431‑ФЗ упрощает порядок перечисления средств по контрактам с казначейским сопровождением. Поставщику не придется открывать лицевой счет в органе Федерального казначейства (п. 2–6 ст. 15 Закона № 431‑ФЗ). Заказчик сможет перечислить аванс или оплатить контракт сразу на расчетный счет в банке:

  • подрядчикам, исполнителям по контрактам на выполнение работ, оказание услуг. Для перевода средств в ТОФК нужно представить документы, которые подтверждают факт выполнения работ или услуг, а также реестр документов о затратах подрядчика по контракту на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капремонт, произведенных в целях выполнения работ, оказания услуг;
  • поставщикам строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию. Чтобы средства перечислили на расчетный счет, перечень стройматериалов нужно представить в ТОФК;
  • Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

    Подписаться на журнал


Реклама